Вы не зашли.
Объявление
"Давайте только проявлять больше внимания, терпимости и уважения к чужому мнению — вот и всё." — Gennadius.
— О размещении изображений на форуме, О рекламе на форуме
#726 31 October 2018 01:50:17
- Eugene
- Модератор
- Откуда: Москва
- Зарегистрирован: 12 March 2013
- Сообщений: 5053
Re: Homo sapiens - биология, эволюционная история
lesha74 :
А это что получается, что тогда только всего три случая (человек - побольше) анализа генома неандертальцев всего было, которые Вы выше описали? Иначе если бы были и другие случаи, то, как часть анализа, был бы выявлен инбридинг у неандертальцев и, поскольку, кроме двух случаев мы ничего про него не слышали, то, значит, и было всего три случая анализа генома неандертальцев?
Два с хорошим покрытием (алтайка и хорватка) и один, хоть и не ядерный геном, но семейной группы как раз на эту тему. Да, два явно со следами инбридинга.
Остальные (еще пять: два Бельгия: Спи, Гойе; Франция: Ле Котте, два Кавказ: Мезмайская) - не полные геномы с низким покрытием или только сделанные, не анализированные нормально, судить нельзя. Можно лишь сказать, что их уровень генетического разнообразия столь же низок (что опять не случайно).
Miracinonyx :
Евгений, проанализировано три случая семейных геном неандеров и в двух - следы инбридинга. О чем еще говорить?
Ну, три и два - не статистика. Но на мысли наводит, конечно. Считаю эту их особенность не доказанной, но крайне вероятной, как выше и написал.
Сюда же и то милое наблюдение, что все гибриды с поздними неандертальцами найдены НЕ среди них. В их популяциях следов гибридизации, которая была - факт - нет. Ребята куда щепетильнее нас подходили к выбору спутницы жизни. Видимо, потому, что действительно выбирали спутницу жизни, а не ночи и любого иного отрезка времени.
Психология маленькой семейной группы, а не племени. Родных людей, а не коллектива. Так мне видится.
Неактивен
#727 31 October 2018 18:56:26
- lesha74
- Без пяти минут зоолог
- Зарегистрирован: 31 January 2013
- Сообщений: 3232
Re: Homo sapiens - биология, эволюционная история
Интересная мысль ...
Eugene :
Остальные (еще пять: два Бельгия: Спи, Гойе; Франция: Ле Котте, два Кавказ: Мезмайская) - не полные геномы с низким покрытием или только сделанные, не анализированные нормально, судить нельзя.
Ах вон оно что ... то-то мне казалось, что геномов неандертальцев исследовано куда поболее, чем исследовано на предмет инбридинга но, оказывается, многие из них не пригодны для расчёта его наличия ...
Неактивен
#728 31 October 2018 20:51:23
- Miracinonyx
- Любитель животных
- Зарегистрирован: 05 December 2006
- Сообщений: 19226
Re: Homo sapiens - биология, эволюционная история
Евгений, спасибо за сообщения, подпишусь под каждым словом.
Вопрос один: у сапов два следствия инбридига, afaik: это снижение жизненной силы вплоть до полной потери жизнеспособности инбредной линии за насколько поколений и взрвной рост числа явных вредных мутаций, как и у большинства млеков. Но эта ситуация характерна, вроде бы, не для всех животных, некоторые виды вполне благополучны и в инбредном состоянии. Неандертальцы из их числа?
Неактивен
#729 31 October 2018 23:59:02
- Eugene
- Модератор
- Откуда: Москва
- Зарегистрирован: 12 March 2013
- Сообщений: 5053
Re: Homo sapiens - биология, эволюционная история
Miracinonyx :
Евгений, спасибо за сообщения, подпишусь под каждым словом.
Вопрос один: у сапов два следствия инбридига, afaik: это снижение жизненной силы вплоть до полной потери жизнеспособности инбредной линии за насколько поколений и взрвной рост числа явных вредных мутаций, как и у большинства млеков. Но эта ситуация характерна, вроде бы, не для всех животных, некоторые виды вполне благополучны и в инбредном состоянии. Неандертальцы из их числа?
