Объявление

"Духовный уровень человека определяется тем, как человек понимает кошку" — Бернард Шоу.
"Давайте только проявлять больше внимания, терпимости и уважения к чужому мнению — вот и всё." — Gennadius.
О размещении изображений на форуме, О рекламе на форуме

#1 09 October 2014 02:43:42

Crazy Zoologist
Гость

Салюки, или персидская борзая

Кто в курсе, почему рабочих тазы больше, чем салюки? Разве в Иране не охотятся с салюки? В Израиле с этими собаками охотятся бедуины.

Стандарт тазы

Общий вид и тип конституции. Собака среднего и выше среднего роста, сухого типа конституции. Высота в холке кобелей от 60 до 70 см, сук — от 55 до 65 см. Индекс растянутости около 103.
Недостатки: рост ниже стандарта, сырость, грубость, растянутость, вздернутость на ногах.
Окрас. Белый, красный и серый всех оттенков, черный, однотонный или пегий. Допустим крап в тон окраса только на ногах и подпалины только светло-серые или белесые.
Недостатки: красные подпалины, крап на корпусе собаки.
Псовина (шерсть). Волос короткий, мягкий, прямой; на ушах мягкий, волнистый, удлиненный волос, спускаясь ниже концов ушей на 5—6 см, образует так называемые «бурки».
На нижней стороне правила (хвоста) негустой подвес. На задних сторонах передних ног и бедер удлиненная псовина образует очесы. Между пальцами растет короткий жесткий волос.
Недостатки или пороки (по степени выраженности): длинная по всему телу, частичная длинношерстность на боках, с боков задних ног, отсутствие «бурок» или очесов, густой подвес на правиле, курчавость шерсти.
Кожа, мускулатура, костяк. Кожа тонкая, эластичная, без складок, мускулатура развита очень хорошо, в особенности на бедрах, костяк крепкий, довольно легкий.
Недостатки или пороки (по степени выраженности): слабость костяка или мускулатуры. Грубость костяка.
Голова. Сухая, клинообразная, удлиненная с умеренно широкой черепной частью, теменной гребень развит очень слабо, затылочный бугор — умеренный, переход от лба к щипцу (морде) плавный, слабовыраженный. Щипец сухой, снизу несколько скошенный, не очень длинный, губы тонкие, плотно прилегающие к челюстям.
Недостатки:резко выраженный переход от лба к щипцу, излишне развитые скулы или надбровные дуги, излишне мясистые или отвисшие губы.
Уши. Висячие, в «бурках», посаженные на уровне глаз или несколько выше, тонкие, длиной 11—14 см (не считая «бурок»), слегка приподнятые на хряще.
Недостатки: укороченные, без «бурок», излишне приподнятые на хряще.
Глаза. Большие, с косым разрезом век, карие при любом окрасе псовины, края век темные.
Недостатки: маленькие, запавшие, светлые, навыкате, светлые края век.
Мочка носа. Черная, при светлом окрасе допустима кофейная.
Зубы и прикус. Хорошо развитые, белые, сомкнутые в ножницеобразном прикусе.
Недостатки и пороки: общие для всех пород охотничьих собак.
Шея. Длинная, округлая или чуть сжатая с боков, иногда несколько выгнутая вверх. Поставлена высоко.
Недостатки: сырая, короткая.
Грудь. Широкая, бочковатая и глубокая, ребро спущено до локотков.
Недостатки или пороки (по степени выраженности): слишком узкая, недостаточно глубокая, распахнутая.
Холка. Заметно выражена.
Спина. Прямая или чуть выгнутая вверх, широкая, мускулистая.
Поясница. Короткая, выпуклая.
Недостатки или пороки (по степени выраженности): слабовыраженная холка, мягкая или провислая спина, горбатая спина, прямая, слабая поясница.
Круп. Широкий, длинный, покатый, маклоки заметно выделяются, ширина между маклоками для собаки среднего роста не менее 7 см.
Недостатки или пороки (по степени выраженности): узкий, сильно скошенный, короткий, горизонтальный.
Живот. Сильно подобран.
Недостатки:слабоподтянутый, пашистый.
Передние конечности. Сухие, при осмотре спереди прямые и параллельные, локти направлены строго назад, предплечья сильные, угол плечелопаточного сочления 90-100°, пясти относительно длинные, слегка наклонные.
Недостатки или пороки (по степени выраженности):короткие, мягкие пясти, подвернутые или развернутые локотки, размет, косолапость.
Задние конечности. При осмотре сзади — прямые и параллельные, расставлены широко; сухие, с длинными рычагами и хорошо выраженными углами сочленений, скакательный сустав хорошо развит и резко выражен; плюсны длинные, отвесные.
Недостатки или пороки (по степени выраженности): коровий постав, бочкообразный постав (косолапость), слишком узкий постав, короткие плюсны, слабовыраженные углы сочленений. Прибылые пальцы ставят собаку вне породы.
Лапы. Овальные, чуть удлиненные, в особенности задние: пальцы плотно прижаты друг к другу — в комке, когти направлены в землю.
Недостатки или пороки (по степени выраженности): маленькие, круглые, распущенные.
Правило (хвост). Тонкое, недлинное, в спокойном состоянии опущено в форме сабли, на конце свернуто в кольцо или крутой крючок. При движении поднято не выше линии спины.
Недостатки или пороки (по степени выраженности): длинное, толстое, сваленное, без кольца или крючка на конце.


