Объявление

"Духовный уровень человека определяется тем, как человек понимает кошку" — Бернард Шоу.
"Давайте только проявлять больше внимания, терпимости и уважения к чужому мнению — вот и всё." — Gennadius.
О размещении изображений на форуме, О рекламе на форуме

#1651 06 September 2019 10:18:28

Miracinonyx
Любитель животных
Зарегистрирован: 05 December 2006
Сообщений: 19226

Re: Неандертальцы (Homo neanderthalensis) 2

Кстати, более важный вопрос: кто-нибудь знает, в могилах неандертальцев находили женские скелеты? По идее, должны были, т.к. найдены детские захоронения (тот же Тешик-Таш), у взрослой женщины статус по определению выше, что подразумевает вероятность женских захоронений при наличии детских. Но это согласно сапиентной ментальности, с нашими распределением социальных ролей, причем довольно поздней ментальности. У неандертальцев, конечно, могло быть все совершенно по-другому.

К примеру, для сапиенсов, насколько я понимаю, характерная модель - убить и иногда съесть мужчин и детей и забрать себе в пользование женщин. У неандертальцев, если судить по Крапине и Эль-Сидрону, характерная модель — убить и почти всегда съесть детей и женщин, а мужчин - уж когда удается. Налицо, как мне кажется, неандертальское восприятие членов чужой общины не как "неполноценных людей, ниже меня, но все же человеков, которыми можно пользоваться", а просто как добычи, более или менее опасной в зависимости от свойств конкретной особи.

Неактивен

 

#1652 06 September 2019 16:28:13

Homo heidelbergensis
Заглянувший
Зарегистрирован: 25 March 2019
Сообщений: 3

Re: Неандертальцы (Homo neanderthalensis) 2

Miracinonyx :

Кстати, более важный вопрос: кто-нибудь знает, в могилах неандертальцев находили женские скелеты?

Как минимум одно - молодая женщина Ля-Ферраси 2, лежавшая голова к голове со пожилым мужчиной Ля-Ферраси 1. Есть ещё захоронения неопределённой половой принадлежности - Регурду и Киик-Коба.
Табун, конечно, не считается, как и Сен-Сезар (который ещё не факт, что женщина).
В целом да, по сравнению с мужскими и детскими захоронениями скудновато.

Неактивен

 

#1653 06 September 2019 16:40:27

Miracinonyx
Любитель животных
Зарегистрирован: 05 December 2006
Сообщений: 19226

Re: Неандертальцы (Homo neanderthalensis) 2

Вот еще одна странность их психологии: тщательность захоронений детей - существ, по идее, совершенно бесполезных и всегда избыточных, фактор обременения для общины - должна говорить, на мой взгляд, об очень сильных родительстких инстинктах неандертальца, о высокой значимости ребенка в психическом мире взрослого, который его видит, общается, воспринимает и любит. Только этим можно объяснить целенаправленные захоронения младенцев.
При этом (как я понимаю логику работы инстинкта) ярко выраженная положительная инстинктивная реакция на маленьких детенышей, на мой взгляд, должна  была бы наделять их жестким, непреодолимым иммунитетом от насилия со стороны взрослых - и этого нет. Мы находим останки неандертальских детей, съеденных самими же неандертальцами. Вот это в голове не укладывается.

Неактивен

 

#1654 06 September 2019 17:29:59

lesha74
Без пяти минут зоолог
Зарегистрирован: 31 January 2013
Сообщений: 3232

Re: Неандертальцы (Homo neanderthalensis) 2

Каннибализм тогда - это, вроде бы, редкость: наверно, в основном
, только по большой нужде (при дефиците ресурсов). Читал, в разных местах, что каннибализм приобрёл массовый характер лишь в неолите, когда, как раз так и, нужда уменьшилась: носил религиозный характер, был связан с изменением религиозных представлений.

Активен

 

#1655 06 September 2019 22:55:53

Андрэ Натальер 2
Любитель животных
Откуда: Минск
Зарегистрирован: 19 July 2018
Сообщений: 697

Re: Неандертальцы (Homo neanderthalensis) 2

По портрету неандера.
Я сделал намёк на то, что образы неандертальцев дошли до нас в виде палеолитических Венер. Аудитория пропустила мимо эту размышлялку. И продолжали выпытывать о портретах.
Повторю мысль, вычитанию в работе некоего автора по искусству Каменного Века (кажется, по фамилии Кузнецов). В своем искусстве сапиенсы изображали животный мир свободно, но на изображение самого человека было наложено табу. До определенного момента изображения человека отсутствуют.
Есть 3 исключения.
1) автографы в виде силуэтов рук и
2) палеолитические Венеры.
3) человеко - звери (это от меня, А.Н.2).
Автор предположил, что если при отсутствии табу на изображение животных, изображали женщин, то это может означать, что их не воспринимали как людей. Изобразив Эту женщину, табу на изображение человека не нарушается. Она равна животным. Она из мира животных, чужих, не людей. И антропоморфность фигур заставила предположить в них параллельное человечество. Сиречь неандертальцев.
Мне эта мысль нравится.
Со временем появились поколения, не знавшие неандертальцев, а образ продолжил жить и "сапиентизировался" до субтильных сапиентных женщин...
Традиция Венер начинается в СПЛ Венерой из Тан-Тана и Берехат Рам (иногда оспариваются).
Есть ещё одна традиция зооморфных и, возможно, антропоморфных изображений из Яабекской культуры С-З Европы. Там в ретушированных отщепах угадываются черты лиц и личин забавной формы.