Я не знаю. Думаю, что они как люди, в общем, для инбридинга не созданы, но их история позволила им больше нас. Они действительно были под тяжелым прессом отбора, потому явно неудачные особи, несущие негативные мутации, отбраковывались, популяция от их носителей таким образом очищалась. Уж никакой еврейской наследственной идиотии у них не было и быть не могло.
Не секрет, что вредные рецессивные мутации как раз накапливаются при взрывном росте популяции: и давление отбора снижено (потому и рост), и вероятность встречи и элиминации двух носителей меньше (рост же). Мы этот этап и пережили, и переживаем опять.
А вот они? Кажется, что как бы наоборот. Вся их история - процесс генетического сужения, постоянной выбраковки и сокращения популяции. Периоды роста, конечно, как минимум, дважды, были. Но в потрясающе неудачные климатические периоды, то есть отбор не ослабевал. Скорее, наоборот.
Они как порода собак. Скажем, борзых. С одной стороны - огромное сужение генетики и выявление побочных негативных эффектов (они у них были, это ясно), а с другой - идеальное соответствие конкретным условиям (задачам), оставляющее любых других собак, тем более дворняжек, без шансов. В этих условиях.
Неактивен
#730 01 November 2018 06:42:23
- lesha74
- Без пяти минут зоолог
- Зарегистрирован: 31 January 2013
- Сообщений: 3232
Re: Homo sapiens - биология, эволюционная история
А Гельфанд же пишет (http://antropogenez.ru/article/892/ ), что у неандертальцев слабовредных мутаций много было:
"Оказалось, что генетическое разнообразие в группах денисовцев и неандертальцев было меньше, чем в группах современных людей [8, 24]. Как следствие, отрицательный (очищающий) отбор был ослаблен, поэтому во всех трех хорошо исследованных геномах неандертальцев наблюдается повышенное число слабовредных аллелей (для денисовца подобный анализ не проводился) [29]. ... Наконец, в геноме алтайского неандертальца обнаружили относительно длинные участки гомозиготности, что свидетельствует о преобладании близкородственных браков (средней степени родства — примерно как у двоюродных или троюродных братьев и сестер) [29]. В совокупности с повышенным числом слабовредных мутаций это может означать заметный генетический груз. "
Не пойму, правда, как это смогли определить какие мутации вредные, а какие - нет. Подозреваю, что по известным, слабовредным мутациям современных людей. Но на этот счёт у меня возникают сомнения: одно дело эти мутация являются слабовредными у современных людей, а другое дело - у древних людей с существенно другим геномом, который мог работать по-другому.
Отредактировано lesha74 (01 November 2018 07:14:21)
Неактивен
#731 02 November 2018 09:08:13
- lesha74
- Без пяти минут зоолог
- Зарегистрирован: 31 January 2013
- Сообщений: 3232
Re: Homo sapiens - биология, эволюционная история
Miracinonyx :
народонаселения относительно гиперболического тренда и температурными колебаниями поверхности Земли за последние 2 тысячи лет существует корреляция.
авторы сей книги, похоже, поставили телегу поперед кобылы. НЕ численность населения влияет на температуры, а температуры опосредованно через продуктивность СХ-растений и выживаемость скота влияют на численность.
Ох, я там перепутал, стыдно признаться: автор статьи показывает наличие корреляции и связывает её с влиянием температуры на демографию, а не наоборот (что и разумно, если исходить только из рассмотреных там данных), как я писал и против чего Вы возражали.
Но фокус состоит в том, что демографические циклы имеют периоды, сокращающиеся от цикл к циклу в одно и то же количество раз (причём момент, когда частота этих колебаний, формально, обращается в бесконечность - это где-то 2040-2050 год - примерного то же значение, что и точка сингулярности гиперболического роста населения Земли). Причём этого рода циклы идут с незапамятных времён (на это, в частности, указывают предварительная информация по датировкам находок костров от Андрэ Натальер 2). Т.е. отсюда напрашивается вывод, что эти циклы имеют биотическую/человеческую природу. В свою очередь, откуда и напрашивается вывод, что и коррелированные с ними климатические циклы имеют биотическую/человеческую природу, а не наоборот.