Стандарт салюки

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПОРОДЫ САЛЮКИ: Ближний Восток
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ: Борзая для охоты, бегов и курсинга
КЛАССИФИКАЦИЯ Fci: 10я группа - борзые.
Подразделение 1 Длинношерстные борзые или борзые с очесами
КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
Салюки различаются по типам, и эти различия желаемы и типичны для породы. Причина этих различий как в том особом месте, которое салюки занимают в арабской традиции, так и в огромном размере Ближнего Востока, где салюки использовались как охотничья собака в течении тысячелетий. Изначально в каждом племени были свои салюки, наилучшим образом подходившие для охоты на определенную дичь в определенной местности. Согласно традициям этого региона, салюки нельзя продать или купить, а можно лишь подарить или получить в подарок как знак почтения, что и привело к тому, что попавшие в Европу салюки, подаренные в качестве таких знаков европейцам, происходили из районов с различными условиями рельефа и климата, и, соответственно, различались между собой. Британский стандарт 1923 года был первым официальным стандартом этой породы, принятым в Европе, и был создан с учетом всех оригинальных типов салюки.
ОБЩИЙ ВИД САЛЮКИ
Воплощение грации и соразмерности; сочетание высокой резвости и неутомимости с силой и стремительностью, позволяющее преследовать и убивать газель или другую дичь как по глубокому песку, так и в скалистой местности. Гладкошерстная разновидность: никаких отличий, кроме отсутствия украшающей шерсти.
ВАЖНЫЕ ПРОПОРЦИИ
Длина корпуса (от точки плечелопаточного соединения до седалищного бугра) примерно равна высоте в холке, хотя часто собака кажется более длинной, чем есть на самом деле.
ПОВЕДЕНИЕ/ТЕМПЕРАМЕНТ САЛЮКИ
Сдержанный по отношению к незнакомым, но не нервозный или агрессивный. С чувством собственного достоинства, умный и независимый.
ГОЛОВА
Длинная и узкая, в целом производящая впечатление высокопородности и благородства.
Черепная часть
Черепная коробка: Умеренно широкая между ушами, не выпуклая.
Переход ото лба к морде: Не выражен.
Лицевая часть
Мочка носа: черная или коричневая.
Челюсти/Зубы: Зубы и челюсти мощные, с безупречным ножницеобразным прикусом и полной зубной формулой.
Глаза: От темных до ореховых, крупные, овальной формы, но не выпуклые. Выражение глаз должно быть полным достоинства и благородства, взгляд преданный и зоркий.
Уши: Длинные, покрытые длинной шелковистой шерстью, высоко посаженные, подвижные, в спокойном состоянии плотно прилегающие к голове.
ШЕЯ
Длинная, гибкая, очень мускулистая.
КОРПУС
Спина: Достаточно широкая.
Поясница: Слегка выгнутая и очень мускулистая.
Круп: Маклоки расставлены широко.
Грудная клетка: Глубокая, длинная и умеренно узкая. Не лещеватая, не бочкообразная.
Линия низа: С хорошо подтянутым животом.
ХВОСТ
Длинный, низко посаженный, держится свободно изогнутым, на нижней стороне хвоста подвес из длинной шелковистой шерсти, не пушистый. Взрослые собаки держат хвост не выше линии спины, за исключением игр. Кончик хвоста достигает, как минимум, скакательного сустава.
ПЕРЕДНЯЯ ЧАСТЬ
Плечи: Сильно отведенные назад, с хорошей мускулатурой, не создающей при этом впечатления грубости.
Предплечье: Примерно одной длины с лопаткой, образующее хороший угол в сочленении с ней.
Передние конечности: Длинные и прямые от локтя до пясти.
Пясти: Мощные и гибкие; слека наклонные.
Передние лапы: Лапы умеренной длины, не распущенные, но и не «кошачьи»; в целом сильные и эластичные. Пальцы длинные и сводистые, с густой шерстью между ними (кроме гладкошерстного варианта).
ЗАДНЯЯ ЧАСТЬ
Мощная, производящая впечатление достаточной силы для галопа и прыжков.
Голень и бедро: Хорошо развиты.
Колени: Умененно выраженный угол сочленения скакательного сустава.
Плюсны: Короткие.
Задние лапы: Идентичны передним лапам.
ДВИЖЕНИЯ САЛЮКИ
Мягкие, плавные, без малейшего усилия в движении рысью. Легкие и упругие, с хорошим вымахом и толчком; без пассажа или семенения.
ШЕРСТНЫЙ ПОКРОВ
Шерсть: Гладкая, мягкая и шелковистая, с очесами на ногах и задней стороне бедра, у взрослых собак возможны очесы на горле, щенки могут иметь пух на бедрах и плечах. Гладкошерстная разновидность не имеет очесов.
Окрас: Допускаются любые окрасы в любых сочетаниях. Тигровый окрас нежелателен.
РАЗМЕР
Высота в холке: Примерно 58-71 см (23-28 дюймов), суки пропорционально меньше.
ДЕФЕКТЫ
Любое отклонение от вышеперечисленных пунктов должно рассматриваться как дефект, значение дефекта напрямую зависит от степени его тяжести.
ПРИМЕЧАНИЕ
Кобели должны иметь два внешне нормальных яичка, полностью опущенных в мошонку.

 

#2 09 October 2014 23:49:43

Crazy Zoologist
Гость

Re: Салюки, или персидская борзая

"Бегущие по пескам" фильм о салюки.
http://my.mail.ru/inbox/angel-lynx/vide … deo/1.html

A to piti da piti. Ambulli i snova piti-).

 

#3 10 October 2014 23:19:56

Crazy Zoologist
Гость

Re: Салюки, или персидская борзая

Планета собак. Тазы. Казахские борзые.

Верный конь – вот самый надежный друг номада-охотника. Правда, кочевники любили и закусить им, но это уже гастрономические перверсии степняков. А вот в отличие от лошади другой вечный спутник номада – казахская борзая тазы – никогда не числилась в меню кочевника. Ее использовали только по прямому назначению, а ценилась тазы на вес золота.

Невозможно представить степную охоту без этой грациозной собаки. Не зря в списке семи казахских народных ценностей наряду с лошадью беркутом, ружьем есть и тазы.

Номадам не стоит идеализировать свое прошлое. Тяжела и сурова была жизнь простого кочевника: постоянные перекочевки, суровые климатические условия, неприхотливый быт. Наши предки не могли позволить себе роскошь обрастать ненужными вещами и прирученными животными. Все их хозяйство было прагматичным и функцио-нальным. Декоративных собачек вроде мопса и болонки у них отродясь не было. А были два помощника по трудной жизни – суровый алабай (охранник отар) и грациозный тазы – охотник и добытчик.

Вообще охотничьих собак для безружейной охоты превеликое множество: русские и крымские борзые, кыргызские тайганы, молдавские волошки, мадьяр-агар, горские, хивинские, хортые и афганские борзые. Но, как считают ученые, все они произошли от собак Северной Африки – барельефы с их изображением встречаются в захоронениях египетских фараонов.

Обычный человек на вопрос, кто предок собаки, скорее всего, ответит, волк. Именно так считало большинство людей на протяжении веков. Если кто и выдвигал иные версии, то это зоологи и кинологи. Огромное разнообразие пород собак всегда подталкивало ученых к поискам собачьих предков среди самых неожиданных видов: северные лайки похожи на волков, значит, от волков они и произошли, борзые с волком не сходны внешностью, следовательно, они имеют совершенно другое происхождение. Вот и пытались в предки борзым навязать эфиопского шакала или красного волка, а родословную гончих вывести от гиеновых собак и загадочных индийских буанзу.

