Объявление

"Духовный уровень человека определяется тем, как человек понимает кошку" — Бернард Шоу.
"Давайте только проявлять больше внимания, терпимости и уважения к чужому мнению — вот и всё." — Gennadius.
О размещении изображений на форуме, О рекламе на форуме

#226 13 March 2015 08:10:35

Вабик
Без пяти минут зоолог
Откуда: Великий Новгород
Зарегистрирован: 24 May 2011
Сообщений: 3738

Re: Индеанистика

Кот :

Vabik, a kamenniy topor (kamen pridelanniy k drevku) eto palica ili toporik?

Топор,он и есть топор,а палица-палица.Но это в нашем языке.У них эти вещи называются одним словом,вот и путаница. wink


Человек - венец природы. Терновый.

Неактивен

 

#227 13 March 2015 11:54:06

Crazy Zoologist
Гость

Re: Индеанистика

Vabik, +100.

Clickable:
http://www.litmir.me/data/Book/0/198000/198422/BC3_1396364577.jpg

 

#228 14 March 2015 09:34:16

Gennadius
Палеоскульптор
Откуда: Российские субтропики
Зарегистрирован: 28 November 2007
Сообщений: 4512

Re: Индеанистика

"Индеец превосходит нашего солдата во всех боевых качествах, за исключением дисциплины , — признавали многие американские офицеры, считая краснокожих лучшей кавалерией в мире. Чтобы победить их, регулярной армии США понадобилось более полувека."
1. Признавали "лучшей кавалерией" для поднятия собственного престижа.
2. Американцы так хорошо знали всю "мировую кавалерию"?
3. Индейцы никак не могут считаться кавалерией. Кавалерия - это род РЕГУЛЯРНЫХ войск. Индейцы даже не "конница". Они "народ, овладевший  верховой ездой".
4. "Чтобы победить их, регулярной армии США понадобилось более полувека".  Что характеризует армию США далеко не в лучшем свете.


"Если выпало в Империи родиться,
Лучше жить в глухой провинции у моря..."

И.Бродский, "Письма римскому другу", 1972г.

Неактивен

 

#229 14 March 2015 11:24:31

Crazy Zoologist
Гость

Re: Индеанистика

Ты же хвалил эту книгу, нет?

 

#230 14 March 2015 16:40:17

Gennadius
Палеоскульптор
Откуда: Российские субтропики
Зарегистрирован: 28 November 2007
Сообщений: 4512

Re: Индеанистика

Кот :

Ты же хвалил эту книгу, нет?

Так это я ж цитировал не самУ книгу, а текст рецензии по ссылке...
Книга хорошая. А его же "Энциклопедия... " ещё лучше:

http://alib.photo/bs/revenge/4894-1.jpg


"Если выпало в Империи родиться,
Лучше жить в глухой провинции у моря..."

И.Бродский, "Письма римскому другу", 1972г.

Неактивен

 

#231 14 March 2015 19:31:37

Crazy Zoologist
Гость

Re: Индеанистика

 

#232 15 March 2015 11:54:19

Crazy Zoologist
Гость

Re: Индеанистика

Принадлежал к группе непримиримых индейцев, боролся против федерального правительства США, отказывался подписывать какие-либо договоры с правительством США. Остановил продвижение генерала Крука летом 1876 года, разбил кавалерию генерала Кастера в долине Литтл-Бигхорн.

Выдающийся вождь хункпапа Сидящий Бык имел массу последователей среди всех племен дакота как противник переселения в резервации и подписания несправедливых договоров. С 1863 г. сражался против американских войск. В объединённом лагере индейцев, победивших солдат в битвах при Роузбад и Литтл-Бигхорн в 1876 г. считался верховным вождем.

Так чьей заслугой была эта победа в большей степени?

 

#233 15 March 2015 13:40:10

Gennadius
Палеоскульптор
Откуда: Российские субтропики
Зарегистрирован: 28 November 2007
Сообщений: 4512

Re: Индеанистика

Gennadius :

Первый "кусок" про кого? Про Тхашункэ Витко - Неистового Коня?
Если так, то он, - вместе с Сидящим Быком, - и были главными организаторами сопротивления.
Чья там заслуга больше сказать трудно. Конь был больше "полевым командиром", Бык - "нач.штаба"


"Если выпало в Империи родиться,
Лучше жить в глухой провинции у моря..."

И.Бродский, "Письма римскому другу", 1972г.

Неактивен

 

#234 15 March 2015 14:36:52

Crazy Zoologist
Гость

Re: Индеанистика

Дякую.

 

#235 16 March 2015 11:33:21

Crazy Zoologist
Гость

Re: Индеанистика

 

#236 16 March 2015 15:33:25

Xolotl
Любитель животных
Откуда: ледяное пекло
Зарегистрирован: 07 November 2010
Сообщений: 269

Re: Индеанистика

Чё-то не помню, чтобы у майя была империя. Вроде ж всегда были конгломератом городов-государств? Ну, может, возвышался тот или иной город иногда над другими, но разве было что-то единое для всех майя?


Подпись в ремонте.

Неактивен

 

#237 16 March 2015 17:01:07

Crazy Zoologist
Гость

Re: Индеанистика

Ну это и называют имерией Майя.

 

#238 14 May 2015 09:26:42

Xolotl
Любитель животных
Откуда: ледяное пекло
Зарегистрирован: 07 November 2010
Сообщений: 269

Re: Индеанистика

http://s019.radikal.ru/i615/1505/ec/372495910b90.png

Карта расовых типов индейцев из лекции Дробышевского про индейцев.

Интересно, почему таино обособились в отдельный тип.
Видимо, из-за смешения араваков-таино из Южной Америки и каких-то более ранних мигрантов?


Подпись в ремонте.

