Объявление

"Духовный уровень человека определяется тем, как человек понимает кошку" — Бернард Шоу.
"Давайте только проявлять больше внимания, терпимости и уважения к чужому мнению — вот и всё." — Gennadius.
О размещении изображений на форуме, О рекламе на форуме

#351 21 February 2009 13:49:44

Юра
Без пяти минут зоолог
Зарегистрирован: 31 July 2008
Сообщений: 10735

Re: Культуры палеолита и неолита

К сожалению не знаю, но действительно похоже на православный индейский храм. Из той же серии можно найти в Гугле немало чернокожих христианских святых.

Неактивен

 

#352 26 February 2009 15:06:43

Gnus
Любознательный
Откуда: Санкт-Петербург
Зарегистрирован: 28 August 2008
Сообщений: 50

Re: Культуры палеолита и неолита

Borealopithecus :

Crazy Zoologist :

Даже говорят Ленина в Узбекистане (или в какой-то другой стране с монголоидным населением) изображали узкоглазым!

http://keep4u.ru/imgs/b/2009/02/17/67/6 … 18e966.jpg
Жалко картинка маленькая, но черты лица очень и очень массивные.

Вообще-то это в России, а точнее в Улан-Удэ, столице Бурятии.

Неактивен

 

#353 27 February 2009 13:21:28

Lizard King
Любознательный
Зарегистрирован: 02 February 2009
Сообщений: 65

Re: Культуры палеолита и неолита

Вот такой вопрос. Арьи пришли в Индию порядка 6 т. лет назад. Соответсвенно формирование проарийского народа проходило в районе от Гиндукуша до Северного Урала?
Вообще расселение индоевропейцев, деление на западную и восточную ветвь в какие временные периоды проходило?

Неактивен

 

#354 27 February 2009 15:52:32

Игрок
Любитель животных
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 26 November 2008
Сообщений: 433

Re: Культуры палеолита и неолита

Lizard King :

Вот такой вопрос. Арьи пришли в Индию порядка 6 т. лет назад.

Существенно позже. В указанное вами время еще и доарийские цивилизации Хараппы и Мохенджо-даро то не существовали.

Lizard King :

Соответсвенно формирование проарийского народа проходило в районе от Гиндукуша до Северного Урала?

Место прародины индоевропейцев - вопрос в современной науке не решенный
Наиболее популярна предложенная Марией Гимбутас " курганная гипотеза", согласно к-й прародина индоевропейцев -  волжские и причерноморские степи
Есть еще например "анатолийская гипотеза" (Иванов-Гамкрелидзе)
А есть и теория "палеолитической непрерывности"...

Отредактировано Игрок (27 February 2009 15:52:49)

Неактивен

 

#355 27 February 2009 16:07:49

Юра
Без пяти минут зоолог
Зарегистрирован: 31 July 2008
Сообщений: 10735

Re: Культуры палеолита и неолита

Да, юг России и Украины, по мнению значительной части исследователей, и является прародиной ариев.

Неактивен

 

#356 27 February 2009 19:00:52

Ulysses
Любознательный
Зарегистрирован: 08 November 2008
Сообщений: 94

Re: Культуры палеолита и неолита

Насчёт курганной гипотезы - она плохо "работает" для Западной Европы да и сама Гимбутас от неё, можно сказать, отказалась перед смертью.
Сафронов видел праиндоевропейскую цивилизацию в балканской культуре Винча. На сегодняшний день уже известно, что распространение индоевропейских племён (и в частности арийских - прото-индо-иранских) коррелирует с распространением гаплогруппы R1a (Y-DNA) и её возрастом в этих регионах. Известны гаплогруппы (Y-DNA) из некоторых андроновских захоронений - почти все R1a (что и не удивительно). Долгое время её зарождение помещали в причерноморские степи, юг Украины и России и т. д. (всё это было предположительно). Относительно недавно Клёсов обнаружил самую древнюю R1a возрастом почти в 12000 лет. На Балканах. При этом, возраст всех остальных локальных R1а по пути миграций арьев (с предпологаемой прародины - Балкан) соответствует хронологии самих миграций в эти регионы.
Если коснуться возможных корреляций с антропологией - индоевропейские культуры, которые ассоциируются с R1a - древнеямная, днепро-донецкая, андроновская, пришлое ИЕ население Согды и т. д. - все представлены массивными кроманьоидными (палеоевропейскими/протоевропейскими) антропологическими вариантами. Стоит отметить, что носители днепро-донецкой культуры при краниологическом анализе сближаются с кроманьоидным мезолитическим населением Лепенского Вира (Балканы, Сербия).