Особенно усердствовал зоолог Конрад Лоренц, который отстаивал версию волчьего и шакальего происхождения разных пород собак. Он находил ей подтверждение в поведении псов, противопоставляя "гордую мужественную лояльность потомков волков" "рабской услужливости" и "пожизненной инфантильности" собак "шакальей" крови. Но в конце ХХ века швейцарский ученый Маттей пересчитал хромосомы у волка, собаки и шакала. Оказалось, что у первых двух по 78 хромосом, а у шакала – всего 74. Число и структура хромосом очень спе-цифичный показатель, поэтому четыре лишние хромосомы напрочь отрицают след шакала в собачьем происхождении.

Да, все собаки произошли от волков. Правда, очень давно – около 135 000 лет назад. А приручена собака человеком 14 тысяч лет назад. Во всяком случае именно такой срок подтверждают археологические раскопки и древние рисунки на скалах. Лучше всех в собаках разбирался русский ученый Сабанеев. По его мнению, родоначальником современных борзых был легендарный тезем – борзая фараонов, отличавшаяся крупными стоячими ушами и кольцеобразно закрученным хвостом. Из Древнего Египта они попали в страны Аравийского полуострова и Северо-Западную Африку. Есть и другая версия: борзые – это потомки самой древней породы собак слюгги, появившейся у предков арабов в X веке до нашей эры. Но это не суть важно – главное, что первая борзая появилась на Аравийском полуострове. Предки арабов всегда были превосходными охотниками, поэтому борзая могла быть их единственной гончей собакой. Дальнейшее улучшение физических форм и увеличение быстроты борзых неразрывно связано с совершенствованием… лошади!

Есть красивая арабская легенда. Рассказывают, что Муслим ибн Амр отправил своего племянника в Сирию и Египет для покупки коней. Этот человек, который был хорошим охотником, стал отговариваться тем, что ничего не понимает в лошадях. Тогда Сулайман ибн Рабиа, известный знаток коней, сказал ему: "У тебя ведь есть тазы?". Тот ответил: "Да, у меня их множество". И Сулайман промолвил: "Выбирай коней по тем качествам, которые ты счел бы хорошими для породистой тазы". И он, послушавшись этого совета, привез таких лошадей, каких арабы доселе не видывали.От арабов и пошло проникновение борзых собак и в Европу, и в Азию. Это едва ли не самые дорогие из всех пород собак мира. Например, в средневековой Англии простолюдину под страхом смертной казни запрещалось иметь борзую. Охота с такими собаками была привилегией знати. Очень ценилась псовая охота с борзыми и в России: говорят, был случай, когда за щенков чистопородной борзой отдавали целую деревню крепостных. А если на гербе какой-либо страны или фамильного рода была изображена собака, то это обязательно была борзая – символ верности, преданности и повиновения.

Салюки, азавак, шиллуки, тазы, тайган, бакхмуль, крымские и горские борзые, молдавские волошки, мадьяр-агар – все это ветви одной породы. Точнее породной группы, называемой борзыми восточной группы, измененные в соответствии с условиями существования народов, их разводивших. Общими признаками для этих пород являются длинные висячие уши, прямые спина и поясница и плотно прилегающая шерсть.На территории Казахстана арабские собаки обрели свою вторую родину, великолепно вписавшись как в кочевой образ жизни местного населения, так и в природные условия края. Так появилась казахская тазы. Это чрезвычайно грациозная и пропорционально сложенная собака, небольшого роста, с маленькою головою и большими темными глазами. Они очень послушны, ласковы и исключительно преданы хозяину.

Тазы были окружены ореолом таинственности и почитания. Например, по отношению к ним никогда не употреблялось наименование "собака" ("аль кальб", или "ит"). Их называли только "аль хур", или "тази", что значит "чистый", "благородный". Мусульманские запреты не распространялись на тазы: им разрешалось жить в одном жилище с человеком (на женской половине дома), в шатре или юрте – на специальном месте, отгороженном занавеской, где тазы лежала на мягкой подстилке. Считалось недопус-тимым оставить тазы на улице. В Средней Азии даже были специальные помосты над крышами домов, чтобы тазы могли отдыхать в прохладе, где им не докучали бы насекомые. Казахи, конечно, до такого не доходили, но специальное место в юрте для тазы отводили, готовили им мягкую постель и специальный мешок из кошмы, чтобы собака не мерзла во время охоты. По преданиям, как-то в долине Каратала за тазы отдали невесту взамен калыма в 47 лошадей.



В европейских странах псовая охота рассматривалась как развлечение для знати, поэтому хорошую борзую мог иметь только очень богатый человек. У кочевников было несколько иначе: конечно, большую свору тазы позволял себе богатый бай, но и простой охотник мог иметь несколько тазы. Тем более что не он содержал их, а они его частенько кормили. Иногда тазы и беркут были единственными помощниками номада, с которым он добывал себе пропитание. Элементы спорта и развлечения, конечно, присутствовали, но и охотничий промысел играл немаловажную роль. Лучше всего охоту с тазы и беркутом определяет казахское слово "саят" – охота, соревнование, отдых.

Соответственно, и многовековая народная селекция выработала в тазы качества, весьма отличающие от европейских борзых. Например, борзые Старого Света нередко разрывают и съедают добычу раньше, чем подскачут охотники. Иначе поступали степняки, для которых охота являлась прежде всего источником пропитания: тазы не разрывает и не съедает добычу, а приносит ее хозяину. Для тазы характерен самостоятельный розыск зверя, когда наряду со зрением работает и чутье. Найдя свежий след, борзая идет по нему до лежки, а подняв зверя, преследует его в степи, пользуясь исключительно своим острым чутьем. Резвость этих собак сочетается с поразительной выносливостью, способностью к гону на большие расстояния. Тазы спокойно относятся к пойманному зверю, ожидая возле него охотника.

Что еще немаловажно для степного охотничьего промысла: тазы не портят шкуру пойманного зверя. Известный кинолог Слудский выяснил, что 68% тазы хватают лисицу за шею около ушей, что влечет незначительные дефекты шкуры.

Тазы очень стремительны: они быстро догоняют резвого степного зайца, шуструю лису-корсака, быстроногих сайгаков и джейранов, уходящих от погони со скоростью до 26 метров в секунду! Тазы никогда не теряются в бескрайней степи и находят хозяина по его следу. Единственное, что степные борзые не переносят, – это грубое отношение. Еще один немаловажный фактор: в отличие от своих арабских предков тазы морозоустойчивы и более приспособлены к суровому климату казахских степей.