Неактивен

 

#239 14 May 2015 12:06:38

Crazy Zoologist
Гость

Re: Индеанистика

А почему эскимосы не "индейцы"?

 

#240 14 May 2015 12:18:46

Xolotl
Любитель животных
Откуда: ледяное пекло
Зарегистрирован: 07 November 2010
Сообщений: 269

Re: Индеанистика

Кот :

А почему эскимосы не "индейцы"?

Наверное, потому что арктические монголоиды.


Подпись в ремонте.

Неактивен

 

#241 14 May 2015 12:29:34

Crazy Zoologist
Гость

Re: Индеанистика

И что?

 

#242 14 May 2015 13:23:11

VitaliVV
Любитель зоологии
Откуда: Хакасия
Зарегистрирован: 30 April 2013
Сообщений: 791

Re: Индеанистика

Они к чукчам ближе, чем к индейцам

Неактивен

 

#243 15 May 2015 14:15:58

Crazy Zoologist
Гость

Re: Индеанистика

А как определяется "индейскость"?

 

#244 24 February 2016 13:24:45

Avtograf
Без пяти минут зоолог
Откуда: Астрахань
Зарегистрирован: 10 March 2008
Сообщений: 3892
Вебсайт

Re: Индеанистика

"19 марта 1840 года в Сан-Антонио прибыла большая индейская делегация. С собой команчи привели не только своих жен и детей, но также и пленных, ставших их рабами. Среди пленных была 16-летняя белая девушка Матильда Локхард, которая пробыла в плену полтора года. Осмотр показал, что команчи ее периодически истязали, она была вся избита, ее регулярно насиловали. Тело девушки, включая лицо, все было покрыто ожогами, нос почти полностью сгорел. Матильда Локхард сообщила, что в плену у команчей находятся еще более десятка белых людей."
http://george-rooke.livejournal.com/469652.html


Бороться и искать, найти и перепрятать.

Неактивен

 

#245 19 March 2016 22:16:26

Avtograf
Без пяти минут зоолог
Откуда: Астрахань
Зарегистрирован: 10 March 2008
Сообщений: 3892
Вебсайт

Re: Индеанистика

Геноцид которого не было. Часть 2: протестанты

May. 20th, 2010 at 10:56 AM



Что было до прихода европейцев.

Определение численности населения Северной Америки вызывает большие споры среди знатоков индейцев и во многом результат зависит от личных пристрастий. Особенно преувеличиванием цифр страдают современные индейские организации, которые, путем создания имиджа жертв геноцида, конвертируют миллионы «мертвых душ» в неиллюзорные миллионы долларов. Однако наиболее трезвые головы склоняются к тому, что численность индейцев в Северной Америке до прихода европейцев была не очень высокой в отличие от цивилизаций Месоамерики.
Д.М. Уайт (Автор с явной симпатией относящийся к индейцам. ) в своей книге "Индейцы Северной Америки" пишет:
"Потребовалось 10 000-20 000 лет, чтобы население выросло от нескольких сотен пришедших из Азии кочевников до десятков тысяч коренных жителей Америки. Полная трудностей и опасностей жизнь древнего охотника не способствовала быстрому росту населения. Детская смертность была очень высока даже по стандартам того времени; продолжительность жизни также была низкой." ...Согласно имеющимся данным, в доколумбовой Америке проживали 750 000 - 1 000 000 индейцев." (1)
О численности всего индейского населения Северамериканского континента можно догадываться хотя бы по отдельным племенам до их столкновения с белыми. Например племя индейцев понки насчитывало в конце 18-го века всего лишь 80 воинов, племя индейцев манданы - около полутора тысяч человек, племя кайова-апачи - 300 человек.
«средняя численность равнинных племен составляла около 3-4 тысяч человек, из которых количество воинов не превышало 600-900.»(2)

Что было после прихода европейцев.

Колониальную эпоху в Северной Америке целесообразно разделить на два отрезка:
1)начальный период колонизации
2)освоение Дикого Запада
В течении почти полутора столетий европейские колонии в Северной Америке представляли собой полосу укрепленных поселений вдоль Атлантического побережья (испанские колонии на юге и юго-востоке континента большой роли в колонизации не сыграли). На данном этапе европейские колонисты вели, в основном, борьбу за выживание, медленно продвигаясь на Запад. Население пряталось за стенами фортов от «дружелюбных» индейцев, периодически нападавших на них, но при этом очень любивших торговать с бледнолицыми. Ради этой торговли индейцы воевали друг с другом, доходя порой до того геноцида, в котором сейчас модно обвинять белых. Например, во время Бобровых войн Лигой ирокезов были разгромлены несколько племен братьев по расе.(«Последний из могикан» Чингачгук был как раз из такового племени)
В середине 19-го века стремительно обретающие силу Соединенные Штаты Америки начали заселение Дикого Запада, где неминуемо столкнулись с разнообразными племенами индейцев. В результате мирных договоров или военных действий индейское население было заселено или загнано в резервации. Вопреки широко распространенным представлениям, резервация — это не концлагерь, а территория, в которой законодательно закреплены права индейцев на самоуправление.
Племена, проживающие в резервациях, имеют право на формирование своего правительства, на выработку и исполнение законов, на установление налогов, на присвоение гражданства племени, на лицензирование и регулирование практически всех видов деятельности и пр. В юридическом смысле индейские резервации имеют права, которыми обладают штаты США. Так же, как штаты, они не могут вступать в официальные отношения с иными государствами (это прерогатива федерального правительства), объявлять войну и выпускать деньги.
(3)