Сафронов В.А. Индоевропейские прародины (вся книга)
http://www.istorya.ru/book/safronov/index.php

ОТКУДА ПОЯВИЛИСЬ СЛАВЯНЕ И "ИНДОЕВРОПЕЙЦЫ"?
ОТВЕТ ДАЁТ ДНК-ГЕНЕАЛОГИЯ
Часть 1
http://www.lebed.com/2008/art5375.htm
Часть 2
http://www.lebed.com/2008/art5386.htm

Думаю, всем понятно, что Клёсов (профессор биохимии Гарвардского университета) специально излогает материал в этих статьях в доступной, легкоусвояемой форме.

Но, отмечу, что если и сопоставлять версию Сафронова (и других сторонников балканской прародины) с выводами Клёсова и вообще новейшими данными популяционной генетики, ДНК-Генеалогии и палеоантропологии, то вырисовывается примерно такая картина (очень кратко): из Малой Азии на Балканы приходят носители праиндоевропейской културы Винча - люди грацильного средиземноморского антроплогического типа (с Y-DNA-гаплогруппами J2 и E1b1b ??), на Балканах они застают потомков аборигенного мезолитического населения - людей массивного кроманьоидного антропологического типа (с Y-DNA-гаплогруппой R1a ??), которые, после усвоения семян праиндоевропейской культуры и креолизации, разносят элементы этой культуры по Восточной Европе и распространяют по Евразии. В Центральной же Европе идёт несколько иной процесс взаимодействия праиндоевропейцев-средиземноморцев с местным населением. Т. е. Винча - Лендьельская - культура Воронковидных Кубков.
Добавлю ещё, что производилось ДНК-тетсирование захоронений культуры Шнуровой Керамики из Эйлау (Германия) - все мужчины оказались R1a.

Отредактировано Ulysses (27 February 2009 19:17:32)

Неактивен

 

#357 28 February 2009 14:58:58

Юра
Без пяти минут зоолог
Зарегистрирован: 31 July 2008
Сообщений: 10735

Re: Культуры палеолита и неолита

Примечательный ЖЖ, интересная инфа о культурах каменного века:

http://jaguar-noir.livejournal.com/

Неактивен

 

#358 02 March 2009 23:15:58

Игрок
Любитель животных
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 26 November 2008
Сообщений: 433

Re: Культуры палеолита и неолита

Извините за занудство - возращению к прошедшему более месяца назад разговору, и к тоум же имеющему  к неолиту очень косвенное отношение)...

Gennadius :

Игрок :

До штыков в полевых сражениях в 18-19 вв. доходило редко. Точнее, штыковые атаки редко доходили до стадии штыкового боя.

Уважаемый Игрок, насчёт штыкового боя ты как раз СОВЕРШЕННО не прав. Именно штык был решающим аргументом в полевом сражении до середины 19-го века. А уж в 18-и и подавно.

По этому вопросу можно почитать Г.Дельбрюка, Т.4, части 3 и 4, в т.ч. примечания автора. Там есть интересная информация по теме...

Отредактировано Игрок (02 March 2009 23:24:40)

Неактивен

 

#359 04 March 2009 14:16:52

Lizard King
Любознательный
Зарегистрирован: 02 February 2009
Сообщений: 65

Re: Культуры палеолита и неолита

У меня продолжение темы индоариев.
Такой вот вопрос к знатокам. Начал читать по ссылкам, и понял что локализацию формирования праариев пытаются привязать к реконструированому проарийскому языку. Насколько корректна такая постановка вопроса? И как в теорию балканской прародины укладывается найденный Аркаим? Или Аркаим это очередная химера?