Отредактировано lesha74 (02 November 2018 09:14:13)
Неактивен
#732 02 November 2018 16:18:42
- Eugene
- Модератор
- Откуда: Москва
- Зарегистрирован: 12 March 2013
- Сообщений: 5053
Re: Homo sapiens - биология, эволюционная история
lesha74 :
А Гельфанд же пишет (http://antropogenez.ru/article/892/ ), что у неандертальцев слабовредных мутаций много было:
"Оказалось, что генетическое разнообразие в группах денисовцев и неандертальцев было меньше, чем в группах современных людей [8, 24]. Как следствие, отрицательный (очищающий) отбор был ослаблен, поэтому во всех трех хорошо исследованных геномах неандертальцев наблюдается повышенное число слабовредных аллелей (для денисовца подобный анализ не проводился) [29]. ... Наконец, в геноме алтайского неандертальца обнаружили относительно длинные участки гомозиготности, что свидетельствует о преобладании близкородственных браков (средней степени родства — примерно как у двоюродных или троюродных братьев и сестер) [29]. В совокупности с повышенным числом слабовредных мутаций это может означать заметный генетический груз. "
Правильно пишет, что мы и отметили выше.
Не пойму, правда, как это смогли определить какие мутации вредные, а какие - нет. Подозреваю, что по известным, слабовредным мутациям современных людей. Но на этот счёт у меня возникают сомнения: одно дело эти мутация являются слабовредными у современных людей, а другое дело - у древних людей с существенно другим геномом, который мог работать по-другому.
Конечно, по современным людям. Мы имеем с неандертальцами абсолютно тот же набор генов и 95-97% совпадающих генетических аллелей. Уникальными для них является не более 3-5% аллельных вариантов (мутаций) генов и некоторое количество изменений в некодирующих областях. Потому написав: "слабовредная мутация", мы в 80% случаев угадаем ее действие. Оно даже у мышей в половине случаев такое же. У неандертальцев - все как у людей.
Вопрос в том, что "слабовредные мутации" - это ассоциированные с некоторыми болезнями, а не вызывающие их. Например, с атеросклерозом. Который, проявляясь после 45-ти лет, неандертальцам, как и кроманьонцам, был совершенно недоступен. Потому я берусь утверждать, что, несмотря на накопление груза вредности инбридинга, катастрофических последствий они не имели, в виду очистки этим же инбридингом от тяжелых рецессивных наследственных болезней. Которыми из нас сейчас обладает в виде носителя каждый второй-третий. Но разными. Сотнями разных, встречающихся друг с другом в гомозиготной форме менее, чем в 1% случаев.
То есть, неандерталец, живи он сейчас, был бы довольно нездоровым человеком, вероятно, помирающим к 55-60-ти годам от кучи хронических болезней (ревматизм и аутоиммунные заболевания у них уже отмечены, пара детей с наследственными синдромами тоже), но не несущим ни одного (или одно-два) тяжелых наследственных заболевания. Мы же - прямо наоборот. Очень здоровы индивидуально в мягких условиях, потому что почти по всему "больному" гетерозиготны. Чуть снизь нашу комбинаторику и свободу выбора партнера, увеличь давление отбора, ударит жесточайший пресс наследственных болезней и вырождения.
Ну и так и будет, конечно!
Неактивен
#733 02 November 2018 16:54:16
- lesha74
- Без пяти минут зоолог
- Зарегистрирован: 31 January 2013
- Сообщений: 3232
Re: Homo sapiens - биология, эволюционная история
Спасибо!
Ну и шуточки у Вас ... а... Вы, наверно, имеете в виду глобальную тенденцию сокращения генетического разнообразия людей?
Отредактировано lesha74 (02 November 2018 16:57:28)
Неактивен
#734 02 November 2018 23:14:41
- Miracinonyx
- Любитель животных
- Зарегистрирован: 05 December 2006
- Сообщений: 19226
Re: Homo sapiens - биология, эволюционная история
Жень, еще раз спасибо за пояснения. Картинка становится четче.
Чуть снизь нашу комбинаторику и свободу выбора партнера, увеличь давление отбора, ударит жесточайший пресс наследственных болезней и вырождения.
Ну и так и будет, конечно!
