Объявление

"Духовный уровень человека определяется тем, как человек понимает кошку" — Бернард Шоу.
"Давайте только проявлять больше внимания, терпимости и уважения к чужому мнению — вот и всё." — Gennadius.
О размещении изображений на форуме, О рекламе на форуме

#1 17 September 2007 14:42:03

Амфицион
Крёстный отец
Откуда: Израиль
Зарегистрирован: 25 November 2006
Сообщений: 77416
Вебсайт

Культуры палеолита и неолита

Мне более-менее известно о мадленской культуре времён палеолита. Со слов Мирациноникса знаю о культуре кловис. Есть также ашельская культура, но кроме названия я о ней ничего не знаю. Давайте поговорим о доисторических культурах поподробней. Для начала предлагаю собрать информацию и поделиться знаниями, касаемо мадленских охотников на оленей. Кстати, более красивого искусства доисторического человека я лично не знаю.
Вот, нашёл отличную статью о палеолитических культурах, тут не только про мадлен. Если осилите прочитайте, в чём я, если честно, сомневаюсь:-).

Верхний палеолит. Homo sapiens

В Европе верхнепалеолитических людей чаще всего называют кроманьонцами, по гроту Кроманьон во Франции, где в 1868 г. Э. Ларте обнаружил пять человеческих скелетов вместе с каменными орудиями и просверленными раковинами. Древность находок подтверждалась огромной, многометровой толщей отложений, покрывавших скелеты. Со времен Ларте появилось множество находок, позволяющих охарактеризовать человека кроманьонского типа1. Это ярко выраженный представитель современного типа человека, что доказывается такими признаками, как прямой лоб, отсутствие надглазничного валика, высокий свод черепа, резко выступающий подбородок, малая высота лица и т. д.2. Для кроманьонских людей характерны большая вместимость черепа (у найденных в ментонских гротах она достигает 1800 куб. см) и высокий рост - 179-194 см.




Ориньякские люди из грота Кроманьон


Людей верхнего палеолита обозначают общим наименованием "разумного" человека - Homo sapiens3. По существу он мало чем отличался от современного человека. Тип Homo sapiens остается в основных чертах неизменным со времени вюрмского оледенения до наших дней, т. е. приблизительно в течение 40 тыс. лет4.

Находок верхнепалеолитического человека в Европе очень много. Назовем важнейшие: Франция - гроты Гримальди, Комб-Капелль, Ла-Мадлен и Ложери Ба (Дордонь), Ле-Плакар (Шаранта), Солютре и др.; Англия - пещеры Павиленд и Галлей-Хилл; ФРГ - Оберкассель (у Бонна); Чехословакия - Брно, Пржедмост, Младеч, Дольни Вестоници, Павлов.



Палеолитические памятники на территории Франции



От кроманьонского типа несколько отличались, судя по находкам, другие позднепалеолитические люди в Европе, которых можно рассматривать как местные варианты кроманьонца. Иногда их описывают как различные расы. Таков тип человека из грота Комб-Капелль (найден в 1909 г.). Он значительно ниже кроманьонца (160 см), череп у него высокий, узкий и длинный, лоб покатый, массивная нижняя челюсть с нерезко выступающим подбородком. Некоторые ученые считают, что человек из Комб-Капелля представлял собой один из вариантов наиболее примитивных представителей вида Homo sapiens, и предлагают даже специальное обозначение для него в номенклатуре рода Homo - Homo sapiens aurignaciensis, как он был в свое время назван О. Гаузером и X. Клаачем5.

Некоторые другие скелеты кроманьонцев также отличаются отдельными чертами, сближающими их с человеком из Комб-Капелля. Таковы костные остатки из Шанселяда, Оберкасселя, Ложери Ба и др. По-видимому, в конце плейстоцена у отдельных групп кроманьонского населения, живших в обстановке относительной изоляции, стали вырабатываться некоторые отличия в физических типах. Но уже совсем далеко отходят от типичного кроманьонца два скелета, найденные в 1901 г. в гроте Гримальди близ Ментоны. Это были скелеты пожилой женщины и юноши лет 16. Оба индивида в отличие от кроманьонцев сравнительно небольшого роста (женщина - около 157 см, юноша - около 159 см.). Некоторыми чертами они напоминают негров: прогнатизмом, широким носом, очень крупными зубами, узким тазом. При бесспорно большом сходстве с негроидами они все же обладают и такими признаками, которые сближают их с кроманьонцами или с европеоидами в широком смысле слова. Негроиды из Гримальди рассматриваются многими антропологами (Буль и др.) как вариант кроманьонской расы с некоторыми негроидными чертами. Г. Ф. Дебец считал "евро-африканский тип" стадией развития, общей как для негров, так и для собственно европеоидов. Некоторые ученые выделяют особо шанселядский тип, приписывая ему эскимоидные черты, и пржедмостский тип, сохранивший некоторые неандерталоидные черты.

Во всяком случае наличие локальных типов кроманьонца - реальность. Вообще в период становления человека современного типа на основе лекальных вариантов начинают формироваться современные расы. Но вряд ли можно прямо возводить к современным расам обнаруженные различия в строении ископаемых людей верхнего палеолита Европы. Вопрос о происхождении рас очень спорен, решается не только на европейском материале, и потому мы его здесь касаться не будем6. Следует лишь отметить, что типологическая неоднородность позднепалеолитического человечества была меньше, чем современного. Появление человека современного вида было неразрывно связано с мощным скачком в развитии производительных сил при переходе от раннего к позднему палеолиту. Этот скачок одновременно являлся и следствием процесса завершения биологической эволюции, и его важнейшим условием. Культура Homo sapiens представляла совершенно отличную от неандертальской картину вследствие использования кости в качестве технического сырья и благодаря возникновению изобразительного искусства. Но прежде всего новый подъем производительных сил сказался в возникновении новой техники обработки камня. Усовершенствовалась техника скола: вместо скалывания грубых пластин с дисковидных мустьерских нуклеусов стали отжимать от правильно граненых призматических нуклеусов длинные, тонкие и соответственно легкие пластины, подвергавшиеся затем вторичной обработке сколом и тонкой ретушью. Новый способ был очень экономичен, он давал охотникам, имевшим небольшие запасы кремня, возможность передвигаться в районы, где не было природных запасов камня для изготовления орудий. Еще важнее было другое. Новая техника позволяла создавать специализированные орудия - скребки, резцы, острия с затупленным краем, скобели, ножи, острые и легкие наконечники метательных копий. Процесс дифференциации орудий производства пошел ускоренными темпами7. Многие из каменных орудий позднего палеолита стали употреблять с деревянными и костяными рукоятями или в оправах. Началось распространение составных орудий, что явилось важным этапом в развитии первобытного производства.

Наряду с камнем начали широко употреблять кость и рог, из которых изготовляли шилья, иглы с ушком, наконечники мотыг, лощила, кирки, наконечники копий и дротиков, копьеметалки (дощечки с упором, увеличивавшие дальность полета копья почти вдвое). Более пластичный, чем камень, материал - кость - позволил изготовлять зазубренные орудия - гарпуны, употреблявшиеся для охоты и рыбной ловли.

Судя по находкам костяных иголок, человек научился шить. Сшитые шкуры зверей служили одеждой и использовались для покрытия жилищ. К концу эпохи позднего палеолита наряду с обогревавшими и освещавшими жилище очагами, по-видимому, появляются и специальные осветительные приборы, подобные применяемым эскимосами: это лампы из камня, в выдолбленном углублении которых находятся жир и фитиль.

Мясо диких зверей употреблялось в пищу сырым или испеченным на костре (в золе или на раскаленных камнях). Варка пищи не была известна, не было изобретено необходимой для этой цели посуды.





Возможно, что верхнепалеолитический человек уже умел сохранять некоторые запасы мяса, высушивая или замораживая его.

В верхнем палеолите темпы развития человеческого общества чрезвычайно возрастают, новые открытия и усовершенствования все быстрее распространяются, вместе с тем ярче становятся местные отличия в развитии культуры.

В 1906 г. А. Брейль дополнил и уточнил периодизацию Мортилье и предложил разделить верхний палеолит на три стадии: ориньяк, солютре и мадлен8. Эти культуры, распространенные в приледниковой Европе, рассматривались как характерные для последовательных хронологических этапов развития позднего палеолита. Однако новые открытия показали, что эти стадии не были всеобщими даже для приледниковой Европы.