Отредактировано Андрэ Натальер 2 (06 September 2019 22:57:52)


Если вам недостаточно своих ошибок, спросите профессионала

Неактивен

 

#1656 07 September 2019 04:47:40

lesha74
Без пяти минут зоолог
Зарегистрирован: 31 January 2013
Сообщений: 3232

Re: Неандертальцы (Homo neanderthalensis) 2

По поводу Винер как изображения неандерталок я высказался в сообщении 1557 на https://forum.zoologist.ru/viewtopic.ph … 4&p=63 .
  По поводу прижизненных портретов неандертальцев мы с Miracinonyx несколько раз Вас вопрошали раскрыть сию интригу. smile

Андрэ Натальер 2 :

Есть ещё одна традиция зооморфных и, возможно, антропоморфных изображений из Яабекской культуры С-З Европы. Там в ретушированных отщепах угадываются черты лиц и личин забавной формы.

Очень может быть. Можно подробнее?
  На портале Дж. Харрода (ссылка ниже) я обращал внимание, что на некоторых камешках предположительные личины смахивают на черты гейделей (неандертальцев).

Harrod J. Портал «Three Million Years of Prehistoric Art, Religion and Symbol in Human Evolution». http://www.originsnet.org .

Активен

 

#1657 07 September 2019 07:30:06

Андрэ Натальер 2
Любитель животных
Откуда: Минск
Зарегистрирован: 19 July 2018
Сообщений: 697

Re: Неандертальцы (Homo neanderthalensis) 2

lesha74 :

По поводу Венер как изображения неандерталок я высказался в сообщении 1557 на https://forum.zoologist.ru/viewtopic.ph … 4&p=63 .

Ваше замечание было замечено, поэтому и не развивал тему. Венер много. Если одна имеет следы того, что автор резала/лепила фигурку с себя, это вовсе не означает, что остальные изготавливались по тому же принципу. Аргумент интересный, но хотелось бы уточнений: зачем лепить с себя, когда вокруг полдюжины товарок или деток, или мужиков, у которых спина боль-мень похожа? Если автопортреты, то тип стилизации рук и лиц чем объясним, если не принять идею о сложившемся каноне подобных изображений
 

lesha74 :

По поводу прижизненных портретов неандертальцев мы с Miracinonyx несколько раз Вас вопрошали раскрыть сию интригу. smile

Камрады не посчитали мой ответ ответом. Прошло мимо сознания. Я закрыл эту тему. Но когда вопросы продолжились, я таки развернул свой ответ.

lesha74 :

Очень может быть. Можно подробнее?
  На портале Дж. Харрода (ссылка ниже) я обращал внимание, что на некоторых камешках предположительные личины смахивают на черты гейделей (неандертальцев).

Harrod J. Портал «Three Million Years of Prehistoric Art, Religion and Symbol in Human Evolution». http://www.originsnet.org .

Подробнее, чем у Гаррода? Вы, наверное, смеётесь.
Он держал эти камушки и коллекции в руках. Он исследовал их по фото, присланным ребятами, что их копали.
Зубчато-выемчатые отщепы или орудия порой вызывают вопросы. Сколы, оформляющие зубец или выемку, естественного или искусственного происхождения? Назначение таких орудий?  Гаррод поддержал идею того, что это не орудия, т.к. следов сработанности на некоторых нет, а вотивные предметы или игрушки, не отходы производства, а предметы искусства.
Мне тоже эта идея кажется интересной, годной к проверке.


Если вам недостаточно своих ошибок, спросите профессионала

Неактивен

 

#1658 07 September 2019 08:16:37

lesha74
Без пяти минут зоолог
Зарегистрирован: 31 January 2013
Сообщений: 3232

Re: Неандертальцы (Homo neanderthalensis) 2

Андрэ Натальер 2 :

Аргумент интересный, но хотелось бы уточнений: зачем лепить с себя, когда вокруг полдюжины товарок или деток, или мужиков, у которых спина боль-мень похожа?

Как вариант - первобытный народ кто где чем был занят и на месте, в основном, не сидел, что нужно для позирования.  Вот и приходилось с себя "лепить".
  Ещё вариант (не исключает первый): скульптуроделание было элитным делом. А т.к. обожествляют элиту, то и приходилось лепить скульптурки божеств самой с себя smile Т.к. сама - живое божество smile
  Кстати, есть аргументы за то, что в верхнем палеолите статус женщины был выше, чем до и чем после верхнего палеолита и очень подозреваю, что выше мужского. В частности, как Вы верно заметили - табу на изображение мужчин.