Вот не думаю, что в обозримой перспективе возможно снижение комбинаторики у сапиенсов. Во всяком случае, этого явно не будет при сохранении цивилизации, ибо она и ее управители-рептилоиды-с-планеты-нибиру, направлена прямо на противоположное, на размывание границ популяций и смешение рас, то есть на рост комбинаторики. А перспектив падения цивилизации как таковой вообще-то нет, никаких. Во всяком случае тех, которые приведут к ограничению планетарной мобильности населения и сокращению выбора половых партнеров.
Неактивен
#735 14 November 2018 15:36:30
- lesha74
- Без пяти минут зоолог
- Зарегистрирован: 31 January 2013
- Сообщений: 3232
Re: Homo sapiens - биология, эволюционная история
В недавней статье (ссылка – в конце) приводятся результат недавнего датирования наскальных рисунков на острове Борнео (Индонезия). Нарост на группе рисунков, выполненных в реалистическом стиле датирован 40 тыс. л. н.:
Что, примерно, синхронно европейским рисункам тоже выполненным в реалистическом стиле.
Это – один из примеров синхронности социально-экономической эволюции. Авторы статьи горят, что неизвестно является ли причиной синхронности этих рисунков или конвергенция. Но, учитывая то, что культура (в том числе, технологическая) неандертальцев/пренеандертальцы и сапов/пресапов развивалась синхронно и относительно независимо, думаю, что и в случае с Борнео – конвергенция весьма вероятна.
Это, кстати, иллюстрирует возможность существования механизма глобального влияния человека на климат через локальное влияние в силу, примерной, синхронности эволюционных социально-экономических (а, следовательно, и демографических) процессов в очень удалённых частях Земли, что, немного, обсуждалось выше.
Aubert M., Setiawan P., Oktaviana A. A., Brumm A., Sulistyarto P.H., Saptomo E. W., Is-tiawan B., Ma’rifat T. A., Wahyuono V. N., Atmoko F. T., Zhao J.-X., Huntley J., Taçon P. S. C., Howard D. L., Brand H. E. A. 2018. Palaeolithic cave art in Borneo. Nature, https://doi.org/10.1038/s41586-018-0679-9 , https://www.nature.com/articles/s41586-018-0679-9 .
Неактивен
#736 14 November 2018 15:48:03
- lesha74
- Без пяти минут зоолог
- Зарегистрирован: 31 January 2013
- Сообщений: 3232
Re: Homo sapiens - биология, эволюционная история
Интересно, почему в верхнем палеолите изображение людей - чрезвычайно редко (если не считать скульптурки) и лишь в его конце набирает силу, а массовым явлением, превосходящим изображения животных, становится лишь (примерно) с мезолитом?
Может, какие-то религиозные запреты? Но почему? И почему эти запреты не работали для многочисленных скульптурок Венер? Мне приходила мысль, что это можно было бы объяснить низкой плотностью населения из-за относительно низкой несущей способности земли в верхнем палеолите: люди друг друга относительно редко видели и, поэтому, меньше возникало желание рисовать себе подобных. Но, с другой стороны, с мезолитом, наоборот, численность групп людей стала много меньше, чем в конце верхнего палеолита (хотя, в более крупном масштабе плотность - выросла).
Тогда какие ещё могут быть другие варианты кроме религиозных запретов?
Если религиозные, то у меня никак не укладывается в голове что бы это могла быть за такая религия, которая так преломлялась...
Неактивен
#737 14 November 2018 19:54:28
- Miracinonyx
- Любитель животных
- Зарегистрирован: 05 December 2006
- Сообщений: 19226
Re: Homo sapiens - биология, эволюционная история
О чем чаще думает ворона, Алексей, о том, как приоткрыть корзину с творогом на пороге хуторского дома, или о себе? О чем думают шимпанзе, о возможном созревании ягод в роще на соседской территории или о себе? А они думают, довольно активно.
Я предполагаю, что сознание людей палеолита было "вывернутым на изнанку" и максимально прагматичным: шел поток информации о всех возможных ресурсах для удовлетворения постоянного голода, визуализации (и тем самым локализации и уменьшения) страхов или успокоения сексуальных потребностей. Жратва, секс и возможные угрозы, всё. Отсюда изображения охотничьих животных, крупных хищников и баб.
