Объявление

"Духовный уровень человека определяется тем, как человек понимает кошку" — Бернард Шоу.
"Давайте только проявлять больше внимания, терпимости и уважения к чужому мнению — вот и всё." — Gennadius.
О размещении изображений на форуме, О рекламе на форуме

#1 22 November 2016 22:40:54

дима х
Без пяти минут зоолог
Зарегистрирован: 08 March 2016
Сообщений: 7564

Опыты по биологии в школе

Какие вы можете порекомендовать опыты для экологического кружка в школе?
Живого уголка у нас нет, так что варианты с животными отпадают. Желательно, чтобы опыт длился бы примерно 40 минут-час-полтора, чтобы за занятие можно было бы увидеть результат.
Ещё важно, чтобы оборудование и материалы для опыта были легкодоступны и подешевле (на закупку для кружка деньги не выделяются, всё за свой счёт).

Неактивен

 

#2 22 November 2016 23:36:49

Uroplatus
Любитель животных
Зарегистрирован: 06 February 2011
Сообщений: 520

Re: Опыты по биологии в школе

Если есть в наличии микроскопы, то мог бы порекомендовать ознакомить школьников с многообразием жизни в воде, скажем, из аквариума или поддона цветочного горшка (в лучшем случае из природного водоема, там живности побольше). Информационной ценности конечно не много, но, думаю, это будет довольно интересно. Во всяком случае мне в школьные годы было интересно smile

Отредактировано Uroplatus (22 November 2016 23:38:57)

Неактивен

 

#3 23 November 2016 00:54:45

дима х
Без пяти минут зоолог
Зарегистрирован: 08 March 2016
Сообщений: 7564

Re: Опыты по биологии в школе

Можно попробовать, но об этом придётся согласовывать с начальством.

Неактивен

 

#4 25 November 2016 19:23:06

Wolf
Без пяти минут зоолог
Зарегистрирован: 13 January 2009
Сообщений: 2583

Re: Опыты по биологии в школе

Можно гомункула попробывать вырастить. smile


Per aspera ad astra

Неактивен

 

#5 08 February 2017 18:17:34

дима х
Без пяти минут зоолог
Зарегистрирован: 08 March 2016
Сообщений: 7564

Re: Опыты по биологии в школе

Плавающее перо

Тебе потребуются:

- Два белых птичьих пера, купленные в магазине (не используй найденные перья)
- Широкая миска с водой
- 2 столовые ложки (30 г) жидкости для мытья посуды
- Синяя пищевая краска
- 2 ватных шарика
- Пинцет
- Бумажное полотенце

Изучаем животный мир
Этот проект показывает, как загрязнение воды детергентами (моющими средствами) влияет на плавучесть водоплавающих птиц. Загрязненная мылом вода попадает в природную среду. Через грунтовые воды она просачивается в пруды, озера и другие водоемы.

Схема работы:

1. Налей в миску воды и добавь немного синей краски.

2. С помощью пинцета аккуратно опусти на поверхность воды первое перо.

3. Через одну минуту достань перо и осторожно проведи по нему ватным шариком. Посмотри на шарик.

4. Положи перо на бумажное полотенце.

5. Добавь в воду две столовые ложки (30 г) жидкости для мытья посуды. Осторожно размешай, чтобы не было пузырьков.

6. Аккуратно опусти на поверхность воды второе перо.

7. Через одну минуту достань перо и осторожно проведи по нему ватным шариком. Посмотри на шарик.

8. Положи перо на бумажное полотенце.

Результат:

Плавать будут оба пера, но в мыльной воде перо пропустит воду - на ватном шарике ты увидишь голубой цвет.

Объяснение:

Чтобы понять, что произошло, надо внимательнее взглянуть на строение пера. "Ствол" пера, который прикрепляется к телу птицы, называется остью пера. От ости отходят тонкие перьевые лепестки, которые плотно сцеплены друг с другом крошечными крючочками и образуют сплошную поверхность.

При добавлении моющего средства поверхностное натяжение воды уменьшается, и она может проникнуть между крючочками. Кроме того, мыло растворяет жировую смазку птичьих перьев, и в результате птица становится в воде "тяжелой", медленнее двигается и быстрее устает. От загрязненной мылом воды страдают не только гуси, утки и другие водоплавающие птицы, но и водоплавающие млекопитающие - выдры, бобры и другие.

Совет по подготовке отчета:

Сделай рисунки и фотографии, показывающие ход работы. Продемонстрируй на выставке, как работает проект, чтобы все желающие могли проверить твои выводы.

Знаешь ли ты?

Тонкий слой липкой жировой смазки позволяет собирать пыль с помощью пучка перьев. То же самое характерно и для метелки из обрезков шерсти. Жир, который используют животные для смазки шерсти, называется ланолином. Его используют в качестве основы для мазей и косметических кремов.


Взято отсюда:
http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10n.shtml
Только я не видел перья в продаже, кроме перьев павлина, и то давно. Почему не советуется использовать найденные перья, чисто из гигиенических соображений, или с них мог уже смыться секрет, и опыт не получится (но тогда вопрос, в каком состоянии перья в продаже, не обработаны ли они, например, средством от моли, если да, влияет ли это на ход опыта)?

Неактивен

 

#6 15 February 2017 10:19:42

дима х
Без пяти минут зоолог
Зарегистрирован: 08 March 2016
Сообщений: 7564

Re: Опыты по биологии в школе

Я сделал этот опыт с найденными перьями, и всё получилось. Наверное, это не рекомендовалось чисто из гигиенических соображений.