Андрэ Натальер 2 :

Подробнее, чем у Гаррода? Вы, наверное, смеётесь.

Нет (иронизирую крайне редко).

Андрэ Натальер 2 :

Он держал эти камушки и коллекции в руках. Он исследовал их по фото, присланным ребятами, что их копали.

А у Вас откуда информация про эти "игрушки"?
  На портале Харрода, вроде, относительно краткая информация. В основном, фото, а датировки - условные. Что мне недоставало для периодизации (хотя, может, более точных дат и нет). Про то, что эти находки принадлежат именно Яабекской культуры - вообще первый раз слышу.  Впрочем, подробно не вгрызался в каждый рисунок на портале (в первоисточники), а просто внимательно просмотрел все изображения, а первоисточники (или ещё какую текстовую информацию к рисункам), может, и пропустил. У меня осталось впечатление какой-то недосказанности. Рад, что и Вы обращаете внимание на эту тему. Вам тоже "мордашки" показались похожими на неандертальские?

Активен

 

#1659 07 September 2019 11:08:35

Андрэ Натальер 2
Любитель животных
Откуда: Минск
Зарегистрирован: 19 July 2018
Сообщений: 697

Re: Неандертальцы (Homo neanderthalensis) 2

Информация из личного общения с ним.


Если вам недостаточно своих ошибок, спросите профессионала

Неактивен

 

#1660 07 September 2019 12:18:28

Crazy Zoologist
Гость

Re: Неандертальцы (Homo neanderthalensis) 2

Извините, что прерываю дискуссию. Но если кто -нает. Почему неандертальцев разные люди реконструируют по-разному, а иногда и очень сильно по-разному?) Если есть технологии, позволяющие устанавливать прижизненную внешность лица по черепу?
Спасибо.

Отредактировано Crazy Zoologist (07 September 2019 15:34:03)

 

#1661 07 September 2019 12:46:29

lesha74
Без пяти минут зоолог
Зарегистрирован: 31 January 2013
Сообщений: 3232

Re: Неандертальцы (Homo neanderthalensis) 2

Да нет на них Miracinonyx - вот и весь сказ smile


Андрэ Натальер 2 :

Информация из личного общения с ним.

О...
Тоже очень заинтригован и очарован возможностью заглянуть в неандертальские личины сквозь тысячелетние пучины.
У Харрода на портале приводится такое фото (датируется там около 200 т.л.н.):
https://i.postimg.cc/1fM6ZDSL/image.png
Подбородок – скошен, глазница – огромная, лоб – скошен, вроде, прогнатизм. По-моему, на неандертальца похоже. Хотя бы на раннего (шея - там это просто подставка).


А Яабекская культура когда, примерно, датируется?

Что до восприятия сапиенсами неандертальских женщин, то, боюсь, они могли воспринимать неандерталок как что-то вроде мужчин, вырядившихся под женщин и испытывать к ним соответствующие чувства. Поэтому, мне очень сомнительно, чтобы неандерталки могли стать прообразом "иконы" женственности (гиперженственности) сапиенсов.

Кстати, где-то читал предположение, что гигантские ягодицы Винер связаны с тем, что тогда там соответствующий антропотип просто был у которого, действительно, огромные ягодицы были (у кого-то из африканцев сейчас такое есть).

Отредактировано lesha74 (07 September 2019 12:53:09)

Активен

 

#1662 07 September 2019 13:34:09

Miracinonyx
Любитель животных
Зарегистрирован: 05 December 2006
Сообщений: 19226

Re: Неандертальцы (Homo neanderthalensis) 2

Андрэ Натальер 2 :

По портрету неандера.
Я сделал намёк на то, что образы неандертальцев дошли до нас в виде палеолитических Венер. Аудитория пропустила мимо эту размышлялку. И продолжали выпытывать о портретах.
Повторю мысль, вычитанию в работе некоего автора по искусству Каменного Века (кажется, по фамилии Кузнецов). В своем искусстве сапиенсы изображали животный мир свободно, но на изображение самого человека было наложено табу. До определенного момента изображения человека отсутствуют.
Есть 3 исключения.
1) автографы в виде силуэтов рук и
2) палеолитические Венеры.
3) человеко - звери (это от меня, А.Н.2).
Автор предположил, что если при отсутствии табу на изображение животных, изображали женщин, то это может означать, что их не воспринимали как людей. Изобразив Эту женщину, табу на изображение человека не нарушается. Она равна животным. Она из мира животных, чужих, не людей. И антропоморфность фигур заставила предположить в них параллельное человечество. Сиречь неандертальцев.
Мне эта мысль нравится.
Со временем появились поколения, не знавшие неандертальцев, а образ продолжил жить и "сапиентизировался" до субтильных сапиентных женщин...
Традиция Венер начинается в СПЛ Венерой из Тан-Тана и Берехат Рам (иногда оспариваются).
Есть ещё одна традиция зооморфных и, возможно, антропоморфных изображений из Яабекской культуры С-З Европы. Там в ретушированных отщепах угадываются черты лиц и личин забавной формы.