Время вечных философских раскопок в попытке осмыслить место человека в мире и бесконечного перетирания взаимоотношений с себе подобными еще не пришло, важно было поддержать существование рода. Характерно и то, что нет изображений богов, только врачи и посредники - шаманы. Т.е. опять же, только жизненный цикл.
Неактивен
#738 14 November 2018 20:28:41
- lesha74
- Без пяти минут зоолог
- Зарегистрирован: 31 January 2013
- Сообщений: 3232
Re: Homo sapiens - биология, эволюционная история
Miracinonyx :
О чем чаще думает ворона, Алексей, о том, как приоткрыть корзину с творогом на пороге хуторского дома, или о себе? О чем думают шимпанзе, о возможном созревании ягод в роще на соседской территории или о себе? А они думают, довольно активно.
Я предполагаю, что сознание людей палеолита было "вывернутым на изнанку" и максимально прагматичным: шел поток информации о всех возможных ресурсах для удовлетворения постоянного голода, визуализации (и тем самым локализации и уменьшения) страхов или успокоения сексуальных потребностей. Жратва, секс и возможные угрозы, всё. Отсюда изображения охотничьих животных, крупных хищников и баб.
Одно время тоже, примерно, так предполагал.
Но этому противоречит то, что животных в верхнем палеолите, как не странно, изображали, как правило, тех, на которых не охотились. И изображали то, в основном, далеко не самых опасных для человека животных. Например, тигр был куда опаснее быков, но самых опасных, обычно, не изображали. С прагматической точки зрения, вроде как, имело бы смысл изображать тех, на кого охотишься - что-то вроде наглядного макета для охоты и тех, кто опасен - наглядный макет опасности для того, чтобы знать чего бояться. Но было с точностью до наоборот. Точнее, сказанное, в основном, касается периода за исключением периода ближе концу верхнего палеолита (но это - уже и предтечь совсем других времён). И что такое могло измениться к концу верхнего палеолита (сельского хозяйства ещё не было), что это перестали делать?
Неактивен
#739 14 November 2018 20:57:25
- Crazy Zoologist
- Гость
Re: Homo sapiens - биология, эволюционная история
Извините, если было. У кого какое мнение?
https://www.nature.com/news/controversi … 1-tX5fMo90
#740 14 November 2018 22:08:43
- Miracinonyx
- Любитель животных
- Зарегистрирован: 05 December 2006
- Сообщений: 19226
Re: Homo sapiens - биология, эволюционная история
Дробышевский критиковал пиндостанцев за судорожную поспешность этой "сенсации" в прошлом году. Там нет ничего кроме оббитых костей, повреждения которых очень легко могут быть результатом перемывания останков слона с галькой при половодье.
Промежуточных следов гоминин этого возраста в Северной Азии и на Аляске нет. Денисовцы и неандертальцы особой страсти к освоению заполярья не показывали, как и к миграциям вообще. Сапиенсы в это время бегали по побережью Израиля и дальше в Евразию нос не совали.
Но этому противоречит то, что животных в верхнем палеолите, как не странно, изображали, как правило, тех, на которых не охотились. И изображали то, в основном, далеко не самых опасных для человека животных.
Неактивен
#741 15 November 2018 00:35:38
- Crazy Zoologist
- Гость
Re: Homo sapiens - биология, эволюционная история
Спасибо за комментариц, Глеб. Я с самого начала подозртельно отнесся к этой стратье, однако название журнала все же заставило призадуматься... Nature, все же, не ВВС.
#742 15 November 2018 07:12:41
- lesha74
- Без пяти минут зоолог
- Зарегистрирован: 31 January 2013
- Сообщений: 3232
Re: Homo sapiens - биология, эволюционная история
Почему-то мне казалось, что где-то читал несколько раз про то, что рисовали в верхнем палеолите тех, на кого меньше охотились. А сейчас в https://ru.wikipedia.org/wiki/Первобытное_искусство прочитал обратное: "Художник палеолита изображал то, что волновало его воображение, — чаще всего животных, на которых охотился: оленей, лошадей, зубров, мамонтов, шерстистых носорогов. " С птицами для украшения что ли спутал ... (В Европе характерно использование именно хищных, не промысловых видов птиц: Соколов А. Б. 2012. «Орлиный коготь» – вождь неандертальцев… . «Антропогенез», http://antropogenez.ru/single-mer/article/179). Или с медведями спутал ... (в предполагаемых "святилищах" объектом предполагаемого почитания был медведь, а не животные на которых охотились).