Неактивен

 

#360 05 March 2009 14:44:48

Avtograf
Без пяти минут зоолог
Откуда: Астрахань
Зарегистрирован: 10 March 2008
Сообщений: 3892
Вебсайт

Re: Культуры палеолита и неолита

Нормально укладывается, пришли, пожили, ушли.


Бороться и искать, найти и перепрятать.

Неактивен

 

#361 11 March 2009 12:20:43

Lizard King
Любознательный
Зарегистрирован: 02 February 2009
Сообщений: 65

Re: Культуры палеолита и неолита

Если пришли и пожили.. То откуда пришли? И когда? Все таки мне кажется что общеевропейских предков надо искать в районе современных Ирана и Афганистана, а уж оттуда в одну сторону Армения Анатолия Европа, в другую территории скифов, Иран, Индия.
Знатоки, а непосредственно кроманьольцы-предки проариев или нет?

Неактивен

 

#362 11 March 2009 19:52:30

Юра
Без пяти минут зоолог
Зарегистрирован: 31 July 2008
Сообщений: 10735

Re: Культуры палеолита и неолита

Кроманьонцы - это позднепалеолитический локальный тип сапиенса, распространенный в Зап. Европе. Чьи они предки - сказать довольно трудно. А кто такие проарии? Это что-то типа протоукров?)))

Неактивен

 

#363 13 March 2009 22:43:33

Ulysses
Любознательный
Зарегистрирован: 08 November 2008
Сообщений: 94

Re: Культуры палеолита и неолита

Lizard King :

Все таки мне кажется что общеевропейских предков надо искать в районе современных Ирана и Афганистана, а уж оттуда в одну сторону Армения Анатолия Европа, в другую территории скифов, Иран, Индия.

Не получается так. Возраст R1a в этих регионах не соответствует таким миграциям.

Если интересно, то по этому вопросу советую почитать дискуссии генетиков, археологов и историков с родство.ру в форуме "Исторические реконструкции", а если точнее - темы:

Кавказ, Балканы, Аркаим, Индия, далее - везде (часть Первая)

Кавказ, Балканы, Аркаим, Индия, далее - везде (часть Вторая)

http://www.rodstvo.ru/forum/index.php?showforum=11

Неактивен

 

#364 09 April 2009 12:52:23

Avtograf
Без пяти минут зоолог
Откуда: Астрахань
Зарегистрирован: 10 March 2008
Сообщений: 3892
Вебсайт

Re: Культуры палеолита и неолита

На allday.ru выложили фотографии "Искусство каменного века"
http://allday.ru/index.php?newsid=118698


Бороться и искать, найти и перепрятать.

Неактивен

 

#365 28 April 2009 03:30:53

Crazy Zoologist
Гость

Re: Культуры палеолита и неолита

Культура и памятники каменного века на Кавказе


Оригинал на сайте adygi.ru



Ранний древнекаменный век. Об отдаленной эпохе, которую отделяют от нас сотни тысяч лет, можно судить только по археологическим данным. Разработанная в современной отечественной археологии периодизация намечает три больших периода эпохи палеолита, т. е. древнекаменного века.

До недавнего времени древнейшими местонахождениями эпохи палеолита на Северном Кавказе считались Игнатенков Кут на р. Псекупе у станицы Саратовской и р. Псыкош (Фортепьянка) в Майкопе. Но в последнем десятилетии на р. Уруп близ станицы Преградной была открыта и исследована более древняя пещерная стоянка Треугольная. Она углубила время появления человека на северных склонах Кавказа до полумиллиона лет.

Массовое заселение территории Северо-Западного Кавказа происходит в промежуток времени 150—80 тысяч лет тому назад. К тому времени относятся памятники конца раннего каменного века Абадзехская, Среднехаджохская стоянки и Абинское местонахождение открытого типа. Все три памятника открыты главным специалистом по древнекаменному веку Северного Кавказа адыгским археологом П. У. Аутлевым.