Русский исследователь Варенцов в 1897 году так описывал степную охоту в Закаспийской области: "Многие киргизы, кочующие в Мангышлакском и Красноводском уездах Закас-пийской области, занимаются охотой с такою же любовью, как это делают туркмены и курды. Но предпочитают и очень любят охоту с борзыми собаками и ловчею птицей. На такого рода охоте киргиз не чувствует физического утомления, так как ему не приходится ходить пешком. Сидеть же на лошади и проскакать несколько десятков верст, гоняясь за дичью, ровно ничего не значит – такая охота киргизу, как истому джигиту, доставляет истинное наслаждение. Киргизы с борзыми собаками охотятся преимущественно на лис, корсаков, волков и сайгаков. Последняя охота – самая любимая и выгодная. Хорошие борзые собаки в страшной цене у киргизов и нередко продаются за очень крупные суммы. Вообще можно почти безошибочно сказать, что лошадь и борзая собака для киргиза составляют все. Мне кажется, что об этих животных он больше заботится, нежели о своей собственной семье".

Сейчас с тазы охотятся чаще всего на лисиц и зайцев. Охотники с собаками выезжают в поле и, растянувшись цепью, движутся по тем угодьям, где днем можно поднять лисицу. Обычно это низинки с зарослями кустарников или заброшенные пашни. Собаки спущены и ищут зверя самостоятельно, но не уходят далеко от охотника. Тазы, подняв лисицу или зайца, ловят зверя, не дав ему отбежать далее 100 метров, но часто гонят и на большее расстояние. Добычливость охоты увеличивается, если одновременно с собаками на лисицу напускают беркута. Но прежде чем начинать совместную охоту тазы с беркутом, их нужно некоторое время держать вместе, чтобы животные хорошо друг к другу привыкли.

Серьезной работы с породой тазы в Казахстане в общем-то никогда не было. Например, на первой Джетысуйской выставке собак в городе Алма-Ате, состоявшейся в 1927 году, не было ни одной тазы. Первое официальное представление породы тазы состоялось в 1958 году на I Всесоюзной выставке служебных и охотничьих собак в Москве, где было показано 12 казахских тазы. В следующем году на I Казахстанской выставке собак были показаны девять тазы. Был утвержден всесоюзный стандарт "Описание признаков среднеазиатской борзой тазы", в течение долгого времени остававшийся почти без изменений. В 2000 году Республиканский кинологический совет утвердил новую редакцию стандарта тазы.

Но любители этой элегантной породы собак сегодня бьют тревогу. Чистопородных тазы, отвечающих стандарту, осталось очень мало. От многотысячного поголовья в Казахстане осталось несколько сотен смешанных собак. Причин исчезновения множество: экономические условия, утрата национальных традиций, правил их содержания и разведения, слабая племенная работа. Но главное заключается в том, что тазы и лошади не нужны современным горе-охотникам. Гонка на джипе, бешеная пальба из карабинов – здесь нет места ни тазы, ни беркуту, ни лошади.

Сегодня тазы ВЫМИРАЮТ. И спасти их без государственной поддержки невозможно. Неужели наши внуки не увидят стремительный бег элегантной, благородной казахской тазы – красавицы степей.

Эрик АУБАКИРОВ

Текст www.express-k.kz

Источник http://neonomad.kz/history/h_mir/index. … NT_ID=7373

Отредактировано Кот (10 October 2014 23:21:22)

 

#4 11 October 2014 07:03:08

wеlls
Любитель животных
Зарегистрирован: 12 April 2014
Сообщений: 398

Re: Салюки, или персидская борзая

сам же основательно и познавательно ответил на свой вопрос. а где охотников больше где традиции данной охоты глубже там и данных собак больше.

Неактивен

 

#5 11 October 2014 16:08:44

Crazy Zoologist
Гость

Re: Салюки, или персидская борзая

На какой из? Еще читал, что родина афганской борзой - Синайский полуостров! Так почему она афганская???

 

#6 12 October 2014 00:35:01

Crazy Zoologist
Гость

Re: Салюки, или персидская борзая

К вопросу о «тазы»

Недавнее обсуждение этой темы на нашем форуме, равно как и полученная просьба высказать свое мнение по этому поводу, подвигли меня набросать эту заметку. Вообще говоря, вопрос «тазы» никак не относится к сфере моих интересов; но общее представление о нем, сформированное ранее, во время активного любопытства, есть, и я им с удовольствием поделюсь.

Сразу хочется сделать оговорку – постановка вопроса о тазы, принятая в нашей стране, «немного» некорректна. Происходит это от того, что советская кинология, вообще запомнившаяся миру экстравагантными проявлениями, «вдруг» открыла пару новых пород, существовавших, правда, уже довольно много веков. Открыватели проделали много действительно полезной работы: нашли и описали большое количество собак, установили как собаки используются, выяснили характерные для пород признаки, и к концу советского периода торжественно признали 2 новые породы – тазы и тайгана.

Параллельно, кстати, мы подарили миру и «аборигенного афгана», но у этого явления совсем другая история.
При всех заслугах тех самых «открывателей», они, все же, забыли сделать одну очень важную вещь – поинтересоваться чужим опытом. Из этих двух пород действительно новой, то есть неизвестной ранее, был только тайган.

Эти удивительные собаки представляют бесспорный интерес, и без всяких натяжек являются независимой породой борзой, пока не признанной, но имеющий хорошие шансы в будущем. Тайган уникален и ни на кого не похож. А вот с тазы ситуация иная.

О существовании собак, которые назывались в СССР (а теперь называются в России) «тазы» во всем остальном мире знали, как знали и слово «тазы», с той лишь разницей, что произносили его правильнее – тази (в фарси, то есть «персидском» языке, откуда происходит это слово, по-моему, просто нет звука «ы»). Более того, их не только знали, но и признавали породой. Породой салюки.

Восточные борзые в наилучшей степени подтверждают древнюю поговорку «Восток – дело тонкое». На западе их знают больше полутора сотен лет, но все еще не могут до конца разобраться в этом явлении. По многим причинам.

Когда в середине 19 века первые представители борзых собак из Азии попали в Европу, они вызвали живейший интерес – правда сначала как дикие животные; первая пара обитала в Лондонском зоопарке. Следующие 100 европейцы описывали и систематизировали это явление.