Начало верхнего палеолита датируется серединой вюрма (интерстадиал вюрм І/ІІ). Абсолютные датировки очень спорны, и расхождения в датах очень значительны. Наиболее объективным критерием служат данные радиоуглеродных анализов. Ранее интерстадиал вюрм І/ІІ относили ко времени старше 70 тыс. лет. Теперь на основании радиоуглеродных анализов ранние культуры верхнего палеолита датируются временем около 40-35 тыс. лет до н. э. Для типичного ориньяка абсолютный возраст определен в 32-20 тыс. лет до н. э. Граветтские (см. ниже) стоянки Чехословакии, Австрии и Франции датированы временем 26-20 тыс. лет до н. э. Мадленские стоянки относятся ко времени 16-10 тыс. лет до н. э.9 Термин "ориньяк" происходит от пещеры Ориньяк в Юго-Западной Франции (департамент Верхней Гаронны)10.

Ориньякская культура была поделена Брейлем на три стадии: ранний ориньяк (шательперрон), средний ориньяк и поздний ориньяк (ла- граветт). В 1933 г. Д. Пейрони предложил новое наименование. Он объединил шательперрон и ла-граветт в одну культуру, которую назвал перигорской (иногда в русской транскрипции принято - "перигордиенской") по находкам в горах на плато Перигор (департамент Дордонь) и стремился доказать, что она развивалась одновременно и параллельно с ориньякской11. При этом Пейрони считал перигорскую культуру местной, а ориньякскую - принесенной пришлым населением. Параллельное развитие ориньякской и перигорской культур не доказано. Во многих пещерах Франции ориньякские слои находятся между слоями шательперрона и ла-граветта. Не доказано и непрерывное развитие перигорской культуры: слой, который Пейрони называл перигором II, теперь считают ориньякским, а перигор III оказался более поздним, чем перигор IV и V (ла-граветт), и его следует назвать перигором VI. Таким образом, между ранним и поздним перигором в одном и том же районе существует хиатус в 6-7 тысячелетий. Дискуссия по вопросу о перигорской культуре еще не закончена, поэтому в работах археологов встречается двойная номенклатура: перигор ранний, или шательперрон, и перигор поздний, или ла-граветт. В новой номенклатуре "ориньяком" называют только ту стадию развития этой культуры, которая прежде носила название "среднего ориньяка".


Венера с рогом, Дордонь, Франция



Для Западной Европы начало верхнего палеолита связано с культурой, названной по французскому местонахождению шательперроном (Chatelperronien)12. В чистом виде эта культура известна только во Франции. Для нее характерна особая техника обработки пластин, а именно, крутая ретушь по краю, кремневые острия (тип шательперрон) с закругленной спинкой. В каменной индустрии с ее яркими чертами верхнего палеолита (такими, как наличие резцов) сохраняются еще старые типы скребков и острий, характерных для позднего мустье. Связь мустьерской культуры с верхнепалеолитической видна также в том, что на памятниках, относящихся к позднему мустье (например, местонахождение Абри-Оди во Франции), уже появляются формы, из которых развились орудия, типичные для шательперрона (асимметричные острия с дугообразным ретушированным краем). Шательперрон датируется интерстадиалом вюрм I/II13.

В пределах среднеевропейского верхнего палеолита выделяют селетскую культуру (названа по пещере Селета в Венгрии), для которой также характерно наличие верхнепалеолитических изделий (в частности, весьма совершенных тонких ретушированных с обеих сторон листовидных наконечников) вместе с вещами мустьерского облика14. На отдельных селетских памятниках встречаются даже острия, пластины и нуклеусы, выполненные в весьма архаичной леваллуаской технике. Некоторые исследователи относят селетскую культуру к позднему мустье. Но наличие листовидных наконечников и некоторые формы орудий, изготовленных из пластин, все же свидетельствуют, что это - культура верхнего палеолита.

Она датируется интерстадиалом вюрм І/ІІ, к этому времени относятся ее начало и расцвет, однако окончательное ее исчезновение происходит только в начале интерстадиала вюрм ІІ/ІІІ. Эта культура распространена в Южной Польше, Чехословакии, Венгрии. Родственные явления отмечены в Болгарии, Румынии и на Украине. Есть и другие группы европейских позднепалеолитических стоянок с элементами слаборазвитой индустрии позднего мустье. Такова, например, ольшевская группа, названная по находкам в пещере Поточка Зиялка (Potocka Zijalka) в горах Ольшева в Словении (Югославия). В инвентаре этой группы мало каких-либо типичных только для нее каменных изделий, зато характерны костяные наконечники, не расщепленные, в отличие от других ориньякских, у основания. Такие же наконечники встречаются в сопровождении селетских каменных орудий только в пещерах горного района, куда охотник приходил на охоту в теплое время года. Поэтому некоторые ученые считают, что в данном случае мы имеем дело не с особой культурой, а только с охотничьими стоянками того времени15.

Ориньякская культура (в современном ее понятии) встречается в Западной Европе во Франции и Бельгии, а также в Испании за исключением Каталонии, где пока открыто мало местонахождений. Ориньяк известен и в Англии. Несколько отличаются от западных ориньякские памятники Средней Европы.

Среднеевропейский ориньяк относится к холодному стадиалу вюрм II и интерстадиалу вюрм ІІ/ІІІ (по С14 - 32-20 тыс. лет до н. э.). В Западной Европе он главным образом распространяется в наиболее холодном периоде вюрма II (30 500-28 500 лет до н. э.) и представлен местонахождениями в пещерах и гротах, где перекрывает слои шательперрона. Типологически западный ориньяк сначала немногим отличается от среднеевропейского, потом эти различия возрастают и заметны в основном в области искусства: западноевропейские рисунки животных (преимущественно в профиль) и женские статуэтки более реалистичны и пластичны. Ведущими (наиболее характерными) формами ориньякской культуры были наконечники плоской или веретенообразной формы из рога или кости, с распиленным основанием. Назначение их неизвестно. Они могли служить инструментом для шитья и наконечником дротика или копья. Это первое костяное орудие устойчивой определенной формы. Орудия из кости встречались и раньше, в мустьерских и даже ашельских слоях, но их форма была случайной. Подлинное открытие возможностей кости как сырья для изготовления орудий труда и украшений относится к верхнему палеолиту. Вероятно, для обработки кости главным образом применялись многочисленные в ориньякских слоях и разнообразные кремневые резцы.





Для ориньякской кремневой техники типична краевая ретушь, которая, как правило, идет по всей окружности орудий, в том числе и изготовленных из больших пластин. Тот факт, что эта индустрия впервые встречена на востоке Европы, привел к мысли, что ее носители распространились из этой области. Некоторые ученые (Д. Пейрони, Д. Гаррод) считали, что и на востоке Европы ориньякцы не были автохтонными, а пришли сюда из другой части света, возможно из Передней Азии. Однако другие, в том числе большинство советских ученых, утверждали, что ориньякская культура может происходить из местных культур предшествующего времени16. В последнее время мы находим все больше доказательств правильности этой точки зрения. Так, например, можно видеть корни развития ориньякской культуры в широких рамках Средней Европы, в поздней фазе тейякской культуры или в так называемых протоориньякских изделиях из кварцита, представляющих позднюю стадию мустьерской культуры17.

Много данных, подтверждающих преемственность между мустьерской и верхнепалеолитическими культурами во Франции, получено в результате новых исследований18. Наибольшее количество доказательств в пользу автохтонистской точки зрения на происхождение ориньякской культуры собрано в книге Г. П. Григорьева, пришедшего к выводу о происхождении ориньяка Франции от местного варианта мустье - ла-кина19. Несколько позже ориньякской возникает, но продолжает существовать одновременно с ней граветтская культура (названа по местонахождению Ла-Граветт в Дордони). В Средней Европе она датируется вюрмским интерстадиалом ІІ/ІІІ и стадиалом вюрм III (60-20 тыс. лет до н. э. ).

Граветтская индустрия представлена огромным количеством находок: типичными остриями с затупленным краем и ножами с боковой выемкой, кроме того, резцами, скребками и маленькими ножичками. Развитие техники шло к мелким геометрическим и к составным орудиям. Разнообразны костяные изделия: острия, шилья, лопаточки, украшения.

Предполагают, что основной областью происхождения граветтской техники была Восточная Европа и что ее распространение в Средней и Западной Европе связано с приходом населения с востока. Западноевропейские ученые находят истоки граветта в русских верхнепалеолитических памятниках20. Граветтскую культуру делят на две группы - восточную и западную. Для восточной характерны острия со спинкой, призматические остроконечники, скребла, топоровидные орудия из рога, для западной - листовидные наконечники, острия с черенком и со спинкой. Для граветтских памятников характерны многочисленные женские фигурки и скульптурные изображения зверей из мамонтовой кости, камня или глины. В Средней Европе, довольно густо заселенной в эпоху верхнего палеолита, встречено много поселений с граветтской индустрией восточной группы21. Памятники среднеевропейского граветта - такие, как Дольни Вестоници, Пржедмост, - будут описаны ниже.