По его определению «Ашельцы Кубанского Кавказа (т. е. Западной Черкесии), как и в других заселенных в то время регионах, жили в условиях раннего первобытнообщинного строя, основным экономическим законом которого, как и на развитом и позднем этапах первобытнообщинной социально-экономической формации, было присвоение жизненно необходимых средств для существования первобытных человеческих коллективов при помощи каменных орудий на основе коллективного труда».

Основной формой коллективного труда была кооперация на охоте. Она опиралась на общую собственность условий и орудий производства, т. е. на простое сотрудничество. Для нашего региона П. У. Аутлев предлагает вариант коллективной «охоты скрадом». Это значит, что наши палеолитические земляки-охотники не размахивали палками, не шумным улюлюканьем загонной охоты гнали стадо бизонов, лошадей или козлов к обрыву, с которого они должны были сорваться и превратиться в мясо для насыщения людям. Напротив, они, распределившись на определенной территории леса или горных алышков, незаметным тихим ожиданием, выслеживанием и постепенным окружением подвигали и сосредотачивали стадо или отдельных зверей к тупиковому месту. Но и этот вариант охоты П. У. Аутлев не считал основным. По его мнению, охота скрадом имела объектом, в основном, одиночного крупного зверя, например, трогонтериевого слона, подкарауленного, выслеженного или пойманного на тропе, на водопое, на выпасах, лежбищах и т. д.

Обработка дичи - ошкуривание, разделка туши, отделение костей, дробление последних - а также обработка шкур и кож производилась кремневыми, песчаниковыми и сланцевыми орудиями. Из кремневых желваков и галек изготавливали рубила, скребла, остроконечники. Ножами служили пластины и отщепы с острой стороной. Вначале здесь была распространена ударная техника производства орудий. В позднее время распространилась с юга техника расщепления. Это повысило эффективность старательной деятельности. По наблюдению П. У. Аутлева, производительность труда позднекаменных мастеров камня по сравнению с предыдущим уровнем возросла в четыре с половиной раза. Если ранее из килограмма сырья получали 10 см. рабочего края, то в поздний период результат достиг 45см.

В эпоху раннего камня пищу, материал для одежды (шкуры) и жилья мужчины добывали на охоте. Женщины занимались собиранием съедобных кореньев, личинок насекомых в дуплах деревьев, дикорастущих злаков, ракушек и т. д., а также изготовлением одежды, благоустройством пещеры или жилища типа полуземлянки и шалаша.

Необходимо отметить, что на территории Адыгеи и всего Северного Кавказа пока не обнаружено ни одной пещерной стоянки раннекаменного времени, но зато одна Среднехаджохская стоянка открытого типа и десятки местонахождений, сигнализирующие именно об этом типе поселения. «Треугольная» пещера в Карачаево-Черкесии расположена на высоте 1510 м. над уровнем моря в то время, как западно-черкесские стоянки не поднимаются выше 500 м. Она является самым ранним и единственным памятником такого типа.

Очевидно, в то время полости в береговых толщах были слишком низки для заселения человеком, а высокогорные пещеры во время оледенения были слишком холодными.

Северо-западнокавказский человек той эпохи, которого антропологи относят к типу питекантропов, пользовался огнем, но добывать его искусственным путем еще не умел.

Социальная организация наших земляков — питекантропов представляется уже не стадом, а кровнородственной общиной. В этой общине стадные порядки уступили место первичной форме группового брака. П. У. Аутлев предполагает форму отношений между соседними двумя общинами - Абадзехской и Среднехаджохской стоянками — в виде кроскузенного брака. Это значит, что парни из одного поселения любили своих двоюродных сестер из другой стоянки.

Духовная культура, по предположению ученых, ограничивалась зачаточной религией в виде фетишизма, выражающегося в культе зверя. Но можно предположить и фольклор, например, миф о Прометее, возникший в процессе освоения огня.