Характер отношений между белыми и индейцами

На самом деле, вопрос об отношениях между индейцами и европейцами достаточно сложный и не сводим только к стереотипному представлению «мужественные, но малочисленные индейцы против алчных, но многочисленных бледнолицых». Во-первых, не было единства среди европейцев. Особенно на раннем этапе, колонисты представляли из себя пестрый калейдоскоп национальностей и религиозных групп, интересы которых далеко не всегда совпадали друг с другом. Французы одно время даже вели полномасштабную войну с англичанами, в которых индейцы, кстати, были одной из действующих сил. Во-вторых, какой-то единой индейской солидарности перед лицом белых колонизаторов тоже не было. Североамериканский континент был заселен разными племенами, находившимися друг с другом в состоянии перманентной тотальной войны.
"Красивый Щит, шаманка кроу, вспоминала: "Когда не нападали наши враги, на них нападали наши воины, а потому всегда кто-нибудь где-то сражался. Мы, женщины, иногда пытались остановить своих мужчин от походов против врагов, но это было все равно что говорить с зимней вьюгой".(2)
Воевали все со всеми: оттавы с маскутенами, оджибве с шайенами, эри с шауни, гуроны с ирокезами, алгонкины с могавками, черноногие с шошонами, команчи с апачами, алгонкины и сиу. Все перечисленное - лишь вершина айсберга, потому что война была идеалом настоящего индейца.
"Антрополог Ральф Линтон отмечал, что война была основным видом деятельности мужчин, а также главной движущей силой всей индейской культуры.
Жизнь мужчины концентрировалась вокруг военных рейдов и набегов. Детям с юного возраста внушали, что смерть в бою, помимо того, что сама по себе почетна, также защищает человека от всех неприятностей, которые ожидают стариков. По словам одного из черноногих, "война была лучшим способом для юноши сделать себе имя". (2)
Более того, разные племена занимали в разные времена разную позицию в отношении разных колонистов. В зависимости от своей выгоды индейцы вступали в союзы с белыми против своих собратьев по расе. Например, в 1637 году племя пекуотов было перебито объединенными силами англичан, мохеган и наррагансетов. В 1711 году когда индейцы племени тускараров убили 200 колонистов, европейцы организовали карательную акцию с помощью нескольких племен, в том числе ямаси. Однако в 1715 году тускароры вместе индейцами чероки карают уже ямаси.
"Картина, рисуемая многочисленными исследователями, создает впечатление, что индейская война была не более чем игрой, пусть даже со смертью. Но это иллюзия. Индейцы не могли позволить себе превращать своих мужчин в "пушечное мясо", как это было принято в европейских армиях -- даже небольшие потери в межплеменных стычках для многих племен относительно их численности оказывались весьма чувствительными. Например, Де Смет в 1845 году писал, что в двух схватках с плоскоголовыми на западе черноногие потеряли 21 воина, кри на востоке убили 27 человек и увели очень много лошадей, а кроу на юге практически полностью вырезали целую общину пиеганов Короткие Шкуры, состоявшую из 50 семей (не менее 250 человек). Следует заметить, что Де Смет упомянул только крупные столкновения. Дениг в 1856 году писал, что в войне между кроу и черноногими ежегодно с каждой стороны в результате набегов и рейдов погибает более 100 человек, а если происходят серьезные столкновения между крупными силами, то в них потери каждой из сторон могут составлять от 50 до 100 человек. Ежегодные потери в войне между черноногими и ассинибойнами составляли не менее 40-60 мужчин с каждой стороны. Потери других племен в межплеменных войнах также были значительными. По данным Сэмуэла Эллиса, только за 4 месяца -- с 1 марта по 1 июля 1843 года -- пауни потеряли от рук врагов около 250 человек. Дениг сообщал, что в войне сиу с пауни и арикарами редкое лето проходит без того, чтобы воины сиу не привозили в свои лагеря множество скальпов этих врагов.
Войны приводили к серьезному дисбалансу в численности мужчин и женщин в индейских племенах. Льюис Морган отмечал, что соотношение взрослых женщин и мужчин у шайенов в 1860 году было пять к одному. Он же в 1862 году писал: "Соотношение численности женщин и мужчин у черноногих составляет три к одному из-за гибели воинов в битвах". (2)
В учебниках по истории часто с возмущением пишется о том, как хитрые европейцы скупали у индейцев земли за бесценок. Из того, что сами индейцы были вполне согласны на такой торг, понятно, что речь шла для индейцев не столько о продаже земли, сколько о согласии за определенное вознаграждение от белых не появляться в данном районе. Другое племя от подобных обещаний было, конечно, свободно.
Сами племена хотя и проживали на определённых территориях, не имели каких-то прав на те или иные земли. Один из белых торговцев, долго живший среди индейцев, писал:
"Ни одно из этих равнинных племен не заявляет особых прав на какую-либо ограниченную территорию... Если дичь исчезала, они имели право охотиться на нее на любых землях своих врагов, где они смогут защитить себя. Им нужна не земля, а источник пропитания". (2)