Поскольку основными систематизаторами были британцы, вполне естественно, что в своих исследованиях они обрабатывали доступный им материал, собранный в местах традиционного присутствия Империи. Полученные ими результаты широко известны: они разделили восточных борзых на салюки, слюги, азаваков и афганов. Основу «деления» составили 3 основных признака – географический, исторический и экстерьерный. Эта градация наилучшим образом объясняла все известные на тот момент факты, и была принята как «официальная» британским Кеннел Клубом, а впоследствии и ФЦИ.

Благодаря тому материалу, который был накоплен, мы представляем себе, как появилась «восточная борзая» – по всей видимости несколько диких собакоподобных видов диких животных (ныне вымерших) в течении нескольких тысячелетий адаптировались к совместной охоте с человеком настолько, что образовали некий новый вид, "пра-собаку", ведущую образ жизни «домашнего» животного. Вероятно, что уже 10000 лет назад все это пестрое поголовье «пра-собак», состоящее из смешавшихся потомков разных видов, пришло к некоторому «общему знаменателю», усредненной «собаке», причем борзой собаки. Разумеется, точно установить момент, с которого общий знаменатель стал настолько общим, что появилась «порода» невозможно, так же как, например, нельзя установить время появления «человека».

Что бы не вдаваться в тонкости, отметим лишь, что по принятой ныне точке зрения 3500 лет назад в Персии существовали собаки, достаточно похожие друг на друга для того, что бы уже считаться породой. Эта порода является прямым предком всех известных ныне восточных борзых, а, возможно, и вообще всех борзых, кроме, разве что, ирландского волкодава и дирхаунда. В любом случае, именно с этого момента можно начинать говорить о появлении «тази», так как вероятнее всего тогда «порода» называлась именно так. Название «салюки», признанное сейчас как официальное название этой породы и ее «самых прямых» потомков, могло появиться не ранее 7 века нашей эры (почему это так, будет объяснено ниже).

Так вот, считается, что эти «тази» дошли до нас в более или менее неизменном состоянии как салюки, а все прочие восточные борзые являются потомками «тази», то есть салюки, видоизменившимися в процессе расселения из первоначального региона в соответствии с необходимостью адаптироваться к новым условиям. Процесс происходил как посредством отбора (естественного и искусственного), так и посредством метизации с местными собакоподобными, населявшими новые для популяции регионы. Сам по себе механизм расселения был связан сначала с «переселением народов», а потом – с активной экспансией Арабского Халифата.

Все вышеперечисленное хорошо известно, а историческая часть вообще не вызывает вопросов. Вопросы вызывает другое – деление потомков одной и той же «породы» на породы в их нынешнем значении. Если все те восточные борзые, которые не являются ни слюги, ни азаваком, ни афганом, являются салюками, то почему они настолько отличаются друг от друга, хотя бы и по внешнему виду? Если есть собаки, которые ни являются ни салюками, ни представителями других пород, то кто они?

Эта неясность является прямым следствием той самой изначальной неполноты исследований, связанной с отсутствием как серьезной базы (все же исследования истории собак в основном велись группами энтузиастов, а не серьезными университетами), так и возможности доступа энтузиастов в некоторые районы, например в тот же Советский Казахстан.

Все, что европейцы узнали о восточных борзых в конце 19 – начале 20 века, «добыто» только двумя путями – либо исследованием поголовья в местах естественного обитания, либо общением со знатоками этих собак «там» и поиском письменных источников. Причем вполне естественно, что второй путь всегда использовался более активно – если чего-то не знаешь, проще найти того, кто знает, чем искать истину самостоятельно. Именно из-за этого подхода и происходят основные трудности в том, что касается классификации восточных борзых.

Территории обитания этих собак огромна. Помимо них самих, там обитают и их вечные спутники – люди; причем эти собачьи спутники отличаются друг от друга намного сильнее, чем сами собаки. Количество различных культур, в которых восточные борзые занимают свое место, не поддается даже приблизительному учету – европеоиды, монголоиды и негроиды; мусульмане, буддисты, христиане и язычники; полудикие кочевники и строители величайших памятников цивилизации – все они жили бок о бок с собаками в течении веков. Разумеется, что и «место», которое занимали собаки в каждой из этих культур, было различно.

Первая трудность, с которой столкнулись европейские исследователи, когда попытались разобраться с этим явлением, была чисто филологической. Каждая новая экспедиция обнаруживала, что одни и те же собаки в разных местах называется совершенно по-разному. Вероятно, самым древним словом, обозначающим борзую собаку, было слово «тази», происходящее из фарси и восходящее еще ко временам Древней Персии, то есть к империи Ахеменидов. До сих пор это слово используется во многих местах (в первую очередь в Иране), причем далеко не всегда для обозначения только собак – так же называют и лошадей. Другим, не менее популярным названием, было арабское слово «салюки», происходящее, вероятно, от названия средневекового города Салюк. Так же широко использовалось слово слюги (слуги, слугги – мне не известно ни происхождение, ни правильная транскрипция этого слова). Последний термин особенно прижился в Северной Африке. Помимо трех этих, самых известных названий, попадались десятки других.

Это не было бы проблемой, если бы не одно «но». С самого начала никто не заметил того факта, что разница в названиях является только языковой проблемой, не имеющей отношения к отличиям самих собак друг от друга. Более того, отличия и сходства этих собак интересовали европейцев намного больше, чем их исконных владельцев. Для большинства «местных» жителей собаки имели (и имеют по сей день) только одну ценность – практическую. С точки зрения людей, для которых борзая – способ добывать еду, совершенно неинтересно, как она выглядят. Им интересно только то, насколько хорошо она это делает.

Такой подход для западной кинологии был, разумеется, неприемлем. Для нас собаки давно стали хобби, и практическое их использование к тому моменту было на западе просто способом развлечься, причем отнюдь не главным способом. «Утонченных» европейцев в большей степени занимали развлечения с изучением родословных, выделения породных признаков и, разумеется, сравнения животных друг с другом, причем в основном с точки зрения экстерьера и происхождения. Столь вопиющая разница в ценностях привела к большой путанице – решив сначала, что разные слова обозначают разных животных, европейцы довольно долго потом пытались разбираться в том, что отличает «тази» от «слюги». В некотором смысле, разбираются до сих пор.