Но по той ссылке ("Первобытное искусство") всё же, вроде, пишут, что опасных хищников всё же рисовали меньше: "Реже встречаются изображения хищников, которые представляют опасность для человека, — львов, леопардов, гиен, медведей." … или там в сравнении имеется в виду с животными на которых охотились … .
Неактивен
#743 15 November 2018 07:33:38
- lesha74
- Без пяти минут зоолог
- Зарегистрирован: 31 January 2013
- Сообщений: 3232
Re: Homo sapiens - биология, эволюционная история
Ну, допустим, животных в верхнем палеолите рисовали, обычно, тех, которых видели из прагматических целей: то, что в жизни видится - то и рисуется, а людей то почему почти не рисовали (по выше приведённой ссылке об этом говорится: "Фигуры людей — большая редкость (причём одиночные изображения мужчин не встречаются практически до самого конца палеолита)")? Но людей то люди, наверно же, видели не реже, чем других животных и человек для человека, наверно же, играл не меньшую прагматическую роль, чем животное для человека: человек-враг был гораздо опаснее хищника, а свой человек, зачастую мог спасти от смерти, охотились группами. Почему же тогда людей из тех же прагматических целей (если цели, действительно, были прагматическими), что и животных почти не рисовали? Чем изображение человека будет менее прагматичным изображения другого животного?
Отредактировано lesha74 (15 November 2018 07:34:20)
Неактивен
#744 15 November 2018 07:36:35
- lesha74
- Без пяти минут зоолог
- Зарегистрирован: 31 January 2013
- Сообщений: 3232
Re: Homo sapiens - биология, эволюционная история
Да, впрочем, мне и не понятен прндполагаемый прагматический смысл изображений и животных: эти изображения делались, как правило, в труднодоступных местах.
Художники, «казалось бы намеренно избирали самые темные, потаенные уголки, часто исключитель-но труднодоступные и, по возможности, поглубже уходящие в землю, в толщу горы. Иногда, после завер-шения работ, вход заделывался каменной стенкой, вовсе препятствуя проникновению людей в такую странную, остающуюся в кромешной тьме, “картинную галерею”. Но даже вооружившись фонарем, вы не всегда сможете всласть полюбоваться древними художествами. Они то нарисованы на сводах крайне низких и узких тоннелей, где приходится ползти на спине, чтобы что-то увидеть, то, наоборот, вознесены на высоту многих метров загроможденных сталагмитами залов и, чтобы рассмотреть приглянувшийся сюжет, приходится взбираться на крошечный уступ в нескольких метрах от пола пещеры с риском сло-мать шею. Например, в известнейшей ныне французской пещере Ляско …, путь к живописным сокровищам идет через вертикальную шахту глубиной почти в 6 м, из которой невозможно выбраться без веревочной лестницы. В громадной пещере Нио, проходящей через всю толщу горы серией коридоров, залов, закоулков и шахт общей протяженностью 1200 м, живопись начинается только через 400 м от входа. В пещере Фон де Гом, длиной в 130 м первые рисунки встречают вас через 60 м от входа. Чтобы добраться до знамени-тых фресок в гроте Трех Братьев, надо полчаса идти по бесконечным темным коридорам и залам» (Зубов А. Б. 1997, стр. 73, 74).
Т.е. рисунки, скорее, не были предназначены для людей. Кроме того «Галереи» и де-лались подальше от человеческого жилья.
«При том древние художники, в отличие от их нынешних собратьев, кажется, вовсе лишены были профессионального честолюбия. Они избегали работать там, где жили их соплеменники. Кроманьонцы селились, как правило, недалеко от входа в пещеру, если уж избирали этот вид жилища, а рисовали по-дальше от стойбищ, в сокровенной тишине подземелий. Но особенно любили они избирать галереями пеще-ры, вовсе не приспособленные для жилья, где никаких следов повседневной жизни кроманьонца археологи так и не обнаружили. Как раз Ляско с ее труднодоступностью и промозглостью оказалась особенно же-ланным местом для древнего художника» (там же, стр. 74).