Решающие факторы уменьшения населения

Несмотря на все войны с бледнолицыми или другими племенами, для североамериканских индейцев, так же как и для индейцев Месоамерики самой главной опасностью были вирусы привезенные европейцами, иммунитет от которых был утрачен первыми поселенцами эпохи палеолита проникшими в Америку через исчезнувший ныне перешеек на месте Берингова пролива.
«Важно, что за холодный период «карантина» на этом континенте сократилось число микробов, распространенных в более умеренных климатических условиях. Поэтому первые поселенцы утратили иммунитет к заразным болезням Старого Света, что и привело к фатальным последствиям для их потомков, когда прибыли первые завоеватели из Европы, принеся с собой свои заболевания»(4)
В этой связи среди современных людей популярны представления о том, что европейцы специально заражали индейцев, продавая им одеяла, зараженные оспой. В данном случае имеется представление частного случая как общей практики.
Продажа «оспенных одеял» была предпринята по идее английского генерала лорда Джеффри Амхерста в ответ на восстание Понтиака в 1763 году, которое сопровождалось массовой резней европейцев. Результатом проведённой акции была гибель нескольких тысяч индейцев в ходе разразившейся эпидемии, но о континентальных масштабах говорить здесь не приходится.
"Но главным оружием белого человека оказались не ружья, а оспа, холера, корь и другие новые, привнесенные им на Равнины болезни, на которые у индейцев не было иммунитета. Этому невидимому врагу они не могли сопротивляться и гибли тысячами. Бывало, что за один год численность племени сокращалась наполовину, и все меньше оставалось воинов, способных противостоять белому нашествию. В ярости и бессилии многие из них вскакивали на боевых коней и, вскидывая к небесам зажатые в руках копья, скакали по своим селениям, заваленным трупами умерших родичей, призывая духа болезни явиться во плоти и сразиться с ними, как подобает мужчине." (2)
Подавляющая часть эпидемий случались естественным путем. Например, в 1636 - 40-х годах в племени гуронов случается страшная эпидемия оспы, завезенная иезуитами-миссионерами, при которой погибает около половины индейцев. Ни о какой заинтересованности монахов, мечтавших о христианизации дикарей, конечно, не может быть и речи.
"Европейские эпидемии, завезенные в юго-восточные штаты США в 1540 году экспедицией Десото по подсчетам убили по меньшей мере 75% коренного местного населения. Как сильно пострадали от этого чероки неизвестно, но их численность в 1674 году составляла около 50,000 человек. Серия эпидемий оспы (1729, 1738 и 1753) сократила эту цифру на половину, и численность в 25,000 человек оставалась довольно стабильной вплоть до их переселения в Оклахому в течение 1830х годов. Следующей катастрофой стала Гражданская война, которая стоила чероки 25% населения." (5)

Индейцы были благородными воинами, а белые - лицемерными убийцами?

В нашей стране благодаря популярным романам Фенимора Купера и фильмам с участием Гойко Митича создавался романтизированный образ индейца, как благородного воина , сильно выигрывавшем на фоне лживых и алчных бледнолицых. Однако крайности тут будут неверны с обеих сторон.
Вернее сказать так: индейцы обладали своими собственными представлениями о доблести, чести и благородстве, которые не всегда совпадают даже с представлениями современных людей.
«Показатель хорошего воина, в особенности вождя, заключается в том, чтобы провести свой отряд против врага незамеченным, напасть на него, когда он беззащитен, а затем броситься на врага и перерезать ему глотку, не позволив застать себя врасплох».(2)
Неплохой иллюстрацией подобной идеологии служит случай с «переговорами» между индейцами кри и черноногими в1869 году, когда первые предложили последним трубку мира.
Верховный вождь черноногих Много Лебедей объявил вождю кри Сломанная Рука что если он хочет мира, то должен сдать ружья. После того как кри выполнили просимое, вождь черноногих отдал команду на истребление безоружных индейцев. Наивен будет тот, кто подумает что черноногие осудили такое коварство своих воинов. Наоборот, черноногие были восхищены деянием вождя. Как сказал один из них:
"Много Лебедей совершил свой величайший подвиг. Он был единственным в племени, кто когда-либо захватил сразу столько ружей -- более десяти за раз. Это был хороший бой, потому что в нем не пострадал никто из наших соплеменников".(2)
Совсем не в пользу благородства индейцев говорит и тот факт, что скальп женщины ценился также как и скальп мужчины. А некоторые индейцы убивали еще и детей...

Зверства и массовые убийства.

Цицерон говорил: «Когда гремит оружие, музы молчат». К сожалению приходится сказать, что массовые убийства совершали все стороны конфликтов. Причем первыми начинали убивать, в основном, индейцы. Начало было положено 22 марта 1622 года когда воины племени поухатан внезапно атаковали европейское поселение Джеймстаун и вырезали абсолютно всех обнаруженных там европейцев - 347 мужчин, женщин и детей. Тела многих несчастных были буквально раскромсаны на части. Результатом "варварской резни", как ее назвали в Европе, стала смерть трети европейского населения Вирджинии,
Это злодеяние стало шоком для Британии и Европы и во многом способствовало возникновению имиджа индейца как кровавого убийцы. В дальнейшем индейцы периодически этот имидж «поддерживали»...
Особенными зверствами отличалась война индейцев против колонистов под предводительством вождя племени вампаноаг Метакомета в 1675-1676 годах, когда были разрушены 20 из 90 поселений и убит каждый 16-ый поселенец.
Одной из излюбленных мишеней индейцев были караваны поселенцев потянувшиеся в середине 19-го века на Запад. Это вынуждало колонистов вооружаться и быть всегда готовыми к атаке. Если индейцы побеждали, то это означало смертный приговор всем мужчинам. Женщин и детей иногда убивали, иногда уводили с собой.
"Некоторые индейские племена творили просто ужасающие зверства после победы над противником и захвата его поселения. Никаких правил или договоров относительно того, как относиться к побежденным, не было; грабежи, изнасилования и массовые убийства были в порядке вещей. Воины победившей стороны становились буквально обезумевшими. Удовлетворив среди пылающих жилищ свои животные инстинкты, победители приступали к снятию скальпов."(1)
После победы индейцы возвращались домой, где на специальных шестах развешивали трофеи: ноги, руки и скальпы павших врагов. «Особая честь» ожидала пленных - долгая мучительная смерть у столба пыток.
"Можно сказать, что воинам, проигравшим сражение, погибшим в бою и скальпированным, повезло по сравнению с теми, кто попал в плен. ... Казнь была долгой и мучительной. Пленным наносили порезы шипами; вырывали куски мяса раскаленным железом и съедали у них на глазах. Главными палачами были женщины, которые не только сами мучили пленных, но и подталкивали к этому детей. Пленных подвергали пыткам и издевательствам в течение нескольких дней; если человек терял сознание от боли, его снова приводили в чувство. Когда все было кончено, ирокезские воины съедали сердца умерших. а различные части тела отдавали соплеменникам. Крики, как и ирокезы, считали, что, съедая сердце умершего человека, они забирают его силу; их женщины также принимали участие в пытках и издевательствах над пленными.
... Однако никто из индейцев не издевался над побежденными с таким жестоким и отвратительным наслаждением, как апачи и команчи. Апачи. единственные, следует подчеркнуть, из племен юго-запада, занимались такими вещами, как кастрация живых и мертвых; привязывание на муравейник; сдирание кожи с живого человека; распятие при помощи шипов кактуса: подвешивание вниз головой над огнем, а также привязывание к кактусу в качестве мишени для поражения стрелами. Что касается команчей, то те сначала убивали детей, потом насиловали женщин, после чего либо сажали их на кол, либо бросали посреди пустыни, перерезав ахиллово сухожилие. Затем они приступали к уничтожению пленников-мужчин: убивали медленно и методично, лишая тело жизни сантиметр за сантиметром." (1)
Хотя каннибализм был распространен, например, у ирокезов и тонкавов, справедливости ради стоит сказать, что североамериканские индейцы выглядели гуманнее нежели их южные собратья, у которых каннибализм и человеческие жертвоприношения были поставлены на поток.