Если древние кавказцы обладали членораздельной речью с подлежащими и сказуемыми, о чем существует гипотеза, то такое возможно. Но устная их речь, по мнению языковедов, из-за более высокого положения глотки по сравнению с «homosapiens» (человек мыслящий) была медленной и неуклюжей.

Средний период древнекаменного века (90—35 тыс. лет тому назад). Этот период считается эпохой неандердальского человека; он протекал в Западной Черкесии в условиях резких климатических перепадов, которые были вызваны оледенением после межледниковья. Результаты ботанических и зоологических исследований показывают снижение летних температур по сравнению с современными на 5, а зимних - на 9 градусов. Эти резкие колебания заставили искать или строить более надежное жилище и кроить теплую одежду. Суровый климат в ту эпоху осушения, остепнения и похолодания подвинул человека к революционному шагу — искусственному добыванию огня способом трения.

Это дало возможность кавказцу подняться выше в горы вслед за дичью и заселить среднегорные и даже высокогорные пещеры.

В связи с открытием искусственного получения огня, которое в мифологии расценивается как похищение его у природы — Прометей похищает огонь у Зевса - П. У. Аутлев предполагал возникновение одного из самых ранних сказаний нартского эпоса народов Кавказа. Так, в цикле о Патэрэзе адыгского эпоса «Нартхэр» предводитель нартов Насрен бородатый отправился к злому Пако — богоборцу-великану, объявившему себя богом и развеявшему все костры и очаги в селениях, чтобы вернуть огонь людям. Но Пако приковал Насрена к скале на Ошхомахо (Эльбрусе) в наказание людей, не поклоняющихся ему. Только могучий славный нарт Патэрэз один не побоялся злого Пако. Он отправился к Ошхомахо, одолел гигантского ястреба, людоеда, Псахеха - горного ангела, загнал Пако в глубокое ущелье, освободил Насрена и вернул огонь людям.

В другом цикле главный герой эпоса Саусрыко также возвращает огонь людям из гор. Его отняли у людей горные великаны «иныжъы», а Саусрыко вначале пытается похитить огонь у божеского хранителя - «иныжъа». Возможно, таким образом в эпосе отразилась огненная революция. Когда с гор спустился ледник и наступило похолодание, были погашены костры, разведенные от природного огня и закрыты леса, загоравшиеся от молнии, тщетные и долгие попытки людей надежно обеспечить себя огнем не приносили успеха. Вот эти попытки, в конце концов окончившиеся открытием способа искусственного зажигания, отражены в образах древнегреческого Прометея, адыгского Насрен-жаче, грузинского Амирани, абхазского Абрскила. В образах Саусрыко и Патэрэза отражается счастливый результат экспериментов по искусственному добыванию огня. Но поскольку этот акт совершается против веления божьего (природы), в мифологии он представлен похищением.

На территории Западной Черкесии археологами выявлены десятки памятников среднего периода, но все они концентрируются вокруг трех центров: восточный - в пещерах р. Губса Мостовского района; центральный - вокруг Ильской стоянки открытого типа; западный - в Причерноморской Шапсугии вокруг и в долине р. Хосты. Лучше исследованными считаются стоянки в Баракаевской и Монашеской пещерах на Гупсе, Ильская стоянка в одноименном поселке Северского района Краснодарского края, стоянки на р. Хосте во главе с Воронцовской пещерой. Классически кавказской считается Губсская культура. Хостинская культура Причерноморья связана с югом, т. е. с Закавказьем и Передней Азией, и отличается зубчато заостренными кремневыми орудиями. Ильская сравнивается с культурой Западной Европы.

Как видно, для Кавказского палеолита среднего периода характерны пещерные стоянки.

Социальная организация продолжается в виде кровно-родственной общины, живущей по закону группового брака.

Облик западнокавказских неандертальцев восстанавливается антропологами по окаменевшей нижней челюсти с десятью зубами двух-трехлетнего ребенка из Баракаевской пещеры. Он отличается от современного человека отсутствием подбородочного выступа, массивностью самой челюсти, скошенным лбом, рельефными скулами и надбровными дугами.