Иногда выделяют особую гримальдийскую группу памятников в Италии и на Французской Ривьере. Для нее характерно смешение ориньякских и граветтских форм с тенденцией к выработке собственных форм микролитических орудий.

Солютрейская культура названа по стоянке Солютре во Франции (департамент Соны и Луары). Особенностью этой культуры является распространение наконечников копий и клинков ножей, сделанных с большим совершенством путем обработки кремня с двух сторон отжимной ретушью. Этот способ обработки кремня заключался в том, что с помощью костяного отжимника с поверхности орудия скалывались тонкие чешуйки. Способ отжимной ретуши зародился раньше, но достиг своего расцвета в солютрейскую эпоху. Отжимная ретушь давала возможность изготовлять наконечники стрел и копий, которые были так же тонки, как позже появившиеся железные наконечники тех же размеров. Они были в достаточной степени легкими, что позволяло использовать их для метательного оружия. Преобладают формы лавролистных или иволистных наконечников, наконечников с черенком и с боковой выемкой.

Район распространения типичной солютрейской культуры - Средняя и Южная Франция22. Самостоятельный центр распространения сходной культуры существовал в Восточной и Северной Испании и в Португалии. В Северной Франции, Бельгии и Англии встречаются памятники, типологически близкие к ранней фазе солютрейской культуры, но более развитая индустрия здесь попадается редко или совсем отсутствует.

Существуют различные взгляды на вопрос о происхождении солютрейской культуры. Некоторые ученые считали, что она появилась с востока, из области распространения селетской культуры, в доказательство чего приводили сходство листовидных наконечников, типичных для той и другой культуры Однако по радиокарбонным датам разрыв между этими культурами равен по крайней мере 11 тыс. лет. Самая поздняя дата селетских памятников 30 тыс. лет до н. э., а самая ранняя солютрейская - 18 тыс лет до н. э. Уже одно это обстоятельство не позволяет устанавливать прямые связи между селетом и солютре. Другие ученые считали, что солютрейские формы были принесены во Францию народом, переселившимся из Северной Африки через Испанию. Однако и эта точка зрения отпала, так как в Испании нет ранней солютрейской индустрии. Сейчас солютрейскую культуру рассматривают как этап развития западноевропейских культур каменного века, возникший на местной основе Стратиграфические наблюдения указывают на то, что солютрейская индустрия относится к периоду между развитием граветтской и мадленской культур и отчасти существует параллельно с граветтской и ранней мадленской. Радиокарбонные даты указывают на сравнительно короткий, равный всего 1 тыс. лет период существования солютре (18-17 тыс. лет до н. э., по некоторым другим данным до 16 тыс. лет до н. э. ).

На юго-востоке Франции в солютрейское время встречается индустрия, вероятно, средиземноморского типа. Ее отличительной чертой является наличие микролитов. Эту культуру называют сальпетриерской (по пещере Salpetrier) или роданской (по р. Роне). Своеобразная культура конца ориньякского и солютрейского времени встречена во Франции в местонахождениях Ложери От и Абри-Пато. Ее назвали протомадленской, хотя прямого продолжения в мадлене она не находит. Ведущими формами были прекрасно обработанные удлиненные наконечники, скребки, сверла и небольшие резцы, иногда с зубчиками. Костяные наконечники веретенообразные или со скошенным основанием. Встречаются ожерелья из просверленных зубов.

Главным в хозяйственной деятельности верхнепалеолитического человека была охота. Охота загоном была, по-видимому, известна еще в нижнем палеолите. В верхнем палеолите она приобретает особенно большое значение. Так, на стоянке Солютре под крутым обрывом найден толстый слой костей лошадей, около 10 тыс. особей. Очевидно, охотники загоняли животных к обрыву, с которого они падали вниз и становились добычей людей. Такая же картина нагромождения костей диких животных наблюдается и на других верхнепалеолитических стоянках. Применялись и ловчие ямы. Однако охота на таких крупных зверей, как мамонты, вряд ли производилась с помощью ловчих ям. Пользуясь примитивными орудиями, охотник не мог вырыть очень большую яму, да и польза от такого метода охоты на крупного зверя весьма сомнительна. Верхнепалеолитическая охота совершалась коллективом людей, жилища и поселения которых стали нам известны в последнее время. Люди селились на лёссовых террасах, вблизи долин рек, на местах летних и зимних кочевок стад диких зверей (например, в долине Везера и его притоков, где проходили стада быков, оленей и лошадей). Здесь устраивались облавные охоты, были ловчие ямы, а в промерзшей земле выкапывали ямы для длительного хранения мяса. Охотники иногда покидали свои становища, а потом возвращались вновь. Стоянки под открытым небом исследованы во Франции, Нидерландах, ФРГ, Восточной Австрии и в других странах. В Чехословакии изучены богатые стоянки в Моравии: Дольни Вестоници, Пржедмост и Павлов (близ Микулова).

На стоянке Лангманнерсдорф (Нижняя Австрия) найдены следы круглой землянки (диаметр 2, 5 м, глубина 1, 7 м). С ней связаны три ямы от столбов, вероятно, поддерживавших наклонную крышу. Однако большинство жилищ, по-видимому, не было так углублено в землю, и археологи находят лишь неглубокие ямы, очерчивающие границы жилища. Они бывают круглыми, овальными или многоугольными. В Павлове раскопано 13 жилищ и, таким образом, исследован целый поселок23. Иногда в жилых ямах следы очагов не обнаруживаются, чаще всего очаги представлены ограниченными камнями или настилом из камней. В Павлове, Тибаве, Острава-Петровице в каждом жилище по два очага; в Дольних Вестоницах - от одного до пяти. В большинстве других случаев очаг только один. Реконструкция верхней части палеолитических жилищ очень затруднена. На словацких стоянках Тибава и Барка обнаружены ряды столбов, вероятно, поддерживавших наклонную крышу. Каменные плиты, кости мамонта, а иногда земляные валы поддерживали "стены", вероятно, сделанные из прутьев и покрытые шкурами. Однако есть основания полагать, что палеолитические хижины в отдельных случаях имели деревянные стены и крышу. Так, на стоянке Шагвар (Венгрия) жилище представляет собой яму (3, 2X2, 9 м, глубиной 1, 8 м), в заполнении которой найден древесный уголь, оставшийся, по мнению исследователей (М. и В. Габори), от конструкций стен и крыши и не связанный с очагами, так как последние в количестве восьми найдены вне жилища24.

Поселения под открытым небом очень разной величины - от очень небольших, по-видимому, служивших для поселения группы охотников только однажды, до тянущихся на несколько километров. Последние, вероятно, образовались в результате неоднократного заселения их территории палеолитическими людьми.

В качестве примера верхнепалеолитических стоянок опишем чехословацкие - Дольни Вестоници и Пржедмост. Стоянка Дольни Вестоници датируется по данным радиокарбонного анализа 27 тыс. лет до н. э. Мощный культурный слой стоянки включает огромное количество костей животных, главным образом мамонта. Обнаружены следы овальных и круглых в плане жилищ с очагами (от одного до пяти)25.


Дольни Вестоници. План раскопанного в 1947-1950 гг. жилища



Жилища были ограждены в одном случае камнями, в другом - земляным валом и представляли собой сооружения полуземляночного типа26. В каменном инвентаре еще встречаются старые ориньякские формы, но преимущественно он представлен граветтскими орудиями, изготовленными из узких удлиненных пластин, и отдельными микролитическими формами. В Дольних Вестоницах найдена древнейшая в мире керамика (глина, подвергшаяся обжигу) - фигурки, изображающие животных и людей. Найдены также комки обожженной глины и комки приготовленной для лепки глины с отпечатками пальцев и ладоней верхнепалеолитических людей. В одном из жилищ найдены остатки обожженной стенки, которая, как полагает Б. Клима, является частью печи для обжига скульптур из глины. Некоторые скульптуры в Дольних Вестоницах вырезаны из мергеля.