Неактивен

 

#7 09 June 2023 18:17:46

Деревянко Елена
Заглянувший
Зарегистрирован: 11 December 2022
Сообщений: 7

Re: Опыты по биологии в школе

Могу поделиться идеями, которые использовала на своих занятиях (взяты из практикумов по ботанике):
1. Разделение пигментов зеленого листа по Краусу (хорошо иллюстрирует наличие зеленого и желтого пигментов). Детям понравилось.
2.Опыты с природными индикаторами ( листья фиолетовой капусты, растертые листья цветов фиолетового цвета, напр. ирисы: очень интересно сначала добавлять в пробирку с вытяжкой щелочь, а потом кислоту, цвет вернется). Детям нравится самим растирать в ступке лепестки и процеживать вытяжку.
3. Можно объяснить почему цветы белые, оттягивая вакуумом обычного шприца воздух из межклетников лепестка
4. Окрашенные срезы картошки - выглядят крахмальные зерна как аметисты. Можно показать как добыть порошок крахмала из картошки. Вообще работа с микроскопом  наиболее впечатляет детей и также опыты с использованием химической посуды.
Есть еще варианты, но там на опыт надо несколько дней
Спасибо за идею опыта с перьями, сделаем

Отредактировано Деревянко Елена (09 June 2023 18:21:24)

Неактивен

 

#8 11 June 2023 15:29:12

дима х
Без пяти минут зоолог
Зарегистрирован: 08 March 2016
Сообщений: 7564

Re: Опыты по биологии в школе

Еще я проводил опыт с измерением грузоподъемности яичной скорлупы. На половинки скорлупок клал книги (можно использовать любой более-менее плоский предмет, чтобы давление было не в одну точку, просто много книг было в доступе). В итоге оказалось, что скорлупки стабильно выдерживают вес больше килограмма, рекорд, если не путаю, больше 5, но тут раз на раз не приходится. С учетом того, что наседка опирается во многом на гнездо и того, что ее масса распределяется на несколько яиц, прочности скорлупы хватает с большим запасом. И еще получается демонстрация того, что прочность как способность выдерживать именно удар и как способность выдерживать равномерное давление - не тождественные понятия.

Неактивен

 

#9 11 June 2023 15:31:38

дима х
Без пяти минут зоолог
Зарегистрирован: 08 March 2016
Сообщений: 7564

Re: Опыты по биологии в школе

Проводил также окрашивание овощей йодом (реакция с крахмалом), выяснилось, что крахмал содержат не только картофель, но и морковь и тыква. Хотя на упаковке кукурузных палочек с тыквой написано, что тыква не содержит крахмал, он там есть.
А вот у свеклы такой цвет, что на тему крахмала не понятно.

Неактивен

 

#10 11 June 2023 15:41:31

Деревянко Елена
Заглянувший
Зарегистрирован: 11 December 2022
Сообщений: 7

Re: Опыты по биологии в школе

По поводу опыта с перьями: можно даже не заморачиваться с красителем если его нет под рукой, перо в воде с моющим средством мигом пропитывается  и  тонет. Тут как раз и объяснение действия мыла можно подогнать - "почему мы моем руки мылом?"

Неактивен

 

#11 11 June 2023 21:43:42

дима х
Без пяти минут зоолог
Зарегистрирован: 08 March 2016
Сообщений: 7564

Re: Опыты по биологии в школе

Полностью согласен.
И еще можно подогнать проблемы восстановления водоотталкивающих свойств перьев птиц, испачкавшихся в нефти и отмытых от нее.
Про мытье рук как-то не подумал в свое время, рассказывал только про перья и как раз нефть.

Неактивен

 

#12 14 June 2023 18:18:27

Деревянко Елена
Заглянувший
Зарегистрирован: 11 December 2022
Сообщений: 7

Re: Опыты по биологии в школе

дима х :

Еще я проводил опыт с измерением грузоподъемности яичной скорлупы. На половинки скорлупок клал книги (можно использовать любой более-менее плоский предмет, чтобы давление было не в одну точку, просто много книг было в доступе). В итоге оказалось, что скорлупки стабильно выдерживают вес больше килограмма, рекорд, если не путаю, больше 5, но тут раз на раз не приходится. С учетом того, что наседка опирается во многом на гнездо и того, что ее масса распределяется на несколько яиц, прочности скорлупы хватает с большим запасом. И еще получается демонстрация того, что прочность как способность выдерживать именно удар и как способность выдерживать равномерное давление - не тождественные понятия.

Нетождественность прочности и удара у меня дети сами заметили (даже сказать не успела), рассказывала, что большая берцовая удерживает нагрузку около 1650 кг, а они сразу пожимают плечами : А как же она ломается ?!
Вообще опыты по биологии "неудобны" в сравнении с химическими тем, что не очень много "мгновенного эффекта".
Пытаемся вырастить бактерии на агаре, но нет термостата, поэтому пока результата нет (прошло 5 дней), 20 градусов им мало. С дрозофилами тоже классно получается, наглядна изменчивость (без вникания в подробности), но это больше для старших

Отредактировано Деревянко Елена (14 June 2023 18:24:26)

Неактивен

 

Board footer

©2006 – 2017, Зоологический форум

При поддержке программы Ministry