Вывод

Итак,был ли геноцид индейцев? Нет, потому что в действиях европейских колонистов и властей США не было "особого намерения" уничтожить всех индейцев, несмотря на то, что были отдельные случаи избиения индейцев, которые могут считаться преступлениями. По подсчётам Бюро переписи населения США между 1775 и 1890 годами произошло более 40 войн, которые унесли жизни 45000 индейцев и 19000 белых, в число которых входят женщины и дети. По подсчетам Джона Теббела и Кита Дженнисона, примерно три четверти этих войн начинались по инициативе краснокожих. Если называть геноцидом колонизацию Северной Америки, то придется по тем же параметрам объявлять геноцидом всю историю человечества, которая всегда сопровождалась захватом земель и войнами.
Завоевание Северной Америки было сложным процессом, в котором переплелись и войны, и мирное созидание. И, увы, индейцы выглядели, действительно, дикарями на фоне наступающей цивилизации. Например, они нападали на железные дороги и убивали строителей. Можно сказать что они были правы, «потому что это - их земля и они берегли природу». Но что сказали бы те же люди, если, например, якуты начали бы отстреливать комсомольцев, кладущих шпалы для БАМа?...

Использованные источники

1.Д.М. Уайт "Индейцы Северной Америки"
2.Ю. Стукалин "Хороший день для смерти"
3.Википедия
4.Грег Вард «История США»
5.Lee Sulzman "Cherokee History"


http://ycnokoutellb.livejournal.com/195695.html


Бороться и искать, найти и перепрятать.

Неактивен

 

#246 19 March 2016 22:17:09

Avtograf
Без пяти минут зоолог
Откуда: Астрахань
Зарегистрирован: 10 March 2008
Сообщений: 3892
Вебсайт

Re: Индеанистика

Геноцид которого не было. Часть 2: протестанты

May. 20th, 2010 at 10:56 AM



Что было до прихода европейцев.

Определение численности населения Северной Америки вызывает большие споры среди знатоков индейцев и во многом результат зависит от личных пристрастий. Особенно преувеличиванием цифр страдают современные индейские организации, которые, путем создания имиджа жертв геноцида, конвертируют миллионы «мертвых душ» в неиллюзорные миллионы долларов. Однако наиболее трезвые головы склоняются к тому, что численность индейцев в Северной Америке до прихода европейцев была не очень высокой в отличие от цивилизаций Месоамерики.
Д.М. Уайт (Автор с явной симпатией относящийся к индейцам. ) в своей книге "Индейцы Северной Америки" пишет:
"Потребовалось 10 000-20 000 лет, чтобы население выросло от нескольких сотен пришедших из Азии кочевников до десятков тысяч коренных жителей Америки. Полная трудностей и опасностей жизнь древнего охотника не способствовала быстрому росту населения. Детская смертность была очень высока даже по стандартам того времени; продолжительность жизни также была низкой." ...Согласно имеющимся данным, в доколумбовой Америке проживали 750 000 - 1 000 000 индейцев." (1)
О численности всего индейского населения Северамериканского континента можно догадываться хотя бы по отдельным племенам до их столкновения с белыми. Например племя индейцев понки насчитывало в конце 18-го века всего лишь 80 воинов, племя индейцев манданы - около полутора тысяч человек, племя кайова-апачи - 300 человек.
«средняя численность равнинных племен составляла около 3-4 тысяч человек, из которых количество воинов не превышало 600-900.»(2)

Что было после прихода европейцев.