Еще одно замечательное становище охотников на мамонта известно в Северной Моравии в долине р. Бечвы, недалеко от ее впадения в Мораву. Это Пржедмост, ставший известным по находкам костей мамонта еще в средние века, а в конце XIX в. бывший объектом изучения моравских ученых - Ванкеля, Машки, Кржижа и других27. При раскопках, далеко не охвативших еще всей площади стоянки, помимо множества костей других животных, были встречены остатки не менее чем тысячи мамонтов. Наряду с многочисленными орудиями из камня здесь встречено множество орудий из кости: иглы и шилья из расколотых трубчатых костей, лощила, кинжалы из длинных заостренных костей крупного хищника, тесла, топоры28. В Пржедмосте было найдено коллективное погребение не менее 20 индивидуумов, из них восемь скелетов принадлежало взрослым, а остальные детям. Скелеты лежали большей частью скорченными на боку, иногда были обложены лопатками мамонта или прикрыты камнями. Из Пржедмоста происходят некоторые произведения искусства - грубые женские фигурки (из слоновой кости или Мамонтова клыка), выгравированная на кости сильно геометризированная женская фигурка29. Погребения в Пржедмосте не представляют исключения. В Дольних Вестоницах недалеко от большого жилища было обнаружено погребение скорченной окрашенной женщины, покрытой двумя большими лопатками мамонта.

Интересную группу верхнепалеолитических местонахождений представляют лёссовые стоянки в окрестностях Мораван в Словакии на левом притоке Дуная - реке Ваг, поразительно сходные с костенковско-боршевскими, несмотря на разделяющие их 1500 км. Здесь из солютрейской техники, отличавшейся совершенными листовидными наконечниками, обработанными отжимной ретушью, развилась техника, для которой было характерно распространение наконечников с выемкой, при обработке которых лишь частично применялась отжимная ретушь. А позднее исчезли и наконечники с выемкой и распространилась мадленская техника изготовления костяного охотничьего оружия30.

Мадленская культура (по La-Madeleine в Дордони) относится к конечной фазе последнего вюрмского глациала и к начальной послеледниковой эпохе, приблизительно датируется 16-10 тыс. (9 тыс. ) лет до н. э. Собственно мадленская культура типична только для Франции, Бельгии, Северной Испании, Швейцарии и юга ФРГ, но характерные для нее черты представлены в позднепалеолитических культурах всей европейской приледниковой области от Франции до Приуралья. В Средней Европе развитие происходит на граветтской основе, но сюда проникают с запада мадленские импульсы. В Восточной Европе мадленская культура предстает в местной модифицированной форме. В средиземноморских областях (Италия, Сицилия) долго сохраняются традиции перигорской культуры31.

В мадленское время исчезают солютрейские кремневые наконечники и отжимная ретушь. Преобладают разнообразные кремневые резцы; много кремневых проколок, скребков. Широко распространяются и совершенствуются изделия из кости и рога. На основании развития костяных орудий А. Брейль и Р. де Сен-Перье разделили мадленскую эпоху на шесть фаз. Первые три характеризуются различными формами костяных наконечников копий, остальные - гарпунами (в мадлене VI ведущей формой становится двусторонний, с двумя рядами зубцов гарпун). Гарпун - важнейшее орудие мадленской эпохи, в отличие от современного его употребления служил не только для рыбной ловли, а главным образом для охоты. Конечно, охота на такого крупного зверя, как мамонт или бизон, по-прежнему велась загоном, но мамонт в мадленское время постепенно исчезает и главным объектом охоты становятся стада северного оленя. Мадленский охотник не упускает и мелкого зверя - песца, бобра и т. п., охотится даже на птиц. Рыболовный крючок - тоже изобретение мадленского времени. Собственно крючок относится еще к эпохе мезолита, но в мадлене появляется рыболовное орудие, подобное крючку, с заостренными концами. В мадленском инвентаре типичны так называемые жезлы начальников32. Это предметы из рога северного оленя с одним или несколькими круглыми отверстиями, иногда украшенные рисунками животных или орнаментом. По-видимому, на самом деле они служили выпрямителями древков копий и стрел.

"Начальнические жезлы", благодаря рисункам и скульптурам, украшающим их, являются замечательными произведениями искусства. К выдающимся художественным изделиям принадлежит также серия из 50 костяных жезлов, происходящих из области Пиренеев во Франции (пещеры Леспюг и Истюриц) и украшенных резным орнаментом в виде кругов, эллипсов, полумесяцев и т. п. По-видимому, украшенные жезлы были предназначены для магических действий или религиозных церемоний.

"Начальнические жезлы", благодаря рисункам и скульптурам, украшающим их, являются замечательными произведениями искусства. К выдающимся художественным изделиям принадлежит также серия из 50 костяных жезлов, происходящих из области Пиренеев во Франции (пещеры Леспюг и Истюриц) и украшенных резным орнаментом в виде кругов, эллипсов, полумесяцев и т. п. По-видимому, украшенные жезлы были предназначены для магических действий или религиозных церемоний.

Костяная индустрия мадленского времени обогатилась одним изобретением, сыгравшим громадную роль в развитии человеческой культуры. Это изобретение копьеметалки - первого орудия, механически увеличивавшего человеческую мускульную силу. Дощечка с упором - копьеметалка давала возможность придать копью первоначальную скорость, почти равную скорости стрелы, выпущенной из лука. Поздние мадленцы, возможно, изобрели уже лук33.

Среди костяных изделий мадленского времени следует назвать иглы с ушком34 и футляры для игл, сделанные из трубчатых костей птиц.

В поздней мадленской культуре (мадлен VI) распространяются мелкие кремневые орудия геометрических очертаний, от которых совершается постепенный переход к мезолитическим микролитам.





В мадленское время созданы наиболее реалистические многоцветные композиции пещерной живописи.

Мадленские охотники жили преимущественно в пещерах, хотя известны и жилища под открытым небом. Мадленцы часто кочевали, преследуя стада северных оленей - основное средство их существования35. Олень снабжал мясом, жиром для освещения, шкурами для одежды, сухожилиями для ремней и ниток, рогами и костью для изготовлений орудий. Северный олень зимой живет на юге, в окраинной полосе лесов, летом откочевывает на север, на тундровые пастбища. Мадленский охотник, следуя за стадами оленей, постепенно осваивал северную окраину верхнепалеолитической ойкумены.

Лучшие климатические условия сложились в Европе в результате отступления ледника и потепления36. Новые группы охотников на тундровых и степных зверей продвинулись на север. В Северо-Западной Европе они представлены культурами гамбургской, федермессер и аренсбургской, в Восточной Европе - свидерской.

Данные о позднепалеолитических памятниках Северо-Западной Европы получены главным образом в результате многолетних систематических раскопок торфяниковых поселений Шлезвиг-Гольштейна. Предполагают, что эти поселения были летними стоянками, а зимние жилища охотников на оленей находились у северной окраины Гарца и Рудных гор. Поселение Мейендорф (в 20 км от современного Гамбурга) датируется временем 13 тыс. лет до н. э., по радиоуглеродному методу - 12980± 370 лет до н. э. Для гамбургской культуры характерны кремневые орудия, напоминающие верхнепалеолитические: кремневые наконечники стрел с выемкой37 и своеобразные проколки. Распространены были орудия из оленьего рога с кремневыми вкладышами. Рыбу и птицу убивали одностороннезазубренными гарпунами из рога северного оленя, вырезанными с помощью кремневых резцов. Жилищами служили округлые и овальные палатки, покрытые шкурами оленя.

В 600 м от Мейендорфа, близ Аренсбурга, находится стоянка Штельмоор, верхний слой которой относится уже к IX тысячелетию до н. э. (8500-8100 гг. до н. э. ). Ее обитатели были охотниками не только на северного оленя (хотя он оставался главным объектом охоты: найдены остатки 1 тыс. особей), но и на лося, бобра, рысь и других животных38.

На стоянке Штельмоор, так же как и на других памятниках аренсбургской культуры, найдены многочисленные кремневые изделия - скребки, сверла и т. п., каменные наконечники с черешком для стрел и дротиков и особые характерные мотыгообразные орудия из рога северного оленя (так называемого типа Лингби39), толстые гарпуны. Найдено два лука, изготовленных из сосны. По-видимому, охотники на северного оленя в Штельмооре совершали жертвоприношения, бросая в озеро первых убитых животных с привязанными на шею камнями. На берегу были вкопаны в землю столбы, на которые надевались черепа северного оленя с рогами.

Среди позднепалеолитических культур Северо-Западной Европы значительное место занимает культура федермессер (Federmesser), названная по характерным остриям типа "перочинного ножа". Эта культура распространена на севере ФРГ (вейленская и риссенская группы), на северо-востоке Нидерландов (риссенская группа), в Северной Бельгии и Нидерландах (группа тьонгер)40. Культура федермессер считается локальным вариантом мадленской и датируется по радиокарбону 9980-9500 гг. до н. э.41

В Дании сходная с гамбургской и аренсбургской культура бромме (названа по поселению Бромме в западной части острова Зеландии) датируется по Си временем около 10 тыс. лет до н. э.42 В предбореальный период растительный и животный мир на севере территории ФРГ изменился, и стоянки аренсбургской культуры исчезли43.