Извините за длинное цитирование, понимаю, что это дурной тон, но сейчас некогда редактировать по фрагментам.
Андрэ, мысль о соотненсенности женских статуэток с объектами НЕчеловеческого мира очень интересна, и мне тоже нравится. Проблема тут вот в чем - человек по определению сакрален для самого себя и только и исключительно себя полагает центром мироздания, так работает наше сознание и иначе, думаю, быть просто не может - это базовый принцип сознательного мышления. Включение части людей в мир стандартно изображаемых внешних объектов (лошадей, бизонов, мамонтов и тд.) не делает эту категорию людей особо сакральной, напротив - они выключены из человеческого мира в принципе, это НЕ люди. И обожествления здесь быть не может, скорее наоборот, на мой взгляд.

Второе и очень важное: только одна статуэтка "венеры" имеет возраст сопоставимый с самыми последними датировками существования неандертальцев. Это "венера из Хохле Фельс", найденная в 2008 году в южной Германии. Ранний ориньяк, около 40 тлн. И это первое достоверное изображение человеческого существа.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/en/9/92/Venus-of-Schelklingen.jpg
Проблема в том, что именно в этой статуэтке начисто отсутствуют портретные черты - у нее головы нет, есть кулонная петелька для продевания ремешка. Все что мы можем видеть - это массивная фигура с гипертрофированными сексуальными признаками. Соотношение ширины таза и плеч, как и плоский профиль ягодиц крайне резко контрастируют со всеми последующими фигурками "венер", напоминая мужской стандарт. И только это, наверное, может быть основанием для заключения о неандертальском прототипе. Остальные признаки - размер и форма груди и вульвы - это, в сущности, просто палеолитическая порнуха, не более того, средство стимулировать мужскую похоть. А вот общий габитус фигуры ВНЕ половых атрибутов - да, не сапиентный. Увы, подобное изображение одно.

Все остальные "венеры" противоположны по конституции, и, конечно, ни малейшего отношения к неандертальцам иметь не могут: начиная с возраста находок, и кончая пропорциями - всегда узкие и слабые плечи, всегда очень тонкие, лишенные мускулатуры руки, всегда гигантской толщины ягодицы и бедра, и подчеркнутый живот + форма груди. Поздние "венеры" - это, на мой взгляд, стандарт чисто сапиентной женщины-матери, в противоположность безголовой "порно-кукле" из Хохле Фельс.
У этих позднейших венер тоже нет лиц, но там хотя бы видны головы - чисто сапиентные, как и фигуры - шарообразные, с обозначением шапки коротких курчавых тропических волос. Так что увы, к "параллельному человечеству" все это отношения не имеет.

По поводу "предметов искусства и изображений людей" на сайте Гаррода возрастом ДО верхнего палеолита, ну, ребята, но это же личные воззрения автора сайта! У него большая коллекция, он много наработал материала, но это самоочевидно, что он ХОЧЕТ видеть в этих камнях лица людей, ну что вы в самом-то деле. Это совершенно банальные гальки и обломки, в которых МЫ, современные жители Земли, воспитанные на картинных галереях и выставках "модернового арта", что-то там пытаемся разглядеть и видим - своими глазами, тренированными на поиск аналогий человеческим лицам среди равно абсурдных изображений современных абстракционистов - какие-то подобия. Если быть непредвзятым, то единственное, что гарантированно там есть - это зигзаги и точки. Не больше.

Неактивен

 

#1663 07 September 2019 14:24:37

lesha74
Без пяти минут зоолог
Зарегистрирован: 31 January 2013
Сообщений: 3232

Re: Неандертальцы (Homo neanderthalensis) 2

Именно поэтому всю эту коллекцию и не считают настоящими скульптурами: в подавляющем числе случаев она могла быть результатом случайности (будь может, за исключением двух случае, которые наукой признаются как протовенеры).
  И я бы тоже, скорее всего, очень сильно сомневался в этой коллекции. Если бы ни одно но: я исследовал циклическую закономерность эволюции стилистике в искусстве, её корреляцию с технологичной цикличностью. На основе этой закономерности знаю каковы тенденции в искусстве в какой время, например, среднего палеолита должны развиваться (искусство ведь, наверняка, было и тогда: наверняка же хотя бы разукрашивали себя охрой). Так вот я навёл статистику по порталу Харрода в отношении таких стилистических изменений в выставленных им гипотетических изображений и, к своему удовольствию, обнаружил, что там имеются как раз такие стилистические изменения, какие и должны быть в соответствии с упомянутой закономерностью.   
  Не исключаю даже, что люди тогда могли и не делать скульптурки специально, а всё (или почти всё), что приведено у Харрода получалось случайно. Но, предполагаю, что, как минимум, не случайно отбиралось и сохранялось в качестве скульптурок. И, предполагаю, поэтому и получилась та эволюция стилистики, какая и должна была быть. 
Хотя, в каждом конкретном случае, конечно, не могу со 100% - уверенностью утверждать, что это сделано или сохранено специально.