Зубов А. Б. 1997. История религии. Книга первая. Доисторические и внеисторические религии. М. Планета детей. http://www.alleng.ru/d/relig/relig008.htm .
Неактивен
#745 15 November 2018 09:34:48
- Miracinonyx
- Любитель животных
- Зарегистрирован: 05 December 2006
- Сообщений: 19226
Re: Homo sapiens - биология, эволюционная история
Тайная власть - это суть магии.
В рамках высказанного предположения о предельной прагматичности мышления палеолитических гоминин вполне логичным будет предположение о столь же прагматической функции художника племени - это посредник между мирами явленными, где живут тела, и скрытыми, где живут причины. Понятно, что если он обеспечивает упрочение связей и участвует в циклах воспроизводства жизненно важных ресурсов, то ни мешать ему, ни лезть со своими "наблюдениями и комментариями" не следовало. И его собственное сознание - скорее сознание мага, чем гордеца, собирающего восторженные ахи и охи. Выбор подобных мест расположения галерей с этого угла зрения выглядит не только неудивительным, но и незибежным. Так мне представляется.
Неактивен
#746 15 November 2018 10:43:59
- lesha74
- Без пяти минут зоолог
- Зарегистрирован: 31 January 2013
- Сообщений: 3232
Re: Homo sapiens - биология, эволюционная история
Но тогда это - уже всё-таки не прагматизм, по-моему: тогда это уже не имеет какой-то прямой, практической цели и даже вредит ей ("пустая" трата времени и ресурсов на создание изображений, который почти никто и некогда не будет видеть). Это не значит, конечно, что это - бесполезно. Религия тоже играет свою определённую роль по улучшению приспосабливаемости к жизни, в определённых пределах. Я то, как раз, и предполагаю, что то, что в верхнем палеолите людей рисовали очень мало - связано со специфическими, доанималистическими, религиозными верованиями людей того времени. Но во многих статья по археологии я читал, как такое называют не прагматизмом.
Во всяком случае, если верить А. Б. Зубову, рисунки животных в верхнем палеолите рисовались вовсе не для того, чтобы служить моделью того на кого следует охотиться (т.е. рисовали не с познавательной целью узнавания будущих жертв) и не для того, чтобы знать кого надо бояться – хищников (т.е. рисовались не с познавательно-обучающей целью для того, чтобы знать кого надо бояться). А если так, то почему тогда в верхнем палеолите человека (почти) не рисовали с такими же, не понятно какими (религиозными?) целями?
Отредактировано lesha74 (15 November 2018 10:46:26)
Неактивен
#747 15 November 2018 10:58:14
- Сorvin
- Модератор
- Откуда: Двор Хаоса
- Зарегистрирован: 28 December 2009
- Сообщений: 5867
Re: Homo sapiens - биология, эволюционная история
Miracinonyx :
И его собственное сознание - скорее сознание мага, чем гордеца, собирающего восторженные ахи и охи.
А может, и Творца. Но заведомо прагматичного, поспудно преследующего корыстные властолюбивые цели. Вовсе не стремящегося донести Истину соплеменникам, а использующего их недалёкость, дабы подчинить, сломить, унизить - не Силой, так Умом. Альтруизма там изначально не могло быть - убей, или убьют тебя; съешь, или будешь съеден сам.
А может, верования заключались в том, что если кого изобразишь - того и Душу заберёшь? Поэтому Человека и рисовали лишь схематично? Ведь в иудаизме и мусульманстве до сих пор запрещено изображение живых существ. Возможно, здесь атавистические рудименты подобных суеверий?
Оттуда все религии и пошли. Позже, конечно, что-то облекалось в гуманистические одеяния, но базис-то оставался прежним. Просто сталкивался непосредственно с нашими "служителями" и, слушая их словесный елей, знаю, какие магазины они держат и с кем общаются. Вспомните апокрифы: "Вы же старайтесь возрастать из малого, а из большего делаться меньшим" или "Я не в домах из дерева и камня. Расколи кусок дерева — и Я буду там, подними камень — и там найдешь Меня" - это о церквях нынешних.