Вторая трудность заключалась в том, что энтузиастов было мало, а путешествие на другой континент представляло в начале 20 века намного больше проблем, чем сейчас. Это привело к другой печальной тенденции – увидев за время поездки (сколь бы долгой она ни была) лишь некоторую часть общей ситуации – пусть даже довольно большую часть –путешественники делали конечные выводы. Основываясь на том, что они видели лично и на том, что им рассказывали «местные», исследователи зачастую приходили к ошибочным выводам просто потому, что делали слишком общие выводы из частного случая. При этом сравнить результаты, полученные одними исследователями, с результатами, полученными другими было сложно – ни о какой масштабности исследований, естественно, речи не шло. Примерно на эти грабли и наступили изобретатели «казахской борзой тазы», правда существенно позже.

Третья трудность состояла в том, что количество доступного материала (исторического, а не биологического) очень сильно различалось в зависимости от культурного уровня и общего уклада жизни в конкретных местах. Конечно, у кочевников Сахары, зачастую не имеющих представления о письменности, и жителей Багдада, с его библиотеками и культурой, были очень разные представления о жизни вообще и собаках в частности.

Принимая во внимание все эти факты, легко понять, почему именно салюки являются породой с самым большим допуском «возможных вариантов», и почему до сих пор многие спорят с правомерностью принятого деления восточных борзых по породам.

Придя в какой-то момент к выводу о том, что все, что можно было узнать о восточных борзых, уже известно, и выделив несколько узких типов (афган, азавак, слюги), наиболее сильно отличавшихся от «средневзвешенной» восточной борзой, вопрос закрыли, обозначив всех остальных борзых наиболее часто встречавшимся в арабском мире словом салюки – просто потому, что никакого способа разделить остальных собак друг от друга по устойчивым типам не существовало, ибо переход от одного типа к другому был выражен слишком плавно и слабо. Так и получилось, что салюки могут быть как вытянутого, так и квадратного формата, любого окраса, с любой длиной шерсти.

Дальнейшие рассуждения о том, правомерно ли принятое ныне деление, носят характер частной точки зрения.

Так что же такое «тазы»? То, что салюкоподобные борзые, обитающие в «нашей» Средней Азии, Турции и Курдистане довольно сильно отличаются по своим внешним данным от салюки, обитающих в Саудовской Аравии, обусловлено двумя причинами – естественной (география, ландшафт, климат и тд.) и искусственной, то есть наличием искусственного отбора и разумного разведения, применявшегося в цивилизованной части Арабского мира довольно давно, и категорически не знакомого, например, казахам, которые до 40 годов были неграмотными кочевниками. Регион, жестоко, но метко прозванный «чуркестаном», действительно не был оплотом цивилизации (это не наезд на казахов, туркменов, киргизов или кого-либо; то, что представители этих национальностей нередко обладают выдающимися способностями, такой же факт, как и то, что в 1940 году 60 процентов населения Казахстана были неграмотными кочевниками, не только не умевшими читать и писать, но и не имевшими письменности как таковой).

Хотим мы того или нет, вклад Исламской культуры в развитие породы салюки огромен, хотя его и трудно оценить достоверно. Критерии отбора собак у «элиты» арабского мира существенно отличались от критериев отбора, принятых на Западе, но осмысленный отбор все же велся на протяжении веков, что не могло не повлиять на все поголовье. Утрируя, можно сказать что салюки Саудовской Аравии, Ирака, Ирана, Иордании – это «культурные» салюки.

В противовес им борзые собаки, жившие в Средней Азии и Курдистане – это «естественные» собаки, подвергнувшиеся влиянию цивилизации в значительно меньшей степени, если вообще ощутившие его. Исходя из этой точки зрения их можно попытаться разделить, выделив последних в «примитивный» тип, то есть сохранившихся в относительно неизменном виде предков тех собак, которых мы теперь называем салюки. Если, фантазируя, представить тази признанной и независимой породой, то она должна занять свое место в 5 группе ФЦИ (шпицы и примитивные типы), наряду с самой, вероятно, легендарной породой – фараоновой собакой.

Аргументов против такого разделения пока больше, чем аргументов за него. Например, даже в тех регионах Востока, где правомерно говорить о расцвете цивилизации и культуры, салюки чаще встречаются у кочевников, чем в крупных городах, традиционно являющихся культурными оазисами. Другое дело, что кочевые племена, до сих пор существующие в «центре» арабского мира, находятся в намного более тесном контакте с «культурным наследием», например потому, что уже много веков активно занимаются торговлей, что подразумевает общение с городами и, как результат, письменность и цивилизацию. В этом их коренное отличие от кочевников-пастухов, намного более распространенных в Средней Азии.

Главное, однако, заключается в другом – для того, что бы разделить тази и салюки, требуется критерий, причем критерий четкий и неоспоримый, позволяющий отличать одно от другого без колебаний.
Внешний вид собак такого критерия не дает – все отличия слишком дискуссионные; фактически, даже на Западе, и даже на шоу рингах можно встретить салюки, имеющих подтвержденное многоколенной родословной происхождение, по внешнему виду с трудом отличимых от «тазы», обитающих в Казахстане или Москве.  Попытки ввести критерий географический тоже спорны. Выделить границу, с одной стороны которой обитают салюки, а с другой – тази, вообще невозможно; все попытки такого рода надуманны и оспоримы.

Пожалуй, единственное, что могло бы поставить точку в этом «споре», вялотекущем и малопродуктивном, это генетический анализ различных собак, обитающих в тех или иных местах земного шара. Пока попытки провести эту работу очень малочисленны, что и неудивительно, так как работы непочатой край, а она дорогостояща и бесполезна с коммерческой точки зрения. Конечно, энтузиасты все равно находятся – во всяком случае, мне когда то попался забавный отчет о различиях в ДНК салюки, слюги и афгана. Работа, проведенная еще в начале 90-х, подтвердила, что отличия салюки от слюги существуют объективно; более того, генетически к салюки намного ближе афган, а не слюги. Остается надеяться, что когда-то руки исследователей дойдут и до тази.

А до тех пор я бы рекомендовал всем, кто считает, что пород восточных борзых должно быть больше, чем их есть сейчас, сконцентрировать свое внимание на Тайгане. Тем паче, что в данном случае критерии отличия налицо...

Если вы испытываете серьезный интерес к вопросу о тази, то лучшее, что вы можете сделать, это подписаться на забавную интернет конференцию tazi-list. Большинство знатоков этой проблемы, существующих в мире, так или иначе общаются там. Правда, это очень сложно сделать – помимо того, что переписка, естественно, ведется на английском языке, стать подписчиком можно только по рекомендации, и кандидатура каждого нового члена обсуждается всеми участниками.