Активен

 

#1664 07 September 2019 14:44:06

lesha74
Без пяти минут зоолог
Зарегистрирован: 31 January 2013
Сообщений: 3232

Re: Неандертальцы (Homo neanderthalensis) 2

Miracinonyx :

Проблема тут вот в чем - человек по определению сакрален для самого себя и только и исключительно себя полагает центром мироздания, так работает наше сознание и иначе, думаю, быть просто не может - это базовый принцип сознательного мышления. Включение части людей в мир стандартно изображаемых внешних объектов (лошадей, бизонов, мамонтов и тд.) не делает эту категорию людей особо сакральной, напротив - они выключены из человеческого мира в принципе, это НЕ люди. И обожествления здесь быть не может, скорее наоборот, на мой взгляд.

Мне тоже такая мысль приходила. Например, в мусульманстве людей тоже стараются не изображать: у них нет икон. В христианстве, в Византии, тоже одно время такая тенденция была в связи с движением иконоборчества (потом оно проиграло, но, кажется, лет 50 было на высоте).
Идея была в том, что иконы - аналог идолов и борьба с изображением людей шла как борьба с идолопоклончеством. По этой причине. например, у баптистов (и других новых церквей) тоже нет икон.
  Однако же, в основной своей массе и из того, что мы знаем по письменным и внятным археологическим источникам, божества – изображаются, являясь центральными фигурами изобразительного искусства. От всяких неолитических божеств (например бог рыбы в виде рыбы), до росписей Микеланджело.
   Это мне придаёт уверенности в том, что палеолитические Винеры, действительно, могли носить религиозный смысл (что, вообще говоря, не исключает и эротического смысла).

Активен

 

#1665 07 September 2019 15:11:41

Miracinonyx
Любитель животных
Зарегистрирован: 05 December 2006
Сообщений: 19226

Re: Неандертальцы (Homo neanderthalensis) 2

Не исключаю даже, что люди тогда могли и не делать скульптурки специально, а всё (или почти всё), что приведено у Харрода получалось случайно. Но, предполагаю, что, как минимум, не случайно отбиралось и сохранялось в качестве скульптурок.

С этим согласен, почти наверняка так и было. Проведение параллелей по сходству природных объектов с лицами и фигурами сородичей - вот этим, скорее всего, занимались разные гоминиды среднего палеолита. Ассоциативные связи, шутки и метафоры легко и естественно находят гориллы, обученные амслену, что говорить о неандертальцах с их мозгом в 1,5 кг.
Касательно "венер", искусство палеолита - порождение иного мира и в нем наложено табу на изображение человека, а не на изображение живых объектов вообще. Животных в верхнем палеолите изображают просто виртуозно. Как и "венер". И животные фигурируют в жанровых сценках, зарисовках с натуры непосредственно самых живых существ из мира природы, а не предстают перед нами в виде монументальных звероподобных божеств. Поэтому не соглашусь. Другое дело, что изображения "венер" - это палеоскульптуры, и в них вида схематизация и ярко выраженные черты условности, в отличие от наскальных росписей, но и в скульптурах животных эти черты прослеживаются. Возможно , это связано с материалом и размерами скульптурок, которые диктовали определенную манеру.

Неактивен

 

#1666 07 September 2019 17:06:37

lesha74
Без пяти минут зоолог
Зарегистрирован: 31 January 2013
Сообщений: 3232

Re: Неандертальцы (Homo neanderthalensis) 2

Думаю, что в верхнем палеолите, по сравнению с большинством неандертальцев, произошёл сдвиг в религиозных верованиях и именно с этим, думаю, и связано, что людей изображали много реже, чем животных.
  Думаю, это связано с тем, что тогда возникла вера в своего рода души, но не в привычном смысле, а такие, которые сами по себе, вне тел, не существуют и могут передаваться лишь при физическом контакте объектов. Не дай бог изображением человека коснёшься, а твоей "душе ", вдруг, понравится изображение и она туда и перескочит, и останешься без души. Или, чего доброго, какая-нибудь другая душа так заскочит в тебя неладная и будешь потом маяться.  В общем, опасное это дело - изображать людей smile .
  Ну если уж и дошло до изображений, то лучше изображать безголовыми, безлицыми, или только отдельные части тела (например, отпечатки рук): "душе" вряд ли понравится такая некондиция. И совсем другое дело - животные: "душа" же "видит", что это - не её тела и вряд ли захочет перескочить в изображения этих животных.
   И ведь делают, в верхнем палеолите, именно негативы кистей рук. Казалось бы, куда ведь проще: ляпни кисть в охру, припечатай к стене и будет тебе изображение. Такнет же: охрапульт делали специальный и куда больше охры уходило на то, чтобы получилось то же самое изображение руки, но негативное. Я думаю, что всё потому, что негатив – это не изображение кисти руки, а её «тень». А в тень душа переселиться не может. Т.е. 100% - ная гарантия от всяких ненужных перескоков.
И совсем другое дело – в неолите (мезолите): там уже демоны появляются, которые и заведуют перенаправлением «душь». Тут уж не поспоришь: рисуй, не рисуй человека ( или делай – не делай человеческие скульптуры) – заберёт душу демон и спрашивать не будет. Или, наоборот, подсадит чего лишнего (например, пока спишь). Тут уж совсем другая тактика требуется: демонов задабривать надо или отпугивать, чтобы чего не вышло, а не изображений человека бояться.