На территории Центральной и Северной Польши известны памятники свидерской культуры (названа по стоянке Свидры Вьельке в 20 км к юго-востоку от Варшавы, раскопки Л. Савицкого в 20-х годах XX в.)44.

Поселения представляли собой временные стоянки на берегах рек, озер, часто на дюнах. В песке дюн костяные орудия не сохраняются, поэтому свидерский инвентарь представлен только кремневыми изделиями: иволистными и черешковыми наконечниками, скребками на пластинах и отщепах, резцами различных форм и т. д.45 Свидерская культура синхронна культурам федермессер и аренсбургской. Свидерские традиции прослеживаются на многих памятниках мезолита Польши. Сходные со свидерскими памятники известны в северо-западной части территории СССР, в Литве и Белоруссии. В Польше свидерская культура представляет начальный этап обширного верхнепалеолитического мазовшанского цикла, включающего выгляндовскую, плудскую, гулинскую и осницкую культуры46.

Ряд мадленских поселений известен в Чехословакии. Одна из наиболее знаменитых - пещера Пекарна (Костелик) близ Брно, в которой среди многочисленных кремневых и костяных орудий найдены также произведения искусства, в том числе костяная пластина с гравированным изображением дерущихся бизонов47.

В Румынии мадленский слой известен в гроте Стынка Рипичени (на правом берегу Прута), нижние слои которого относятся к ориньякскому и солютрейскому времени.

К позднемадленским культурам Северо-Западной Европы, переходным от мадлена к мезолиту, относятся крезвелская культура в Англии и ремушампская в Бельгии. Крезвелская культура названа по ряду пещер (Creswell Crags) на границе Дербшира и Нотингемпшира48. Слои позднепалеолитического времени близки к позднемадленским памятникам ФРГ и Нидерландов (культуры аренсбургская и федермессер). Найдены костяные статуэтки и гравированное на кости изображение головы лошади. В мезолитических слоях крезвелских местонахождений встречены уже микролитические орудия.



Галереи кремневых копей в Граймз-Грейвзе. Норфолк. Англия


Ремушампская культура (названа по гроту Remouchamp близ Льежа) содержит острия с косоусеченным лезвием, в виде ножичков, резцы с черенком и немного изделий из кости. Весь инвентарь близок к инвентарю аренсбургской культуры. Главным занятием населения была охота на оленя и других животных. Встречены кости, украшенные геометрическим орнаментом, иногда в виде звезды с прямоугольником или треугольником в центре. Орнамент выполнен с помощью просверливания точек. Охота была основным источником пищевых ресурсов мадленского человека, так как в суровом климате нельзя было рассчитывать на сбор каких-либо плодов, кроме ягод. Высказывается предположение, что мадленские люди могли приручить и содержать в качестве домашних животных оленей и лошадей, но никаких доказательств этого пока нет.

. . .

Крупные сдвиги в развитии производительных сил в эпоху верхнего палеолита должны были повлечь за собой изменения в организации общества. Первобытное человеческое стадо сменила материнская родовая община. Предположение о существовании такой формы общественной организации основано на косвенных археологических данных, таких, как существование больших общинных жилищ (подобных длинным домам ирокезов), многочисленные находки женских статуэток, и на следующем логическом рассуждении: при низком уровне развития человечества в то время единственно реальной основой для упрочения социальных связей могли быть узы кровного родства.





При неупорядоченности полового общения отношения родства могли быть установлены только между потомками одной матери. На женщинах лежала забота о детях, поддержание огня, ведение хозяйства. Поэтому они составляли наиболее стабильную часть тогдашних коллективов. Определяющим признаком родственной группы стал обычай экзогамии, т. е. запрета полового общения внутри рода. Вероятно, тогда же возникла дуальная организация - сочетание двух экзогамных групп в одно взаимобрачное объединение, зародыш эндогамного племени49.



Существует, однако, и другая точка зрения, согласно которой главным и всеобъемлющим социальным организмом первобытного общества являлся не род, а община. Палеолитические поселки якобы и представляют такую общину. В общине осуществлялась повседневная жизнь людей во всех ее проявлениях. Это и производственная кооперация, и бытовой, и культовый коллектив. Существование такой общины с самого начала связано с существованием внутри общины парной семьи, в то время как род не состоит из семей50. Эта точка зрения обосновывается преимущественно этнографическими параллелями, и мы почти не имеем в ее пользу археологических доказательств, если не считать таковыми находки жилищ с отдельными очагами.

Г. П. Григорьев считает, что племенной строй возник еще в мустьерское время, а может быть, и в ашеле. Основной формой организации мустьерцев было "предплемя", объединявшее ряд общин. В верхнем палеолите место "предплемен" занимают племена51.
 




В основе этой концепции лежит утверждение, что различия в технике изготовления орудий и их формах отражают племенное деление.

Это утверждение само по себе спорно, но если бы мы его и приняли, осталось бы много неразрешенных вопросов, препятствующих признать существование племен в столь отдаленном прошлом. Что же касается верхнепалеолитических культур, то и они вряд ли соответствуют племенам. Скорее, это какие-то группы родственных племен, элементы культуры которых стали сходными в результате диффузии. Племена, насколько мы их знаем из этнографических данных, не могли занимать столь значительных территорий, как те, на которых распространены памятники даже самой маленькой из верхнепалеолитических культур.

Заканчивая обзор археологии Европы в эпоху палеолита, необходимо сделать следующие замечания.





В начале развития археологии каменного века, когда была создана схема Мортилье (позже несколько дополненная и исправленная), ученые рассматривали археологические культуры - шелль, ашель, мустье, ориньяк, солютре и мадлен - как определенные стадии развития техники, непосредственно вытекающие одна из другой и знаменующие техническую и культурную эволюцию человечества. Правда, еще тогда возникла мысль о некоем противоречии между логикой исторического процесса и археологическими фактами. В наиболее древнем периоде истории человечества, когда можно предположить лишь существование отдельных, разрозненных, не связанных между собой человеческих коллективов, у них оказывается сходная, почти идентичная техника. По мере же расселения человечества и развития контактов появляется все больше локальных вариантов одной и той же культуры. Чаще всего это противоречие объяснялось тем, что на начальных этапах культура настолько примитивна, что невозможно обнаружить сколько-нибудь значительных отличий. Однако по мере развития археологии все новые и новые открытия показывали, что "культуры" Мортилье не являются универсальными даже для приледниковой зоны Европы. В западноевропейской археологии вводилось в научную литературу все больше различных археологических культур и стало затруднительным связать их между собой и рассматривать в процессе эволюции автохтонных культур. Тогда стали искать выход в предположениях, что эти культуры появились в результате миграций групп населения из внеевропейских территорий. Предположение о миграциях могло бы объяснить, с точки зрения его сторонников, и необычайный скачок в развитии культуры между средним и верхним палеолитом. Однако не всегда удается найти место, откуда такая группа могла бы мигрировать. Утверждают, например, что верхнепалеолитическая техника пришла в Европу с востока, из областей, лежащих восточнее Урала и Каспийского моря. На вопрос, почему же мы не знаем соответствующих исходных культур из этих областей, сторонники миграций отвечают: потому, что они еще не открыты из-за слабой изученности этих районов52. Этот ответ вряд ли вполне убедителен.

Очень многие миграционные теории, в том числе такая в свое время широко распространенная, как теория о приходе носителей ориньякской культуры из Передней Азии, оказались разрушенными новыми открытиями. Но даже в том случае, если миграция какой-то группы населения научно подтверждается, это никак не может объяснить множественности культур верхнего палеолита. Да мы и не знаем, что в конечном итоге представляют эти культуры. Различия в форме орудий, наблюдаемые одновременно на разных территориях, могут быть связаны с традициями проживавших здесь групп населения (племен?), но могут быть вызваны какими-то местными экономическими, экологическими и другими условиями. Форма орудия определялась его функцией и достигнутым уровнем обработки камня, но также и материалом, встречающимся в данной местности, условиями охоты и производств (на месте длительного или временного проживания) и т. п. Поэтому приписывать различия в форме функционально однозначных орудий только традициям данной группы населения неверно. Археологические культуры верхнего палеолита могут отражать племенное деление, но это не единственный возможный способ их интерпретации. Традиционность была свойственна первобытному производству, но абсолютизация представления о традиционности, так же как и представления о резкой замкнутости племени, противоречит данным о широком распространении сходных культурных явлений, которое могло происходить лишь вследствие принятия отдельными группами населения чуждых традиций.