Хотя мы сами не даем рекомендаций такого рода, если вы уверены, что хотите подписаться на эту конференцию, вы можете написать письмо на английском языке с развернутым изложением того, почему именно вы хотите это сделать и что вы сами можете сообщить об этой породе, нам. Мы переправим его модератору конференции, и он будет принимать все дальнейшие решения. Пожалуйста, поймите, что мы сами не имеем ни желания, ни возможности влиять на эти решения.

P.S. Еще до публикации этой статьи мне напомнили, что помимо «культурной» теории, объясняющей отличия «тазы» от салюки, есть и другие взгляды. Например, веский аргумент «против» заключается в том, что методы скотоводства и сопутствующие ему проблемы в разных регионах Земли различны.

Для собаководства важно, есть ли необходимость у кочевников иметь «скотогонных» собак, когда пастушество ведется долгими перегонами с одного пастбища на другое, или такая необходимость отсутствует, а скотоводство ведется банальным следованием за стадом в поисках пищи в не очень конкретном направлении, когда стадо вообще не может разбежаться, потому что бежать некуда, а все силы уходят на «сбор» корма в равномерно скудном на растительность пространстве.

Важно также, есть ли надобность в особых собаках, защищающих стадо от крупного хищника или такого хищника отвадит и салюки. Волк, например, водится почти везде, однако в Счастливой Аравии не было надобности в овчаркоподобных собаках, потому что волк там размером с суку салюки – длина самца (без хвоста) около 80см, вес – 18-20 кг. Такие подвиды серого волка, самого распространенного врага скотоводов, обитают на Ближнем Востоке и в Аравии, но не в Средней Азии и Казахстане, где другая ситуация с тем же хищником – волк-самец достигает 115 см и весит около 35 кг – борзой среднего размера справиться с таким сложно, поэтому в этих местах наряду с борзыми для охоты жизненно необходима собака-волкодав для охраны стада.

Именно в силу этих причин в Аравии вообще нет никаких собак, кроме салюки – за ненадобностью. А вот у скотоводов-кочевников в Казахстане молосы и борзые существуют бок о бок, и здесь возможен ключ к пониманию проблемы задворняженности Средне-Азиатской овчарки (тоже, кстати, сенсация отечественной кинологии) и сомнительных по происхождению тазы. Если добавить к этому азиатскую традицию обжулить бледнолицего и утаить лучшее, продавая всякую дрянь заезжему собаководу, то можно легко представить, сколь часто за чистокровных «тазы» принимают выборзков из среднеазиатов и непомерно для борзой костистых собак, лишенных даже примитивной элегантности.

Занятно, что претензии к метизации борзых возникают особенно часто именно в отношении казахского поголовья, наиболее отличающегося от своих Аравийских сородичей экстерьерно. Это вносит дополнительную путаницу в вопрос о тази, и снова остается только жалеть о том, что методы генетического анализа пока не нашли широкого применения...

Я благодарю Машу Семенову за помощь в работе над этим материалом.
http://www.saluki.ru/salukiworld/tazi_history.htm

 

#7 13 October 2014 22:01:44

Crazy Zoologist
Гость

Re: Салюки, или персидская борзая

 

#8 13 October 2014 22:08:27

Ириша
Профессор
Зарегистрирован: 23 February 2010
Сообщений: 7011

Re: Салюки, или персидская борзая

Вот почему у борзых таз такой костлявенький, а они такие сильные и быстрые.


Как известно, бобры добры. Добротою бобры полны. Если хочешь себе добра, надо просто позвать бобра. Лишь подумай, дружок, о бобре, будешь по уши ты в добре. Если ты без бобра добр, значит, сам ты в душе бобр!

Неактивен

 

#9 13 October 2014 23:16:54

Victor
Забанен
Зарегистрирован: 27 September 2009
Сообщений: 19354

Re: Салюки, или персидская борзая

Кот :

СУПЕР.
http://youtu.be/3U0H4_YK9K8

Красиво!

Неактивен

 

#10 01 November 2014 13:47:19

Crazy Zoologist
Гость

Re: Салюки, или персидская борзая

Бедуины до сих пор охотятся, как и их предки - с салюки

Статья Паулы Хейккинен-Лехконен в журнале "Друг" (журнал для любителей собак) № 9, 2001г. Перевод с английского Ольги Мищихи. Фото автора.
http://borzoi.org.ua/media/2/20080302-1.jpg
Микаэла и Фарха

Салюки - одна из самых старых пород собак. Народы Ближнего Востока считали собак нечистыми и презренными животными, однако к салюки всегда относились иначе. Эта собака высоко ценилась в течение нескольких тысячелетий и продолжает цениться до сих пор. Мир меняется, меняется и быт бедуинов, стало меньше благородных охотников песчаных пустынь, которые зачастую бедствуют и подвергаются дискриминации. Во многих местах охота запрещена законом. Но, тем не менее салюки остаются дорогими. Бедуин может не иметь работы и земли, но считает делом чести, чтобы у него была самая быстрая собака.

В течение тысячелетий салюки не менялись. Разделение борзых Северной Африки, а также Ближнего и Среднего Востока на три породы (салюки, слюги и азавак) в определенной степени искусственно и проведено на западный манер. Внешний вид борзой мало значит для бедуина или совсем не принимается во внимание: от собаки требуется скорость, крепкое сложение и выносливость.

Одни предпочитают рослых борзых с крепким сложением, другие - более мелких и легких. Кто-то считает, что собаки с коротким корпусом работают лучше, а кто-то больше ценит борзых с более длинным туловищем и хорошо выраженными углами сочленений. Одни борзые имеют гладкий шерстный покров, другие - с удлиненным украшающим волосом. Тип шерстного покрова, цвет глаз и ширина черепа в глазах охотника не имеют никакого значения.

http://borzoi.org.ua/media/2/20080302-2.jpg
Султан со своими собаками

Борзые разных районов почти не отличаются друг от друга, совершенно очевидно, что все они относятся к одному типу собак. Слова "салюки" и "слюги" в сущности означают одно и то же, только на разных диалектах: арабский алфавит не соответствует латинскому, некоторые авторы предпочитают писать не saluki, a saluq.