Колониальную эпоху в Северной Америке целесообразно разделить на два отрезка:
1)начальный период колонизации
2)освоение Дикого Запада
В течении почти полутора столетий европейские колонии в Северной Америке представляли собой полосу укрепленных поселений вдоль Атлантического побережья (испанские колонии на юге и юго-востоке континента большой роли в колонизации не сыграли). На данном этапе европейские колонисты вели, в основном, борьбу за выживание, медленно продвигаясь на Запад. Население пряталось за стенами фортов от «дружелюбных» индейцев, периодически нападавших на них, но при этом очень любивших торговать с бледнолицыми. Ради этой торговли индейцы воевали друг с другом, доходя порой до того геноцида, в котором сейчас модно обвинять белых. Например, во время Бобровых войн Лигой ирокезов были разгромлены несколько племен братьев по расе.(«Последний из могикан» Чингачгук был как раз из такового племени)
В середине 19-го века стремительно обретающие силу Соединенные Штаты Америки начали заселение Дикого Запада, где неминуемо столкнулись с разнообразными племенами индейцев. В результате мирных договоров или военных действий индейское население было заселено или загнано в резервации. Вопреки широко распространенным представлениям, резервация — это не концлагерь, а территория, в которой законодательно закреплены права индейцев на самоуправление.
Племена, проживающие в резервациях, имеют право на формирование своего правительства, на выработку и исполнение законов, на установление налогов, на присвоение гражданства племени, на лицензирование и регулирование практически всех видов деятельности и пр. В юридическом смысле индейские резервации имеют права, которыми обладают штаты США. Так же, как штаты, они не могут вступать в официальные отношения с иными государствами (это прерогатива федерального правительства), объявлять войну и выпускать деньги.
(3)


Характер отношений между белыми и индейцами

На самом деле, вопрос об отношениях между индейцами и европейцами достаточно сложный и не сводим только к стереотипному представлению «мужественные, но малочисленные индейцы против алчных, но многочисленных бледнолицых». Во-первых, не было единства среди европейцев. Особенно на раннем этапе, колонисты представляли из себя пестрый калейдоскоп национальностей и религиозных групп, интересы которых далеко не всегда совпадали друг с другом. Французы одно время даже вели полномасштабную войну с англичанами, в которых индейцы, кстати, были одной из действующих сил. Во-вторых, какой-то единой индейской солидарности перед лицом белых колонизаторов тоже не было. Североамериканский континент был заселен разными племенами, находившимися друг с другом в состоянии перманентной тотальной войны.
"Красивый Щит, шаманка кроу, вспоминала: "Когда не нападали наши враги, на них нападали наши воины, а потому всегда кто-нибудь где-то сражался. Мы, женщины, иногда пытались остановить своих мужчин от походов против врагов, но это было все равно что говорить с зимней вьюгой".(2)
Воевали все со всеми: оттавы с маскутенами, оджибве с шайенами, эри с шауни, гуроны с ирокезами, алгонкины с могавками, черноногие с шошонами, команчи с апачами, алгонкины и сиу. Все перечисленное - лишь вершина айсберга, потому что война была идеалом настоящего индейца.
"Антрополог Ральф Линтон отмечал, что война была основным видом деятельности мужчин, а также главной движущей силой всей индейской культуры.
Жизнь мужчины концентрировалась вокруг военных рейдов и набегов. Детям с юного возраста внушали, что смерть в бою, помимо того, что сама по себе почетна, также защищает человека от всех неприятностей, которые ожидают стариков. По словам одного из черноногих, "война была лучшим способом для юноши сделать себе имя". (2)
Более того, разные племена занимали в разные времена разную позицию в отношении разных колонистов. В зависимости от своей выгоды индейцы вступали в союзы с белыми против своих собратьев по расе. Например, в 1637 году племя пекуотов было перебито объединенными силами англичан, мохеган и наррагансетов. В 1711 году когда индейцы племени тускараров убили 200 колонистов, европейцы организовали карательную акцию с помощью нескольких племен, в том числе ямаси. Однако в 1715 году тускароры вместе индейцами чероки карают уже ямаси.
"Картина, рисуемая многочисленными исследователями, создает впечатление, что индейская война была не более чем игрой, пусть даже со смертью. Но это иллюзия. Индейцы не могли позволить себе превращать своих мужчин в "пушечное мясо", как это было принято в европейских армиях -- даже небольшие потери в межплеменных стычках для многих племен относительно их численности оказывались весьма чувствительными. Например, Де Смет в 1845 году писал, что в двух схватках с плоскоголовыми на западе черноногие потеряли 21 воина, кри на востоке убили 27 человек и увели очень много лошадей, а кроу на юге практически полностью вырезали целую общину пиеганов Короткие Шкуры, состоявшую из 50 семей (не менее 250 человек). Следует заметить, что Де Смет упомянул только крупные столкновения. Дениг в 1856 году писал, что в войне между кроу и черноногими ежегодно с каждой стороны в результате набегов и рейдов погибает более 100 человек, а если происходят серьезные столкновения между крупными силами, то в них потери каждой из сторон могут составлять от 50 до 100 человек. Ежегодные потери в войне между черноногими и ассинибойнами составляли не менее 40-60 мужчин с каждой стороны. Потери других племен в межплеменных войнах также были значительными. По данным Сэмуэла Эллиса, только за 4 месяца -- с 1 марта по 1 июля 1843 года -- пауни потеряли от рук врагов около 250 человек. Дениг сообщал, что в войне сиу с пауни и арикарами редкое лето проходит без того, чтобы воины сиу не привозили в свои лагеря множество скальпов этих врагов.
Войны приводили к серьезному дисбалансу в численности мужчин и женщин в индейских племенах. Льюис Морган отмечал, что соотношение взрослых женщин и мужчин у шайенов в 1860 году было пять к одному. Он же в 1862 году писал: "Соотношение численности женщин и мужчин у черноногих составляет три к одному из-за гибели воинов в битвах". (2)
В учебниках по истории часто с возмущением пишется о том, как хитрые европейцы скупали у индейцев земли за бесценок. Из того, что сами индейцы были вполне согласны на такой торг, понятно, что речь шла для индейцев не столько о продаже земли, сколько о согласии за определенное вознаграждение от белых не появляться в данном районе. Другое племя от подобных обещаний было, конечно, свободно.
Сами племена хотя и проживали на определённых территориях, не имели каких-то прав на те или иные земли. Один из белых торговцев, долго живший среди индейцев, писал:
"Ни одно из этих равнинных племен не заявляет особых прав на какую-либо ограниченную территорию... Если дичь исчезала, они имели право охотиться на нее на любых землях своих врагов, где они смогут защитить себя. Им нужна не земля, а источник пропитания". (2)