Проблемы происхождения культур очень сложны и на нынешнем этапе развития археологии еще часто неразрешимы. Поэтому, характеризуя отдельные европейские палеолитические культуры, я стремился очень осторожно высказываться об их происхождении и взаимных связях.

Очень трудно составить себе представление о количестве населения Западной Европы в нижнем и среднем палеолите. Ясно, что оно было очень невелико. Мустьерские местонахождения редки и указывают, что состав отдельных групп населения не превышал 30-40 человек. В верхнем палеолите намечается постепенный рост населения с большим скачком в конце мадлена. Стоянки конца мадлена многочисленны, и, по-видимому, увеличение населения было связано с новыми средствами добычи пищи - рыбной ловлей, может быть, изобретением лука или способов хранения пищи - консервирования мяса копчением. В одной из немногочисленных демографических работ, автор которой пытается подсчитать количество населения эпохи палеолита во всей ойкумене, ему честно приходится признать, что почти нет оснований для научного обсуждения такого вопроса. Однако, даже если принять для нижнего палеолита среднюю цифру одновременно живущих людей всего лишь в полмиллиона, а для среднего и верхнего палеолита в 2 миллиона, то при огромной протяженности той эпохи количество палеолитических охотников и собирателей составит 36 миллиардов человек. Именно поэтому каменные орудия относятся к числу наиболее распространенных плейстоценовых находок53.

Гораздо более основательны подсчеты продолжительности жизни палеолитического человека, проделанные А. Валлуа: из 187 особей, возраст которых был определен, более трети (55% неандертальцев, 34, 3% верхнепалеолитических людей и 37% мезолитических людей) погибли, не достигнув 20 лет; большинство уцелевших (40% неандертальцев, 53, 9% верхнепалеолитических и 58, 5% мезолитических людей) умерли в возрасте от 20 до 40 лет. Только 16 человек умерло в возрасте от 40 до 50 лет и только 3 человека пережили 50 лет.

(c) http://www.celtica.ru

Отредактировано Crazy Zoologist (17 September 2007 17:41:50)


NO SLAVES, NO MASTERS!

Неактивен

 

#2 02 March 2008 05:26:59

Miracinonyx
Любитель животных
Зарегистрирован: 05 December 2006
Сообщений: 16463

Re: Культуры палеолита и неолита

Спасибо, АРтем, статья отличнейшая!
Только сейчас нашел эту ветку, буду сидеть и читать на досуге.

Касаемо культур палеолита - я бы ответил, если бы сам знал в точности все. Врать и путать не хочу.

Сразу могу сказать одно - первая каменная культура на Земле - это олдувай, олдувайские каменные рубила, сделанные последним австралопитеком - хабилисом. Возраст - 2,3 миллиона лет. Восточная Африка, великий разлом.

Далее идут уже культуры людей - первая, кажется, - культура эректусов, тот самый ашель. От 1,8 млн лет до 600-300 тысяч лет назад (в зависимости от региона). Культура не изменялась все это время. Т.е. вид появился  - сразу  с набором орудий, и потом все время своей видовой жизни только эти орудия и использовал. Один и тот же тип ручного рубила - более миллиона лет...

Дальше не знаю.

Только Мустье - культура среднего палеолита, характерная и для неандертальцев и для сапиенсов.

Неактивен

 

#3 02 March 2008 11:32:06

Амфицион
Крёстный отец
Откуда: Израиль
Зарегистрирован: 25 November 2006
Сообщений: 77416
Вебсайт

Re: Культуры палеолита и неолита

МЕня интересуют мадленские охотники на оленей. В моём атласе полно фигурок из кости - настоящее искусство а не грубые поделки. И оружие у них было на высоте.


NO SLAVES, NO MASTERS!

Неактивен

 

#4 03 March 2008 12:47:29

Gennadius
Палеоскульптор
Откуда: Российские субтропики
Зарегистрирован: 28 November 2007
Сообщений: 4357

Re: Культуры палеолита и неолита

Нестор, меня вот что очень интересует: в разных постах и темах на Палеофоруме проходила мысль о том, что сапиенсы, придя в Азию, застали ещё сохранявшихся там эректусов. Неужели это могло иметь место? Просто нигде не было доказательств этого утверждения, вот в чём дело! Тогда получается, что на ТОТ момент (с датировкой затрудняюсь) существовало аж ТРИ вида людей - сапиенсы, неандертальцы в Европе, и реликты-эректусы в Азии?


"Если выпало в Империи родиться,
Лучше жить в глухой провинции у моря..."

И.Бродский, "Письма римскому другу", 1972г.

Неактивен

 

#5 03 March 2008 13:41:58

Miracinonyx
Любитель животных
Зарегистрирован: 05 December 2006
Сообщений: 16463

Re: Культуры палеолита и неолита

Похоже, что нет, Геннадий. На тот момент (50 тысяч лет назад) существовало ПЯТЬ видов рода человек....
1. реликтовые популяции Х. эректуса на Яве.
2. каликовый эндемичный островной вид "цветочного человечка" Homo floriensis - прямой потомок  нормальных континентальных эректусов, живший на о. Флорес более 900 тысяч лет, вероятно, в полной изоляции.
3. азиатские гейдельберги - в Индии и Китае и на островах ЮВА, и , возможно, в Австралии
4. неандертальцы Европы
5. сапиенсы Африки - и всего мира, вытеснившие к 18 тыс. лет назад всех остальных.

Неактивен

 

#6 03 March 2008 15:17:44

Ardynictis
Советник
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 17 December 2007
Сообщений: 6192

Re: Культуры палеолита и неолита

Похоже мадленскаякультура действительно была очень развита. Что же могло заставить человека отказаться от столь совершенного изобразительного искусства в пользу примитивизма, коими являются петроглифы. Интересно что, именно Франция богата разнообразными палеолитическими культурами.

Неактивен

 

#7 03 March 2008 16:10:05

Gennadius
Палеоскульптор
Откуда: Российские субтропики
Зарегистрирован: 28 November 2007
Сообщений: 4357

Re: Культуры палеолита и неолита

Во как даже! Ну, "цветочного хоббита" я как бы отнёс к эректусам "вообще", ну и гейдельбергов я почему-то всегда тоже "записывал" в эректусы. А разве это не так? Тогда в чём кардинальное различие между "классическим" эректусом и гейдельбергом? Может, мы тут опять видим результаты работы неуёмных классификаторов - "дробить усё, дробить всегда..."
Йес, Маргарита, почему-то именно Франция и частично Испания (Альтамира там ведь) дали нам самые великолепные образцы пещерной живописи. Может быть, там самые талантливые кроманьонцы жили?


"Если выпало в Империи родиться,
Лучше жить в глухой провинции у моря..."

И.Бродский, "Письма римскому другу", 1972г.

Неактивен

 

#8 03 March 2008 16:52:18

Miracinonyx
Любитель животных
Зарегистрирован: 05 December 2006
Сообщений: 16463

Re: Культуры палеолита и неолита

Gennadius написал:

Во как даже! Ну, "цветочного хоббита" я как бы отнёс к эректусам "вообще", ну и гейдельбергов я почему-то всегда тоже "записывал" в эректусы. А разве это не так? Тогда в чём кардинальное различие между "классическим" эректусом и гейдельбергом?

Это очень долгий разговор, и ему не место в ветке о культурах палеолита. Лучше выделить спецветку об эволюции Хомо в "палеонтологии". Все три вида валидны. Во всяком случае, меня убеждают доводы тех, кто так полагает. Гейдельберг - точно самостоятельный вид. Карлики с Флореса - на мой взгляд, тоже.

Gennadius написал:

Йес, Маргарита, почему-то именно Франция и частично Испания (Альтамира там ведь) дали нам самые великолепные образцы пещерной живописи. Может быть, там самые талантливые кроманьонцы жили?

Просто там жили именно кроманьонцы. А в других местах - другие популяции сапиенсов...

Неактивен

 

#9 03 March 2008 17:36:16

Ardynictis
Советник
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 17 December 2007
Сообщений: 6192

Re: Культуры палеолита и неолита

Значит те кроманьенцы были более склонны к развитому искусству. Возможно. что со временем эта группа вымерла, а другие кроманьенцы развивались медленнее и НАЧАЛИ с петроглифов, а не закончили, не дигродировали ими.

Неактивен

 

#10 03 March 2008 18:03:21

Miracinonyx
Любитель животных
Зарегистрирован: 05 December 2006
Сообщений: 16463

Re: Культуры палеолита и неолита

Не похоже. По геному современных настоящих европейцев, их линии проходят вплоть до первых волн заселения Европы нашим видом. Есть другая теория, гласящая, что схематические изображения - следующая ступень развития искусства, т.к., мол, они отражают рост абстрактного мышления у человека. Но мне эта идея кажется лживой и вычурной.