  Не случайно почти все верхнепалеолитические статуэтки – разбиты (часто видны следы намеренной порчи от ударов): похоже, на то, что в них переманивали какие-то души (например, злые души которые вселялись в человека) и потом статуэтки разбивали и злые души погибали без своих статуэтных тел (может, не случайно, что почти всегда верхнепалеолитические статуэтки изображали хищных животных: из людей в них выманивали злые души хищных животных).

Вот и опасались в верхнем палеолите изображать людей. Разве что «божеств» в виде Винер. Но это не божества были в теперешнем смысле слова. Чёрт его знает: может быть там хранили «души» умерших почётных женщин-проматерей – хранителей очага и время от времени контактировали с этими душами в прямом смысле: души же свои – опасаться нечего. На всякий случай, безголовую, безлицую статуэтку сделаешь и туда «душа» какого-нибудь случайного врага не захочет переселиться (а то мало ли: захватят ещё статуэтку или мало ли что может ещё случиться; например, ребёнок неразумный что неправильного сделает).

  Не были широко расспространены у неандертальцев такие верования – и неизвестно у них такого обилия статуэток, как у сапов верхнего палеолита.
  Но всё равно какое-то подобие есть. И вот надо же так: больше как раз в такие моменты, когда идёт процесс зарождения нового, судя по волнам предверхнепалеолитичесих технологий. Думаю, и религия верхнепалеолитического уровня тогда у неандертальцев, эпизодически, начинала давать потуги роста. Думаю, именно поэтому именно поэтому тогда у неандертальцев находятся подобия скульптурок (может быть, большинство – случайно получившихся).

Отредактировано lesha74 (07 September 2019 17:14:59)

Активен

 

#1667 07 September 2019 23:07:22

Miracinonyx
Любитель животных
Зарегистрирован: 05 December 2006
Сообщений: 19226

Re: Неандертальцы (Homo neanderthalensis) 2

о божечки

James Harrod, Ph.D. is a scholar specializing in prehistoric art, religion and semiotics.

He is the author of articles on the decipherment of Upper Paleolithic European protolanguage and Upper Paleolithic male and female spiritual transformation processes. He has also published on the origins of symbol and mind two million years ago as evidenced in the flaked pebble core technology of Homo rudolfensis/habilis.

In 1987 James Harrod founded and chaired the Prehistoric Religions Consultation Unit, the first program of the American Academy of Religion annual meeting devoted to prehistoric religions. In 1988 he received a research grant from the American Academy of Religion to study Middle and Early Paleolithic palaeoart in England, Netherlands, and Germany. In 1990, he studied paleoanthropology at Koobi Fora, Kenya; and in 1996, he was a member of the expedition surveying the site of Har Karkom in Israel, where he led a search for Paleolithic palaeoart. He was also an associate of the archaeologist Marija Gimbutas, who has led the way in decoding the religious iconography of the European Neolithic.

He has a doctorate in religion from Syracuse University with a focus on comparative mythology and ancient Greek religion; an MA in philosophical theology; and an MA in depth psychology from Pacifica Graduate Institute. He has studied shamanic trance postures with Felicitas Goodman and Michael Harner, kundalini and vipassana meditation, and Grof holotropic breathwork. He also has a private depth psychotherapy practice in Brunswick, Maine, and a consulting business in social services strategic planning and grantwriting.

Последнее предложение - ключевое.

Меня больше не удивляет, что господин Гаррод,
мастер медитации-кундалини (это секс и все вокруг него, если чё), мастер бизнес-консультаций по глубинной психологии с одновременным написанием заявок на научные гранты, доктор наук в области сравнительной мифологии Др. Греции и одновременно грантополучатель от американской "АКАДЕМИИ религии", написавший исследование в области "духовных трансмутаций мужчины и женщины в верхнем палеолите" и опубликовавший работу "О происхождении духовности и символизма два миллиона лет назад, что доказано отщеповыми технологиями Хомо рудольфенсис",
видит в нижеследующем "портрет гиеновой собаки":

http://www.originsnet.org/hk19ab/images/t)%20hk19b%20%237%20obv%20hyena%20dog.jpg

Такие вещи называются "шиза на продажу", извините.

Неактивен

 

#1668 08 September 2019 05:11:20

lesha74
Без пяти минут зоолог
Зарегистрирован: 31 January 2013
Сообщений: 3232

Re: Неандертальцы (Homo neanderthalensis) 2

Фото - что-то не видно.

"Американская академия религии является крупнейшей в мире ассоциацией ученых в области религиоведения и смежных тем." (https://en.wikipedia.org/wiki/American_ … f_Religion)

  Про то, что мастер - медитации - не вижу: у меня перевелось, что он, грубо говоря, просто изучал тех, кто медитирует.
А то, что он "консультирует по вопросам стратегического планирования социальных услуг и написания грантов" меня тоже удивило. Но если он, действительно, хороший психолог ("имеет частную практику глубинной психотерапии в Брансуике, штат Мэн"), что важно в религиоведении, то, может быть это, действительно, может помогать консультировать по вопросам стратегического планирования социальных услуг и написания грантов?