Но человек хостинской культуры отличается от кубанского неандертальца более высокой развитостью и близостью к человеку мыслящему позднего периода.

Хозяйственная деятельность западночеркесского неандертальца активизировалась в сторону охоты, потому что теперь необходимо было теплее одеваться, покрывать жилища типа шалашей и утеплять стены пещер шкурами зверей. В низкогорье и среднегорье Закубанья охотились на зубра, дикую лошадь, кабана, волка, лисицу, тигра, льва, альпийскую галку. Ильские жители питались еще мясом мамонта, а причерноморские — охотились, в основном, на пещерного медведя.

Неандертальцы были вооружены метательным оружием с каменными наконечниками, деревянными рогатинами и кольями. Женщины собирали «чинарики» (буковые орехи), желуди, лебеду и другие виды растений. На базе охоты развивалась обработка кожи, кости, а также дерева. В связи с этим совершенствовались орудия производства на базе кремневой обработки. Они стали меньших размеров и тщательнее обработанными. По подсчету П. У. Аутлева, неандертальцы Губского ущелья с одного килограмма сырья получали более 200 см. рабочего края т. е. производительность по сравнению с предыдущим периодом возросла более чем в 4 раза. Но темпы роста производительности труда оставались такими же, как в раннюю эпоху. По этому признаку можно судить и о темпах роста кубанско-черноморских неандертальцев в мыслительной сфере жизни.

Верхний (поздний) древнекаменный век. Последний период древнекаменного века французские археологи делят еще на три подпериода — ранний, когда появляются первые памятники графического искусства; средний, в который можно поместить развитие скульптурно-графического искусства; поздний, охватывающий предпоследний десяток тысячелетий до новой эры, когда ярко расцвело искусство живописцев.

В период позднего палеолита человеческое общество совершило резкий, пока необъяснимый скачок в своем развитии. Результат таков, что неандерталец превращается в нового человека. Антропологи назвали его «homosapiens» — человеком мыслящим в переводе с латинского. Внешне он имел вид вполне современного человека без скошенного лба, увеличенных скул и надбровий, нормальную нижнюю челюсть, ясно обозначенный подбородочный выступ.

Люди той эпохи, жившие на территории Западной Черкесии, усовершенствовали обработку камня, освоили пластинчатую технику отжимной ретуши (равномерно выщербленное лезвие) и скалывания и подняли производительность труда в 12 раз по сравнению со средним периодом, в 50 раз по сравнению с ранним. Среди набора орудий труда и оружия заметный процент показывают костяные изделия.

Ассортимент инструментов, приспособлений и орудий пополнился лощилами, шильями, наконечниками дротиков и копий, отжимниками, наковаленками, инструментами для зачистки и шлифовки, зернотерками, резцами, гарпунами. Древние «слесари» владели даже такой сложной операцией, как сверление кости. Наблюдается стремление к уменьшению размеров орудий и приближения их к миниатюрным резцам геометрических форм.

По целому ряду признаков исследователи находят в позднекаменных культурах Северного Кавказа тяготение к Передней Азии. Это позволяет рассматривать Западную Черкесию, Абхазию, всю Колхиду и Малоазийскую часть передней Азии в то время как единую культурную зону.

Западный фланг Северного Кавказа, судя по густоте памятников, заселялся гораздо интенсивнее центрального и восточного из-за более благоприятных природно-климатических условий. Но обживались, в основном предгорья и низкогорья, а освоению среднегорья препятствовало значительное оледенение Большого Кавказа.