Неактивен

 

#11 03 March 2008 18:13:36

Gennadius
Палеоскульптор
Откуда: Российские субтропики
Зарегистрирован: 28 November 2007
Сообщений: 4357

Re: Культуры палеолита и неолита

"Другие популяции сапиенсов" - это, пардон, хто ж такие? Я всегда считал, что Европу тогда населяли исключительно одни кроманьонцы - рослые, могучие европеоиды. Что, и тут ошибаюсь? Просто не встречал нигде упоминаний о других расовых типах поздних сапиенсов. Стоянка Сунгирь  на другом конце Европы, а расовый тип тот же, что и во Франции - рослые, мощные европеоиды- кроманьонцы.


"Если выпало в Империи родиться,
Лучше жить в глухой провинции у моря..."

И.Бродский, "Письма римскому другу", 1972г.

Неактивен

 

#12 03 March 2008 22:14:40

Gennadius
Палеоскульптор
Откуда: Российские субтропики
Зарегистрирован: 28 November 2007
Сообщений: 4357

Re: Культуры палеолита и неолита

Нестор, а у науки вообще есть соображения относительно того КАК могли выглядеть те, САМЫЕ ПЕРВЫЕ сапинсы, что пришли в Европу в "первой волне"?


"Если выпало в Империи родиться,
Лучше жить в глухой провинции у моря..."

И.Бродский, "Письма римскому другу", 1972г.

Неактивен

 

#13 03 March 2008 23:33:53

Gennadius
Палеоскульптор
Откуда: Российские субтропики
Зарегистрирован: 28 November 2007
Сообщений: 4357

Re: Культуры палеолита и неолита

Перечитал статью. которую тут Артём выложил. Читал её (и другие) на сайте Кельтики уже давно - забыл малость. Так вот, насчёт скелетов двух сапиенсов из грота Гримальди с признаками негроидности: по-моему, слишком смело тут заявлять о том, что это. мол, другая раса. Там ведь только черты некие обнаружены. Интересно, а как бы классифицировали антропологи будущего скелет современного мулата - как иную расу? Так и тут - возможно, что это всего лишь случайные потомки от "смешаных браков" палеолита - мулаты каменного века. Однако, это всё же заставляет думать о том, что встречи кроманьонцев-европеоидов и негроидов могли случаться, причём - в Европе, так как дальность кочёвок тогда вряд ли была очень большой. Или же второй вариант: негроиды приходили в составе новых волн мигрантов из Африки. ??????? Кстати, где-то в окрестностях Сочи тоже был найден череп человека палеолита с несомненными негроидными признаками. Поищу сообщение об этом.


"Если выпало в Империи родиться,
Лучше жить в глухой провинции у моря..."

И.Бродский, "Письма римскому другу", 1972г.

Неактивен

 

#14 03 March 2008 23:49:32

Miracinonyx
Любитель животных
Зарегистрирован: 05 December 2006
Сообщений: 16463

Re: Культуры палеолита и неолита

Хех, у вас на Кавказе вообще есть чистые негритянские деревни. О чем говорить?

С расами сапиенсов сложно, Геннадий - есть характерное явление, когда в позднем палеолите (но не позже) по всей евразии встречаются особи с кучей разных расовых черт вперемешку. У Сунгирьцев, например, негрские черты прослеживаются, хотя очень слабо. Есть и монголоидные признаки, тоже очень слабо. Европеоидные преобладают, но это не те европеоиды, к которым мы привыкли сегодня - другая форма лица все равно.

Кроманьонский тип - не единственный в палеолитических сапиенсах Европы. Было еще три, разных, негрские черты встречаются только на юге (Италия, Балканы), но дело в том, что негров-то 30 тыс. лет назад не было. Были только определенные черты, которые сегодня устойчиво вошли в негроидный расовый комплекс, а из других регионов исчезли,  но самого комплекса не было.
КРомы ведь тоже не похожи ни на кого из нынешних европейцев. Разве что на лопарей отчасти, только ростом раза в два больше.

Самые первые сапиенсы, которые еще 80 тыс. лет назад вышли из Африки по южному маршруту и свалили нафиг в Индию и Азию с Австралией, даже не суясь в Европу с ее неандертальцами, - это первый расовый тип нашего вида - австралоиды. Тогда же был еще один тип, такой же древний, как и австралоиыд - это бушмены ЮАР.
Но из австралоидов потом появились все остальные расы, а бушмены сохранились в неизменности.

Неактивен

 

#15 04 March 2008 02:13:49

Gennadius
Палеоскульптор
Откуда: Российские субтропики
Зарегистрирован: 28 November 2007
Сообщений: 4357

Re: Культуры палеолита и неолита

Да, есть негритянские сёла - в Абхазии, в Гудаутском районе. Кстати, мы раньше ведь в Абхазию очень часто ездили, так вот встретить негра на улицах, скажем, Сухуми было очень даже просто. Забавно смотреть на них было иногда - идёт этакий дед-негр, чёрный с синевой, как баклажан прямо, а волосы - белые, седые. На голове или папаха, или шапочка-менгрелка, а по праздникам и в черкеске с газырями, и с кинжалом можно было увидеть! И говорит этот негр по-абхазски! Но эти негры к нашей истории касательства никакого не имеют - это были бывшие турецкие рабы, которые бежали от турок-хозяев (купцов в Сухуме, судовладельцев, и проч.) в горы к абхазам, а абхазы их не выдавали! Потом они семьями обзаводились, и становились полноправными членами абхазских родОв.
У Фазиля Искандера есть очень забавный рассказ на эту тему: одна абхазка родила негритёнка, а её муж чуть с ума не сошёл и чуть её и ребёнка не зарезал (представьте такое в среде с кавказским горским менталитетом!), а потом выяснилось, что у неё был предок "негр-абхаз", и гены взяли вдруг, да вылезли! И раньше тоже такое , мол, бывало. Ну, мужик ии успокоился. Хотя мне что-то в это не верится - как тут успокоишься, когда твоя жена на руках негритёнка носит?! Поди объясни ВСЕМ про предка и гены!
Ну а то, что австралоиды были самые первые - это точно доказано? Просто я читал на сайте одном о веддах, и там писали, что они есть чуть ли не самый древний народ Азии. А ведды-то как раз и есть самая ранняя форма австралоидов - ещё не  такие чернокожие, как австралийские "або", но ОЧЕНЬ отличающиеся от других рас Азии. И айну вот ещё какой-то страшно древний реликт. "Кенневикский человек" по некоторым данным был как раз чем-то средним между веддом и айном. Австралоид, короче.


"Если выпало в Империи родиться,
Лучше жить в глухой провинции у моря..."

И.Бродский, "Письма римскому другу", 1972г.

Неактивен

 

#16 04 March 2008 12:01:46

Miracinonyx
Любитель животных
Зарегистрирован: 05 December 2006
Сообщений: 16463

Re: Культуры палеолита и неолита

Да, ведды - это реликтовый осколок первого сапиентного населения Азии. Это как раз те сапиенсы, что уничтожили азиатских эректусов и гейдельбергов.
Айны - их ближайшие родственники. Монголоиды - поздняя мутация, возникшая в среде азиатских АВСТРАЛОИДОВ на территории Китая (Азия была населена австралоидными племенами чуть ли не до Камчатки). Очень возможно, что монголоиды - это ветвь, включивашая в себя чать генетического насления местных, азиатских Хомо, гейдельбергов Китая и КОреи. И эти гибриды оказались куда успешнее и высокоразвитее, чем любой другой сапиенс планеты, кроме белых. (но по IQ монголоиды выше даже белых).

Неактивен

 

#17 04 March 2008 13:21:20

Gennadius
Палеоскульптор
Откуда: Российские субтропики
Зарегистрирован: 28 November 2007
Сообщений: 4357

Re: Культуры палеолита и неолита

Кстати о Веддах. У меня тут насобиралось малость информации по ним, только кое-что ещё надо перевести с английского. И фото редкие есть. Если руководство сайта одобрит, то я мог бы со временем всё это добро в небольшую иллюстрированную статеечку оформить. Всё же один из самых древнейших,- ещё плейстоценовый, - народ на Земле: ИМЕННО так могли выглядеть первые азиатские сапиенсы. Даже, скорее всего, именно ТАК и выглядели, поскольку Ведды пришли на Цейлон больше 16.000 (!!!) лет назад, и НИ С КЕМ не имели контактов с тех пор, так как ВСЕГДА жили в самой гуще лесов острова. И сейчас они свой автохтонный облик сохраняют, потому что сингалы если и смешивались с веддами, то только путём умыкания женщин-веддок. А внутриплеменной генофонд оставался полностью первоначальным. А индуисты-тамилы, имеющие кастовую систему, так и вообще Веддов к "чандалам" ("неприкасаемым") причисляют, и даже стоять с ними рядом брезгуют. Правда, сайт-то у нас не палеоантропологический....
Кстати, у Веддов остались сильнейшие пережитки матриархата, и, например, счёт родства матрилинейный. Это тоже очень веско говорит о страшной древности этого народа.