Вот поэтому я - верующий атеист и тут мой апологет - сэр Чарльз.
В палеонтологии отрицательный результат ещё ничего не значит.
Леон Берген
Неактивен
#748 15 November 2018 11:47:47
- lesha74
- Без пяти минут зоолог
- Зарегистрирован: 31 January 2013
- Сообщений: 3232
Re: Homo sapiens - биология, эволюционная история
Сorvin :
Ведь в иудаизме и мусульманстве до сих пор запрещено изображение живых существ. Возможно, здесь атавистические рудименты подобных суеверий?
Семёнов, действительно, пишет, что современная религия собрала в себе все те атавизмы, которые возникали с самых первых форм религии (ссылка - ниже).
Семёнов Ю. И. 2003. Основные этапы эволюции первобытной религии. Скепсис № 2. http://scepsis.net/library/id_372.html .
Сorvin :
А может, верования заключались в том, что если кого изобразишь - того и Душу заберёшь?
Что-то в этом есть по-моему. Но мне тогда не очень понятно зачем тогда изображать многочисленных животных как мощных, так и хиловатых? Душу их себе забирать? Животных к человеку? Чтобы приобрести силу (Но тогда зачем рисовали и далеко не могучих животных) и др. качества животного (Какие? Например, в случае изображения уток)? Почему бы тогда не изображать достойных врагов-людей для того, чтобы забирать себе их душу/силу и, заодно, и укокошить? И кто будет забирать? Тот кто рисует? Не много ли на одного? Художников то хороших, наверно, было и тогда - не пруд пруди; тем более, люди жили тогда очень разреженно.
Отредактировано lesha74 (15 November 2018 11:49:35)
Неактивен
#749 15 November 2018 12:52:55
- Сorvin
- Модератор
- Откуда: Двор Хаоса
- Зарегистрирован: 28 December 2009
- Сообщений: 5867
Re: Homo sapiens - биология, эволюционная история
Алексей (разрешите так, не люблю никнэймы, а то себя Шараповым в бандитской малине ощущаешь и простите, что отчества не знаю), ну Вы ведь большой умница и прекрасно знаете, что все наши гипотетические предположения об эмбриональности религий (азиатский шаманизм, мезоамериканские жертвоприношения) - фуфло. Простите за жаргонизм.
Духовность следует искать. И зачатки интеллектуального творчества вкупе. Воспарение над быдлятиной, которая и ныне петросяновским пошлостям рукоплещет. Чё-т подозреваю, что Евгений Ваганыч после концерта сам улыбается - чехвостил лохам целый час лютую ересь, дурнонабитый зал ржал с фуеты, а я покривлялся, зато с чепушил нехилое бабло срубил.
Были и тогда художники, которые хотели творить. И клёво рисовали. Но почему не изображали людей так, как малевали зверушек? Значит, некое табу на это присутствовало.
В палеонтологии отрицательный результат ещё ничего не значит.
Леон Берген
Неактивен
#750 15 November 2018 13:44:39
- lesha74
- Без пяти минут зоолог
- Зарегистрирован: 31 January 2013
- Сообщений: 3232
Re: Homo sapiens - биология, эволюционная история
Благодарю за оценку (предпочитаю обращение по имени).
На счёт эмбриональности - понял плохо и тоже плохо понял как это относится к обсуждаемой причине мизерности присутствия человеческих петроглифов в верхнем палеолите. И, боюсь, Вы преувеличили мои знания: мне кажется этнография кое-что уже сейчас может дать по поводу эволюции форм религии. Хотя, конечно, вопросов и неопределённостей - боле, чем достаточно. Ну вот – и тема для обсуждения
На счёт табу изображения людей в верхнем палеолите - согласен (что, наверно же, было такое табу). Но у меня от этого вопросов - не меньше: почему? Почему потом исчезло и не возникло вновь? Наверно же у табу есть какой-то свой эволюционный смысл благодаря которому и благодаря отбору они возникают (через какое-то время они, конечно, могут стать непонятным анахронизмом), но коль когда-то возникли, то, наверно же, давали каких-то преимуществ больше, чем недостатков ...
Неактивен