Свыше трех десятков памятников Западной Черкесии позднекаменного периода в большинстве своем относятся к концу древнекаменного века. Эта эпоха характеризуется ярким расцветом изобразительного искусства. Но таких цветных росписей, как в пещерах Испании, Франции и Каповой пещеры на Урале у нас нет. Наши земляки отличались своеобразием эстетического восприятия природы. Правда, в навесе № 3 Губского ущелья обнаружены два отпечатка « пятерни », оставленные красной краской на стене грота. Но в основном, изобразительная деятельность была направлена на выявление зооморфных скульптурных произведений природы с небольшой доработкой, а чаще символическим обозначением. Яркими примерами такого искусства служат два «музея-святилища» под открытым небом: Чернореченское урочище в междуречьи pp. Уруштена и Малой Лабы на территории восточного лесничества Северокавказского биосферного заповедника, расположенного в начале Шахгиреевского ущелья, и Среднехаджохское урочище между двумя истоками ручья Отметочного над станицей Севастопольской Майкопского района. На Уруштене рассмотрено около шести десятков крупных камней напоминающих фигуры медведя, тура, дикого кабана, зубра, лошади, черепахи, сома, бегемота, рога оленя, т. е. животный мир, отмеченный по археологическим материалам Губского куста пещер, гротов, навесов, но с включением представителей южной экзотической фауны.

Поразительно, но факт, что на «спине» самого крупного камня-бизона или медведя исполнена композиция из высверленных лунок и желобков-перьев в виде круга с 12 радиальными лучами. Возможно, это первое изображение двенадцатимесячного солнечного календаря. Среди среднехаджохских природных изваяний фигурируют насекомые и человекоподобные скульптуры. В частности, на вершине одного из холмов был установлен торс (туловище без головы и ног) «Венеры», слегка подправленный древним ваятелем с помощью кремневого резца.

Очень важен факт находки в пещере Сатанай на Гупсе захоронения девушки, костяк которой был посыпан красной охрой. В этой же пещере найдена подвеска из зуба дикой лошади, скульптурно обработанная в виде копыта и насквозь просверленная, видимо для ношения амулета на шее. Здесь же найдена целая серия наконечников дротиков из лошадиных ребер и полированная пластинка, окрашенная красной охрой.

Все эти предметы настолько тщательно обработаны, что заслуживают звания произведений прикладного искусства.

В итоге, даже не имея четкого представления о социальной организации общества Западной Черкесии, по степени и характеру развитости духовной культуры можно судить об уровне его развития. Судя по тому, что имеются свидетельства о скульптурно-графическом и сигналы о живописном искусстве, возможен фольклор (имеется ввиду зарождение образа и мифа о славной героине нартского эпоса Сатанай), религиозные культы — симпатическая магия, фетишизм и тотемизм, культ плодородия матери-богини, загробный культ и даже зачатки астрологии — северокавказец был вполне сложившимся « homosapiens », не уступавший в интеллектуальном смысле западноевропейскому человеку. Более того, на основании археологических и искусствоведческих данных в какой-то степени удается решить главный вопрос философии и экологии. Художники Западной Черкесии поздней эпохи древнекаменного века безгранично верили в эстетические возможности природы. Поэтому они не создавали искусственных произведений, а отыскивали их в природе и лишь иногда в немногих деталях дополняли их, больше обозначали, поклонялись им и охраняли их. В этом сказывается истинно материалистическое воспитание, божественно-возвышенное отношение к своему творцу.

Такое эстетическое восприятие окружающего мира сформировалось, оказывается, еще в финальной стадии древнекаменного века у древнеадыгских общин, а в последующие эпохи вплоть до средневековья, включительно, укреплялось и развивалось.

 

#366 19 May 2009 02:05:01

Юра
Без пяти минут зоолог
Зарегистрирован: 31 July 2008
Сообщений: 10735

Re: Культуры палеолита и неолита

Каменный век на картинах Васнецова:

http://otkritka-reprodukzija.blogspot.c … _7847.html

http://i003.radikal.ru/0905/a6/8c977c0584a6t.jpg http://s56.radikal.ru/i154/0905/0d/947547e549c4t.jpg http://s58.radikal.ru/i161/0905/92/921ad1886aebt.jpg

Неактивен

 

#367 22 May 2009 12:25:35

Юра
Без пяти минут зоолог
Зарегистрирован: 31 July 2008
Сообщений: 10735

Re: Культуры палеолита и неолита

Действительно ли эскимосы и якуты обладают исключительной способностью съедать до 10 кг мяса или даже больше за один прием? Об этом пишет ,,Биология человека,, (1979) со ссылкой на Синклера (Sinclair, 1953).

