Объявление

"Духовный уровень человека определяется тем, как человек понимает кошку" — Бернард Шоу.
"Давайте только проявлять больше внимания, терпимости и уважения к чужому мнению — вот и всё." — Gennadius.
О размещении изображений на форуме, О рекламе на форуме

#1251 02 January 2019 11:52:46

lesha74
Без пяти минут зоолог
Зарегистрирован: 31 January 2013
Сообщений: 1776

Re: Неандертальцы (Homo neanderthalensis) 2

Miracinonyx :

Гигиена лишь одна из версий. Наиболее удобная для рационального сознания исследователей 19-21 вв, но неубедительная для меня.

Интерпретация похорон как возвращения в лоно матери совсем не исключает интерпретации как мотива удерживания покойника от того, чтобы он не сбежал.
  Почитайте книгу ниже. Там, действительно, есть интерсные моменты (см. гл. 13). Вот цитата оттуда.
  «Подавляющее большинство особенностей погребальных обрядов свидетельствует о том, что своим возникновением они обязаны имевшему в прошлом универсальное распространение страху перед покойниками. „Все… способы погребения и большая тщательность, с какой они совершаются, — пишет Ю. Липс (Липс Ю. 1954. с. 386–387), — порождены не только заботой о покойнике, но и прежде всего страхом, как бы человек, вырванный из общества вследствие „несчастного случая" — смерти, не вышел вновь из своего состояния неподвижности и не напугал оставшихся в живых или не причинил бы им вреда. Представление о ревнивой мстительности мертвых проходит красной нитью через похоронные обряды человечества, начиная с доисторических времен и кончая нашей современной цивилизацией. Камни, которые наваливались на тасманийскую могилу, связанные мумии Египта и забитые гвоздями гробы наших дней — все это восходит к одному и тому же атавистическому страху. Приемы, которыми пользуются для того, чтобы заставить трупы оставаться в своих могилах, отличаются чрезвычайным разнообразием. В Австралии дуплистое дерево, служащее в качестве гроба, пронзается иногда еще копьем, чтобы прочнее „пришпилить" шею мертвеца, в иных случаях все дерево сжигается после погребальной церемонии. Тасманийцы перед погребением связывали трупы по рукам и ногам, чтобы пресечь всякую попытку с их стороны освободиться. В доисторической Испании прибивание мертвых гвоздями к доскам, на которых их клали в могилу, было традиционным погребальным обычаем.
Были обнаружены целые кладбища, где скелеты похороненных людей носили все признаки „повторного убийства". Чаще всего это были черепа, пробитые огромными гвоздями. Обычай этот существовал в течение очень длительного времени и позднее сохранился лишь у некоторых групп населения. Так первобытные народы во всем мире принимают меры к тому, чтобы лишить возможности немою пленника покинуть его могилу и направить свои магические силы против общества» (Семёнов Ю. И. 2002, Гл. 13).

  А интерпретация похорон как возвращения в лоно матери-земли может быть уже гораздо более поздним образованием - времён неолита.
   Тасманийские аборигены - это живой пример верований, которые могли быть ближе всего, из всей этнографии, к к неандертальским.
  Вот что пишет Кабо про представление тасманийских аборигенов о том, что происходит после смерти:

"Когда Робинсон пытался выяснить представления тасманийцев о будущей жизни, в частности, куда уходят, по их мнению, умершие, он получал разные ответы. Некоторые говорили, что когда умрут, то отправятся в Англию. Один абориген сказал, что после смерти будет ходить от племени к племени. Ведь мертвые часто бродят вокруг [91, 62, 185, 493]. А однажды Робинсон услыхал такой ответ: «Ba-li war lugana uni da-gara Tini Drini. Mabali ba-li war Drini». В свободном переводе это следует читать: «Когда мертвеца сожгут, он отправляется на Тини Дрини, Остров Мертвых. Все люди должны уйти на этот остров» [187, 295].

В первые годы колонизации тасманийцы перенесли название Тини Дрини, Остров Скелетов, или Остров Мертвых, на Англию, родину белых пришельцев, в которых они видели покойников, пришедших с этого острова. По словам Бэкхауза, тасманийцы «на первых порах ошибочно принимали белых людей за бестелесные существа». Он тоже подтверждает существование у тасманийцев «смутных представлений» о жизни за гробом или, точнее, после сожжения тела на погребальном костре [152, 55–56]. О том же сообщают и другие авторы. Как место пребывания людей после смерти тасманийцы называли то звезды, то остров в Бассовом проливе, где жили их предки, куда уходят мертвые варрава, и где {157/158} они пребывают в образе белых людей [152, 56]" (Кабо В. 1975, Элементы религии).

  Но и выше описанные представления тасманийских аборигенов о жизни после смерти - далеки от того, что могло быть у неандертальцев: такие представления характерны для мезолита и неолита. У тасманийских аборигенов очень сильно всё смешалось (из-за островной изоляции и отставании в развитии): от элементов неолита до среднего палеолита (типичный инструмент был - среднепалеолитическими).
  А лоно матери-земли - это, по-моему, всё же что-то ближе к земледелию (мать-земля).



Семёнов Ю. И. 2002. Как возникло человечество. М.: Государственная публичная библиотека России. http://nemaloknig.ru/book-20489.html .

Кабо В. 1975. Тасманийцы и тасманийская проблема. Москва: Наука, http://vladimirkabo.com/Tasmanians.htm .

Отредактировано lesha74 (04 January 2019 11:17:26)

Неактивен

 

Board footer

©2006 – 2017, Зоологический форум

При поддержке программы Ministry