Решающие факторы уменьшения населения

Несмотря на все войны с бледнолицыми или другими племенами, для североамериканских индейцев, так же как и для индейцев Месоамерики самой главной опасностью были вирусы привезенные европейцами, иммунитет от которых был утрачен первыми поселенцами эпохи палеолита проникшими в Америку через исчезнувший ныне перешеек на месте Берингова пролива.
«Важно, что за холодный период «карантина» на этом континенте сократилось число микробов, распространенных в более умеренных климатических условиях. Поэтому первые поселенцы утратили иммунитет к заразным болезням Старого Света, что и привело к фатальным последствиям для их потомков, когда прибыли первые завоеватели из Европы, принеся с собой свои заболевания»(4)
В этой связи среди современных людей популярны представления о том, что европейцы специально заражали индейцев, продавая им одеяла, зараженные оспой. В данном случае имеется представление частного случая как общей практики.
Продажа «оспенных одеял» была предпринята по идее английского генерала лорда Джеффри Амхерста в ответ на восстание Понтиака в 1763 году, которое сопровождалось массовой резней европейцев. Результатом проведённой акции была гибель нескольких тысяч индейцев в ходе разразившейся эпидемии, но о континентальных масштабах говорить здесь не приходится.
"Но главным оружием белого человека оказались не ружья, а оспа, холера, корь и другие новые, привнесенные им на Равнины болезни, на которые у индейцев не было иммунитета. Этому невидимому врагу они не могли сопротивляться и гибли тысячами. Бывало, что за один год численность племени сокращалась наполовину, и все меньше оставалось воинов, способных противостоять белому нашествию. В ярости и бессилии многие из них вскакивали на боевых коней и, вскидывая к небесам зажатые в руках копья, скакали по своим селениям, заваленным трупами умерших родичей, призывая духа болезни явиться во плоти и сразиться с ними, как подобает мужчине." (2)
Подавляющая часть эпидемий случались естественным путем. Например, в 1636 - 40-х годах в племени гуронов случается страшная эпидемия оспы, завезенная иезуитами-миссионерами, при которой погибает около половины индейцев. Ни о какой заинтересованности монахов, мечтавших о христианизации дикарей, конечно, не может быть и речи.
"Европейские эпидемии, завезенные в юго-восточные штаты США в 1540 году экспедицией Десото по подсчетам убили по меньшей мере 75% коренного местного населения. Как сильно пострадали от этого чероки неизвестно, но их численность в 1674 году составляла около 50,000 человек. Серия эпидемий оспы (1729, 1738 и 1753) сократила эту цифру на половину, и численность в 25,000 человек оставалась довольно стабильной вплоть до их переселения в Оклахому в течение 1830х годов. Следующей катастрофой стала Гражданская война, которая стоила чероки 25% населения." (5)

Индейцы были благородными воинами, а белые - лицемерными убийцами?

В нашей стране благодаря популярным романам Фенимора Купера и фильмам с участием Гойко Митича создавался романтизированный образ индейца, как благородного воина , сильно выигрывавшем на фоне лживых и алчных бледнолицых. Однако крайности тут будут неверны с обеих сторон.
Вернее сказать так: индейцы обладали своими собственными представлениями о доблести, чести и благородстве, которые не всегда совпадают даже с представлениями современных людей.
«Показатель хорошего воина, в особенности вождя, заключается в том, чтобы провести свой отряд против врага незамеченным, напасть на него, когда он беззащитен, а затем броситься на врага и перерезать ему глотку, не позволив застать себя врасплох».(2)
Неплохой иллюстрацией подобной идеологии служит случай с «переговорами» между индейцами кри и черноногими в1869 году, когда первые предложили последним трубку мира.
Верховный вождь черноногих Много Лебедей объявил вождю кри Сломанная Рука что если он хочет мира, то должен сдать ружья. После того как кри выполнили просимое, вождь черноногих отдал команду на истребление безоружных индейцев. Наивен будет тот, кто подумает что черноногие осудили такое коварство своих воинов. Наоборот, черноногие были восхищены деянием вождя. Как сказал один из них:
"Много Лебедей совершил свой величайший подвиг. Он был единственным в племени, кто когда-либо захватил сразу столько ружей -- более десяти за раз. Это был хороший бой, потому что в нем не пострадал никто из наших соплеменников".(2)
Совсем не в пользу благородства индейцев говорит и тот факт, что скальп женщины ценился также как и скальп мужчины. А некоторые индейцы убивали еще и детей...

Зверства и массовые убийства.