Неактивен

 

#368 22 May 2009 14:01:47

Казимир Малевич
Гость

Re: Культуры палеолита и неолита

Юра :

Каменный век на картинах Васнецова:

Классные картинки. Бросается в глаза, что кроманьонцы (особо кто "покультурнее") - славянской внешности.

 

#369 23 May 2009 03:57:38

Юра
Без пяти минут зоолог
Зарегистрирован: 31 July 2008
Сообщений: 10735

Re: Культуры палеолита и неолита

Васнецов рисовал их с натуры - крепостных русских крестьян. А мамонта, видимо, с какого-нибудь пьяного помещика)

Неактивен

 

#370 23 May 2009 04:19:57

Казимир Малевич
Гость

Re: Культуры палеолита и неолита

Да. И получается странновато однако. Те кто при деле - славянской наружности, а те кто шабаш устраивает или ножи точит - кавказской и турецкой с примесью монголоидного налета (в период жизни Васнецова с этими народами (акромя монголов только) были недружественные взаимоотношения). Странновато как-то, ведь все живут в одном племени по идее.

Но сказочник он и есть сказочник, тем интереснее смотреть.

 

#371 29 May 2009 21:40:29

shuric
Модератор
Зарегистрирован: 04 April 2008
Сообщений: 6123

Re: Культуры палеолита и неолита

Казимир Малевич :

Да. И получается странновато однако. Те кто при деле - славянской наружности, а те кто шабаш устраивает или ножи точит - кавказской и турецкой с примесью монголоидного налета (в период жизни Васнецова с этими народами (акромя монголов только) были недружественные взаимоотношения). Странновато как-то, ведь все живут в одном племени по идее.

Но сказочник он и есть сказочник, тем интереснее смотреть.

А "ножи точит" - это не при деле? Чего то вы усмотрели в картине такое, чего там нет

Неактивен

 

#372 29 May 2009 23:59:46

Юра
Без пяти минут зоолог
Зарегистрирован: 31 July 2008
Сообщений: 10735

Re: Культуры палеолита и неолита

Они точат ножи (точнее, ретушируют) на помещика, который показан в облике злобного мамонта. Таким образом, картина наделена скрытым революционным подтекстом.

Неактивен

 

#373 30 May 2009 03:53:07

Borealopithecus
Любознательный
Откуда: Holocene, N. Eurasia
Зарегистрирован: 12 December 2008
Сообщений: 133

Re: Культуры палеолита и неолита

Юра :

Действительно ли эскимосы и якуты обладают исключительной способностью съедать до 10 кг мяса или даже больше за один прием? Об этом пишет ,,Биология человека,, (1979) со ссылкой на Синклера (Sinclair, 1953).

Я в литературе про сибирские народы встречал другие цифры - в среднем 4-5 кг. А 10 для каждого представителя это нереально.

Отредактировано Borealopithecus (30 May 2009 03:54:13)


I don’t feel safe in this world no more,
I don’t want to die in a nuclear war,
I want to sail away to a distant shore
And make like an ape man

Неактивен

 

#374 30 May 2009 12:48:12

Юра
Без пяти минут зоолог
Зарегистрирован: 31 July 2008
Сообщений: 10735

Re: Культуры палеолита и неолита

4-5 кг - тоже очень много. Интересная адаптация.

Неактивен

 

#375 30 May 2009 14:00:19

Miracinonyx
Любитель животных
Зарегистрирован: 05 December 2006
Сообщений: 19226

Re: Культуры палеолита и неолита

Хищники...
Скорее всего, желудок сильно растянут именно из-за нерегулярного питания большими дозами, как волки. Но по идее, все люди так могут, достаточно просто потренироваться. smile

Неактивен

 

Board footer

©2006 – 2017, Зоологический форум

При поддержке программы Ministry