"Если выпало в Империи родиться,
Лучше жить в глухой провинции у моря..."

И.Бродский, "Письма римскому другу", 1972г.

Неактивен

 

#18 04 March 2008 18:33:08

Амфицион
Крёстный отец
Откуда: Израиль
Зарегистрирован: 25 November 2006
Сообщений: 77416
Вебсайт

Re: Культуры палеолита и неолита

Знаете что меня удиваляет? То что родина человека СОВРЕМЕННОГО типа - Африка! Ведь в Азию вышел уже эректус. Выходит африканские эректусы эволюционировали раньше азиатских.


NO SLAVES, NO MASTERS!

Неактивен

 

#19 04 March 2008 21:28:09

Gennadius
Палеоскульптор
Откуда: Российские субтропики
Зарегистрирован: 28 November 2007
Сообщений: 4357

Re: Культуры палеолита и неолита

Что-то ты и меня запутал, и сам, по-моему, тоже запутался. Или нас всех наука попутала... Ну да, вышел в Азию эректус, и пошёл себе по ней, по Азии. И в Европу он тоже пошёл, где и эволюционировал в гейдельберга, а уж тот - неандера А другие эректусы в Африке остались, и там стали сапиенсами. А когда сапиенсы вышли из Африки и двинулись в Азию, то встретили там потомков тех, самых первых эректусов, и всё в том же почти состоянии.
Не знаю, лично я так понял все эти движения.


"Если выпало в Империи родиться,
Лучше жить в глухой провинции у моря..."

И.Бродский, "Письма римскому другу", 1972г.

Неактивен

 

#20 05 March 2008 13:46:49

Амфицион
Крёстный отец
Откуда: Израиль
Зарегистрирован: 25 November 2006
Сообщений: 77416
Вебсайт

Re: Культуры палеолита и неолита

Ну да, звучит логично. В Африке эректус превратился в человека современного типа, в Европе - в неандертальца. А как же азиатская ветвь? В Азии человек появляется лишь немногим позже чем в Африке.


NO SLAVES, NO MASTERS!

Неактивен

 

#21 06 March 2008 01:18:38

Miracinonyx
Любитель животных
Зарегистрирован: 05 December 2006
Сообщений: 16463

Re: Культуры палеолита и неолита

Азия оказалась очень своеобразным местом для рода Хомо. По большому счету, прогрессивная эволюция людей здесь практически остановилась - азиатские эректусы оставались именно эректусами и никем больше на протяжении почти двух миллионов лет...
НО - в Азии произошла удивительная и более нигде не встречавшаяся адаптивная радиация местных людей на разные виды и формы, отличавшиеся ФИЗИЧЕСКИ - от классических ранних эректусов возникли южноазиатские мегантропы (подвид или вид, не понятно), флоресские карлики - очевдно вид, и - китайские прогрессивные эректусы подвида синантроп - это высшая форма этого вида, с более крутым лбом и большим объемом мозга, чем у любых других эректусов Земли за все время их существования. Но даже синантропы оказались в тупике - гейдельберги и затем сапиенсы - возникли на западе Ойкумены, в центре родовой эволюции человека - Африке. И они, поочередно приходя в Азию, каждый раз стирали с лица Земли местные популяции предыдущих видов.

Гейдельберг, ребята, возникает в Африке. Просто около 600 тыс. лет назад он, вместе со львами, прочно заселяет и Европу тоже (и вероятно, уходит и в Азию, но там мало находок).
И вот тут наступает время Х - 500 тыс. лет назад происходит раскол единой популяции гейдельбергского человека на северную, европейскую - от которой около 180 тыс лет назад происходят первые неандертальцы, и южную, африканскую - от которой около 160 тыс лет назад происходят первые сапиенсы.
Генетический обмен между северными и южными гейдельбергами прекращается около 500 тыс. лет назад. А окончательное оформление двух полностью разумных видов людей с огромным мозгом - неандеров и нас - заканчивается 50 тыс. лет назад, когда полностью перестают попадаться останки с пережиточными гейдельбергскими чертами.

В Европе гибридизации между захватившими ее сапами и аборигенным видом - классическими неандретальцами, почти не происходит, хотя разовые сексуальные контакты и рождение гибридных детей было. В Азии же - опять. Местные восточно азиатские гейдельберги очень рано показали празительные черты сходства с африканскими сапиенсами (большой мозг, вертикальный лоб и т.д.), но - остались гейдельбергами. И современное население Азии - не их потомки, а потомки сапиенсов из Африки, пришедших в Азию около 80 тыс. лет назад. Другое дело, что на Востоке сапиенсы, похоже, с местными формами гейделбергов скрещивались.... в отличие от Европы. И возможно - именно благодаря этому у восточноазиатских монголоидов есть ряд признаков, которых нет у других популяций.

Неактивен

 

#22 06 March 2008 16:32:32

Gennadius
Палеоскульптор
Откуда: Российские субтропики
Зарегистрирован: 28 November 2007
Сообщений: 4357

Re: Культуры палеолита и неолита

Верхнепалеолитического сапа не в р-не Сочи нашли - обшибился я малёхо. А нашли его в Холодном Гроте - это в Абхазии, но где точно - не знаю. Сам Герасимов реконструкцию вроде бы делал по этой черепушке - вот и "нарисовался" "негритёнок Максимка". вернее, не стопроцентный, конечно, "зулус", а некий "негроидообразный тип".
Нашёл скульптурную реконструкцию Герасимова по черепу того самого здоровенного сунгирьца - слушайте, и вправду есть и негроидные признаки, и, самую малость, монголоидность! И рожа у этого крома уж точно не как у "истинного арийца"! Опять ты, Нестор, прав - на саама он смахивает! Недавно по какому-то каналу фильм был норвежский, про то как злые средневековые норги добрых саамов обижали. Там самые что ни на есть настоящие саамы играли - и говорили по своему даже. Вот уж никак не ожидал, что среди них есть голубоглазые и блондины. Какая-то они интереснейшая помесь палеоазиатов и европейцев - скорее всего финнов.
Кстати, этнографы давно подметили одну интересную особенность у этих народов-реликтов - они абсолютно не воинственные! Таковы и Айну (Айны), и Нивхи, и Юкагиры, и Саамы, и Бушмены, и Пигмейцы. Австралийские "Або" тоже не сильно свирепые вояки. Вот про Веддов точно не скажу, но, по-мему, и они тоже.


"Если выпало в Империи родиться,
Лучше жить в глухой провинции у моря..."

И.Бродский, "Письма римскому другу", 1972г.

Неактивен

 

#23 06 March 2008 17:37:00

Амфицион
Крёстный отец
Откуда: Израиль
Зарегистрирован: 25 November 2006
Сообщений: 77416
Вебсайт

Re: Культуры палеолита и неолита

А Адам и Ева были кроманьонцами или ещё эректусами?


NO SLAVES, NO MASTERS!

Неактивен

 

#24 07 March 2008 00:09:32

Miracinonyx
Любитель животных
Зарегистрирован: 05 December 2006
Сообщений: 16463

Re: Культуры палеолита и неолита

Ведды слабые воины... вернее - вообще не воины. Они в джунгли всегда уходят. Максимум - могут отравленную стрелу пустить и убежать потом. Из реликтовых этносов, пожалуй, только айны более или менее опасны были... для раннесредневековых монголоидных колонистов Японии. :-) Но, опять-таки. Айны - воины один на один. КОгда приходил японский военный отряд - деревушки айнов ничего не могли сделать...

Неактивен

 

#25 07 March 2008 00:35:55

Gennadius
Палеоскульптор
Откуда: Российские субтропики
Зарегистрирован: 28 November 2007
Сообщений: 4357

Re: Культуры палеолита и неолита

Ну вот - и Ведды тоже... Ещё одно подтверждение невоинственности реликтов. И ка же они тогда перебили в своё время эректусов и других? Каким образом растеряли свою воинственную "пассионарность"?


"Если выпало в Империи родиться,
Лучше жить в глухой провинции у моря..."

И.Бродский, "Письма римскому другу", 1972г.

Неактивен

 

Board footer

©2006 – 2013 Зоологический форум