Активен

 

#1669 08 September 2019 05:29:52

Miracinonyx
Любитель животных
Зарегистрирован: 05 December 2006
Сообщений: 19226

Re: Неандертальцы (Homo neanderthalensis) 2

Леша, просто если посмотреть на название темы "Духовная трансмутация мужчины и женщины во времена верхнего палеолита" и добавить к этому его трактовки разбитых галек в качестве "изображений льва, идущего на водопой среди шуршащих стеблей травы и в тени качающихся акаций", то, на мой взгляд, говорить просто не о чем. Человек блестяще использует богатое воображение для создания ярких и хорошо продающихся образов из пустоты. Нет вообще никакой опоры, ни на что: все положения высосаны даже не из пальца, а из дуновения сквозняка в голове.

Он проработал огромный объем материала. И это серьезное достижение. Но чел опирается на личное мнение без критического самоанализа, даже не пытаясь делать оговорок, что ВСЕ его вывод в сущности фантазийны и являются продуктом мышления и сознания человека 20-21 века, сформированного по влиянием совершенно определенных идеологем. Самокритичности, учета высокой вероятности собственных ошибок, учета постоянного давления на его мышление и способ видения со стороны сформировавшей его самого среды - НОЛЬ. Он страховочные пояса и самоанализ не использует в рассуждениях, а на темы замахивается - ого-го...
Как можно вообще писать что бы то ни было развернутое на тему "религий палеолита", если у нас НИЧЕГО нет, кроме могил и нескольких примеров орнаментировки, и при этом человек НЕ является нейрофизиологом, занимающимся генетически заданными, неизменными шаблонами работы мозга. Единственное, что мы можем достоверно сказать - это веру в посмертие, каковая была у неандертальцев, т.к. ритуальные захоронения возникают только при таком взгляде на мир. И на этом все. Все достоверные суждения о "религиях мустьерской эпохи" исчерпаны восемью словами в одном предложении.

Что это за идеи о "молниях в виде зигзагов на гальках, орнаментированных неандертальцами, что говорит нам о том, что неандертальцы верили в магические практики энергетического сообщения между небом и землей"?
Ну, да, я тоже вижу, хотя и с большим трудом, что обломок валуна похож на голову гиеновой собаки. Но, блин, ЭТО ПРОСТО ОБЛОМОК КАМНЯ! Какое это, нафиг, "искусство"?! Что это за "символ высокого художественного гения и духовных поисков" древних обезьян?!

В общем, получается бред вроде поршневского, красиво упакованный в оболочку из изящных слов искусствоведа. Все это немыслимо для серьезной науки, по-моему.

Мое личное мнение: лучшее, что есть на гарродовском сайте - это набор редких и интересных иллюстраций. А трактовки лучше не читать, в этом смысла нет, ибо фантазии. И даже когда под ними почва ощущается - она болотистая.

Неактивен

 

#1670 08 September 2019 05:43:37

Miracinonyx
Любитель животных
Зарегистрирован: 05 December 2006
Сообщений: 19226

Re: Неандертальцы (Homo neanderthalensis) 2

Вот, это интереснее и на порядок объективнее, т.к. здесь - страховочные пояса есть.

Твоё лицо, когда его восстановили по черепу — Елена Сударикова

Неактивен

 

#1671 08 September 2019 06:42:46

lesha74
Без пяти минут зоолог
Зарегистрирован: 31 January 2013
Сообщений: 3232

Re: Неандертальцы (Homo neanderthalensis) 2

То, что у него самокритичность занижена - пожалуй, соглашусь.
Хотя, с другой стороны, при описании каждой находки на его сайте писать о том, что интерпретация гипотетична я бы тоже не стал: мне и так понятно, там все интерпретации в целом условны и каждый раз писать об этом - место тратить.

Miracinonyx :

если посмотреть на название темы "Духовная трансмутация мужчины и женщины во времена верхнего палеолита" и добавить к этому его трактовки разбитых галек в качестве "изображений льва, идущего на водопой среди шуршащих стеблей травы и в тени качающихся акаций", то, на мой взгляд, говорить просто не о чем.