Цицерон говорил: «Когда гремит оружие, музы молчат». К сожалению приходится сказать, что массовые убийства совершали все стороны конфликтов. Причем первыми начинали убивать, в основном, индейцы. Начало было положено 22 марта 1622 года когда воины племени поухатан внезапно атаковали европейское поселение Джеймстаун и вырезали абсолютно всех обнаруженных там европейцев - 347 мужчин, женщин и детей. Тела многих несчастных были буквально раскромсаны на части. Результатом "варварской резни", как ее назвали в Европе, стала смерть трети европейского населения Вирджинии,
Это злодеяние стало шоком для Британии и Европы и во многом способствовало возникновению имиджа индейца как кровавого убийцы. В дальнейшем индейцы периодически этот имидж «поддерживали»...
Особенными зверствами отличалась война индейцев против колонистов под предводительством вождя племени вампаноаг Метакомета в 1675-1676 годах, когда были разрушены 20 из 90 поселений и убит каждый 16-ый поселенец.
Одной из излюбленных мишеней индейцев были караваны поселенцев потянувшиеся в середине 19-го века на Запад. Это вынуждало колонистов вооружаться и быть всегда готовыми к атаке. Если индейцы побеждали, то это означало смертный приговор всем мужчинам. Женщин и детей иногда убивали, иногда уводили с собой.
"Некоторые индейские племена творили просто ужасающие зверства после победы над противником и захвата его поселения. Никаких правил или договоров относительно того, как относиться к побежденным, не было; грабежи, изнасилования и массовые убийства были в порядке вещей. Воины победившей стороны становились буквально обезумевшими. Удовлетворив среди пылающих жилищ свои животные инстинкты, победители приступали к снятию скальпов."(1)
После победы индейцы возвращались домой, где на специальных шестах развешивали трофеи: ноги, руки и скальпы павших врагов. «Особая честь» ожидала пленных - долгая мучительная смерть у столба пыток.
"Можно сказать, что воинам, проигравшим сражение, погибшим в бою и скальпированным, повезло по сравнению с теми, кто попал в плен. ... Казнь была долгой и мучительной. Пленным наносили порезы шипами; вырывали куски мяса раскаленным железом и съедали у них на глазах. Главными палачами были женщины, которые не только сами мучили пленных, но и подталкивали к этому детей. Пленных подвергали пыткам и издевательствам в течение нескольких дней; если человек терял сознание от боли, его снова приводили в чувство. Когда все было кончено, ирокезские воины съедали сердца умерших. а различные части тела отдавали соплеменникам. Крики, как и ирокезы, считали, что, съедая сердце умершего человека, они забирают его силу; их женщины также принимали участие в пытках и издевательствах над пленными.
... Однако никто из индейцев не издевался над побежденными с таким жестоким и отвратительным наслаждением, как апачи и команчи. Апачи. единственные, следует подчеркнуть, из племен юго-запада, занимались такими вещами, как кастрация живых и мертвых; привязывание на муравейник; сдирание кожи с живого человека; распятие при помощи шипов кактуса: подвешивание вниз головой над огнем, а также привязывание к кактусу в качестве мишени для поражения стрелами. Что касается команчей, то те сначала убивали детей, потом насиловали женщин, после чего либо сажали их на кол, либо бросали посреди пустыни, перерезав ахиллово сухожилие. Затем они приступали к уничтожению пленников-мужчин: убивали медленно и методично, лишая тело жизни сантиметр за сантиметром." (1)
Хотя каннибализм был распространен, например, у ирокезов и тонкавов, справедливости ради стоит сказать, что североамериканские индейцы выглядели гуманнее нежели их южные собратья, у которых каннибализм и человеческие жертвоприношения были поставлены на поток.

Вывод

Итак,был ли геноцид индейцев? Нет, потому что в действиях европейских колонистов и властей США не было "особого намерения" уничтожить всех индейцев, несмотря на то, что были отдельные случаи избиения индейцев, которые могут считаться преступлениями. По подсчётам Бюро переписи населения США между 1775 и 1890 годами произошло более 40 войн, которые унесли жизни 45000 индейцев и 19000 белых, в число которых входят женщины и дети. По подсчетам Джона Теббела и Кита Дженнисона, примерно три четверти этих войн начинались по инициативе краснокожих. Если называть геноцидом колонизацию Северной Америки, то придется по тем же параметрам объявлять геноцидом всю историю человечества, которая всегда сопровождалась захватом земель и войнами.
Завоевание Северной Америки было сложным процессом, в котором переплелись и войны, и мирное созидание. И, увы, индейцы выглядели, действительно, дикарями на фоне наступающей цивилизации. Например, они нападали на железные дороги и убивали строителей. Можно сказать что они были правы, «потому что это - их земля и они берегли природу». Но что сказали бы те же люди, если, например, якуты начали бы отстреливать комсомольцев, кладущих шпалы для БАМа?...

Использованные источники

1.Д.М. Уайт "Индейцы Северной Америки"
2.Ю. Стукалин "Хороший день для смерти"
3.Википедия
4.Грег Вард «История США»
5.Lee Sulzman "Cherokee History"


http://ycnokoutellb.livejournal.com/195695.html


Бороться и искать, найти и перепрятать.

Неактивен

 

#247 23 March 2016 18:11:11

Вабик
Без пяти минут зоолог
Откуда: Великий Новгород
Зарегистрирован: 24 May 2011
Сообщений: 3738

Re: Индеанистика

Так что,колонизаторы были хорошие?


Человек - венец природы. Терновый.

Неактивен

 

#248 23 March 2016 19:19:19

George
Любитель зоологии
Зарегистрирован: 01 January 2010
Сообщений: 873

Re: Индеанистика

Немировский (wyradhe.livejournal.com) интересно пишет про коренные народы Сибири, иногда и индейцев задевает. Пишет, у индейцев северной Америки и ительменов Камчатки был обычай всех пленных мужчин пытать до смерти. Независимо, есть злость или нет, просто так положено.

Неактивен

 

#249 23 March 2016 20:48:02

Antey
Любитель животных
Зарегистрирован: 03 December 2014
Сообщений: 301

Re: Индеанистика

Вабик :

Так что,колонизаторы были хорошие?

посмотрите фильм "Рейд Ульзаны"

Неактивен

 

#250 23 March 2016 21:28:50

Hunter
Без пяти минут зоолог
Зарегистрирован: 18 April 2015
Сообщений: 1418

Re: Индеанистика

Antey :

Вабик :

Так что,колонизаторы были хорошие?

посмотрите фильм "Рейд Ульзаны"

Я посмотрю. Но случайно не USA снимало?

Неактивен

 

Board footer

©2006 – 2017, Зоологический форум

При поддержке программы Ministry