Название темы про духовную трансмутацию мужчины и женщины в верхнем палеолите у меня не вызывает аллергии. Трансмутация - это просто преобразование. Например, Вы же, по сути, описываете трансмутацию в среднем палеолите у неандертальцев психики, уверенно читаете по косточкам и камешкам отличительные психические качества  неандертальцев и не считаете это псевдонаучным. Выстави это кому-нибудь со стороны кто не в теме («прохожему») и, по-моему, у виска покрутит (с большой вероятностью), по-моему, точно так же, как Вы крутите Харроду. Просто потому, что человек («прохожий») не в теме. И вот и Вы почти не в теме в вопросах религиоведения и т. п. .
  По поводу "изображений льва, идущего на водопой среди шуршащих стеблей травы и в тени качающихся акаций" – я не видел этого камешка. Может, там, действительно, похоже на что-то такое. Почему нет? В облаках тоже можно увидеть многое что похожее на что-то. И, действительно, может быть очень похоже. Вопрос лишь в причине такой похожести.
  Лично я совсем не отношусь к коллекции Харрода его сайта как к очевидным интерпретационным находкам. Ну а как Вы хотели: чтобы от просто отщепов и сразу к нормальной скульптуре? Ну должны же быть, по-моему, какие-то промежуточные формы. Ну вот как их отличить от случайности? Да едва ли. И что же по Вашему теперь не изучать это даже гипотетически и не коллекционировать что-то похожее?  Если нет, то как Вы себе представляете сайт с такой коллекцией? Под каждым камешком писать, что, скорее всего, это случайность? Тогда «прохожие» и читать не будут. Это же не научная статья какая-то. В научно-популярных фильмах и не такое увидеть можно. Сами знаете как обстоит дело с реконструкцией облика неандертальцев. Не запрещать же научно-популярные фильмы. А учёные, которые смотрят фото сайта Харрода и так понимают (по крайней мере, в основной массе), что всё это, скорее всего, условно.

Отредактировано lesha74 (08 September 2019 06:48:13)

Активен

 

#1672 08 September 2019 07:18:40

Андрэ Натальер 2
Любитель животных
Откуда: Минск
Зарегистрирован: 19 July 2018
Сообщений: 697

Re: Неандертальцы (Homo neanderthalensis) 2

1) действительно, он обработал огромный объем материала. Его каталоги - загляденье. Зная немного амерское образование, понимаю, что эта работа могла на их докторскую претендовать.
2) нигде не говорит, что археолог
Он выцеживает из данных археологии следы специфической сознаниевой деятельности: симметрия орудий, стандартизация форм, необычность форм, геометрические формы насечки, надрезы.
3) он использует эти данные в сфере, которая нас здесь на этом форуме не интересует, но от этого данные не перестают быть данными
4) по поводу шизофрении: мы с детства угадываем в облаках разные фигуры и лица, это свойство нашего мозга, возможно, передавшееся через неандертальцев (Гельфанд что-то о шизоидности говорил)
5) из личного общения и некоторых споров я выяснил, что он не навязывает свои интерпретации данных. Он говорит о том, что некая закономерность имеет место быть, она отличается от окрестных изделий других стоянок, эта закономерность требует объяснения, одним из объяснений может быть намеренность отбора таких-то изделий по соображениям иного порядка.
6) ваша правда в том, что больше ему цепляться не за что, но
7) Леруа-Гуран из также скудного материала вывел интереснейшие положения по религии Каменного Века, ему вторили и др. исследователи.
8) Вы сами порой публикуете интересные и неожиданные интерпретации получаемых данных отнюдь не бесспорные, но имеющие место быть и с меньшим обоснованием. Но когда встраиваем в цепь и даже систему нюансов, то Ваши построения обретают некоторую силу. То же самое и здесь: 2 миллиона лет сознательной деятельности с проблесками неутилитарного отношения к вещам и некоторым изделиям.


Если вам недостаточно своих ошибок, спросите профессионала

Неактивен

 

#1673 08 September 2019 09:04:17

lesha74
Без пяти минут зоолог
Зарегистрирован: 31 January 2013
Сообщений: 3232

Re: Неандертальцы (Homo neanderthalensis) 2

Андрэ Натальер 2 :

Он говорит о том, что некая закономерность имеет место быть, она отличается от окрестных изделий других стоянок

Да: это - очень важный момент.

  А можете сказать поточнее какие именно хронологические рамки этих необычных находок (неандертальских?)? Каков диапазон датировок у соответствующей культуры (культур?)?

Андрэ Натальер 2 :

Леруа-Гуран из также скудного материала вывел интереснейшие положения по религии Каменного Века, ему вторили и др. исследователи.

Очень интересно! А какие там положения? Это неандертальцы и/или и сапы?

Активен

 

#1674 08 September 2019 11:15:45

Андрэ Натальер 2
Любитель животных
Откуда: Минск
Зарегистрирован: 19 July 2018
Сообщений: 697

Re: Неандертальцы (Homo neanderthalensis) 2

Сапы
Позже подготовлю по Яабеку.
Простите, что не сразу отвечаю. Много работы. Что есть в голове, пишу боль-мень оперативно. Что требует обоснований - рыщу по закоулкам черновиков и статей.


Если вам недостаточно своих ошибок, спросите профессионала

Неактивен

 

#1675 08 September 2019 11:35:33

lesha74
Без пяти минут зоолог
Зарегистрирован: 31 January 2013
Сообщений: 3232

Re: Неандертальцы (Homo neanderthalensis) 2

Жду с интересом. Так же очень интересно по положениям Леруа-Гурана по религии каменного века. А я то думал, что на таком уровне (чтоб до положений) никто и не занимался этим вопросом.

Активен

 

Board footer

©2006 – 2017, Зоологический форум

При поддержке программы Ministry