К судьбе салюки причастна политика

Президент Клуба борзых Израиля, эксперт по всем породам собак, доктор Зафра Сирик начала изучать сапюки бедуинов Израиля. Несмотря на то, что порода в мире довольно широко распространилась, ее генофонд узок, что неизбежно создает некоторые проблемы. Зафра начала помогать бедуинам, занимающимся разведением этих собак, и добилась того, чтобы их незарегистрированные собаки были записаны в клубе. Она считает, что эти собаки могут быть использованы для расширения генофонда породы, что способствовало бы успешному разведению во всем мире.

Современное положение израильских бедуинов подобно тому, которое занимают многие коренные народы, такие, как американские индейцы, эскимосы или саамы. Владение землей и постоянное жилище не согласуется с кочевым образом жизни. Бедуины жили на этой земле в течение столетий, а то и тысячелетий. Они считают землю своей собственностью, что не подкреплено никакими официальными документами. Когда был утвержден статус Израиля, население страны выросло, были построены новые города и поселки. Бедуинам пришлось отступить. Совсем несложно вытеснить людей, не имеющих земли в собственности и крыши над головой, тем более что не в обычае у бедуинов строить баррикады для борьбы за свои права.

Нелегкая задача - ассимилировать различные культуры и религии в Израиле. Зафра считает, что ситуация с бедуинами относится к острейшим политическим проблемам на Востоке и может через какое-то время стать взрывоопасной. Поселения бедуинов обычно расположены в пригородах. Поскольку обычный для этих людей образ жизни ушел в прошлое, многие из них не смогли приспособиться к современному состоянию и не знают, как им поступить. Не обремененные постоянной работой, они свободно распоряжаются своим временем, занимаясь, например, браконьерством. Охота с борзыми и гончими в Израиле запрещена. Зафра склоняется к мнению, что это скорее политический, чем природоохранный акт, который непосредственно касается бедуинов. Свою работу Зафра начала в самое последнее время.

http://borzoi.org.ua/media/2/20080302-3.jpg
Молодые салюки Султана

Телевидение и другие средства массовой информации донесли пороки Запада и до бедуинов. Всегда кажется, что где-то трава зеленее, и бедуины решили скрещивать своих салюки с грейхаундами и уипетами, чтобы их собаки обладали большей скоростью. Но в условиях пустынь такие помеси не могут работать так же хорошо, как местные борзые: они уступают чистопородным салюки в выносливости. Охотники же перестали проводить целые дни верхом на лошади под палящим солнцем. Они уезжают далеко на машинах туда, где никто не увидит, что они выпускают своих собак на зайца или газель. Героем становится тот, чья собака самая быстрая. Породная чистота не имеет для охотников значения, потому что они не состоят в клубе собаководства.

Доверие устанавливается долго

Один из заводчиков салюки бедуин Султан Абу Рекиек живет в Тель-Шеве. Зафра считает, что это один из самых ответственных собаководов, который понимает, что сохранение салюки в чистоте и правильное содержание собак имеет большое значение. У Султана в настоящее время шесть салюки и один помет щенков. По местным меркам его собаки содержатся очень хорошо, но наших инспекторов по здоровью и консультантов из Клуба собаководства такие условия могут повергнуть в ужас. Однако и многие люди здесь живут далеко не в роскоши.

http://borzoi.org.ua/media/2/20080302-5.jpg
Понтиак - 12-летний известный производитель в питомнике Султана
(Надпись на иврите. Прим. Crazy Zoologist).

Во дворе устроен крошечный загон, в котором содержатся щенки и молодые собаки, а вдоль прохода сооружена временная будка для матери щенков. За загоном на короткой цепи привязан 12-летний дед щенков Понтиак, борзая синайского типа. Его жилище - часть старой машины. Все молодые собаки -его потомки. Султан с гордостью рассказал нам, что Понтиак настолько известен среди охотников, что до сих пор к нему приводят на вязку сук, несмотря на его преклонный возраст.

Бедуин живет в своем доме как кочевник: двери открыты, внутри никакой обстановки - на полу только тюфяки и подушки в качестве сидений. Есть и телевизор. У Султана больше десяти детей. Старшая дочь очень хорошо учится в школе, чем все гордятся. Зафра была удивлена, что нас пригласили в дом, где жена хозяина подала нам фрукты, чай и кофе. Однако, согласно традиции, жена не принимала участия в беседе и скрылась, отказавшись сфотографироваться.

Зафра объяснила мне, что она приходила к Султану посмотреть собак много раз, но ее никогда не приглашали в дом. Видимо, для того чтобы завоевать доверие, требуется время. Зафра взяла пару щенков у Султана и продала их затем любителям салюки, а сейчас она принесла ему деньги и фото собак. Султану было очень трудно понять, как же это живет финский эксперт, когда увидел фотографии, где собаки стояли на снегу. Он никогда не видел снега и так точно и не смог представить, где на самом деле находится Финляндия. Труды Зафры не пропали даром - Султан постепенно понял, что обладает чем-то особенным. Он показал нам, как собаки запрыгивают в пикап по команде, когда он едет с ними на охоту.

http://borzoi.org.ua/media/2/20080302-7.jpg
Зафра Сирик рядом с салюки, готовыми к поездке на охоту

"Мы можем охотиться всю ночь. Если собаки не разорвут газель, то мы можем использовать мясо и есть его. Если же животное сильно покусано, то мы отдаем мясо собакам. Иногда борзые ловят газель, не убивая ее. Тогда мы отпускаем животное", - объяснил Султан. Охотой занимаются, главным образом, из спортивного интереса и для того, чтобы почувствовать себя настоящим мужчиной, посоревноваться, чья собака быстрее. Ружья не используют. Султан долго рассказывал нам о том, как его собаки охотились, и о том, как часто они побеждали среди других собак. Он мечтает о том времени, когда охоту сделают легальной. Полиция застрелила много собак, с которыми бедуины охотились незаконно.

Зафра сделала собакам Султана прививки, передала ему медикаменты и научила, как кормить их кормами промышленного производства. Следует добавить, что собаки там едят то же, что и люди. Салюки здоровы и в хорошей форме. С посторонними они держатся отчужденно, что типично для породы. Собаки нас не приветствовали, но и не боялись. Их не пускают в дом, Султан не прикасается к ним. Он просит детей отнести собакам воду и корм. Когда мы решили осмотреть суку, Зафре было разрешено выпустить ее из конуры.

Центр салюки под тентом

Другой заводчик салюки Юма эль Абид живет в Раате. Это очень самобытный человек, соблюдающий традиции. Он не хочет жить в доме, а раскинул свой шатер за городом. Вокруг жилища припарковано несколько машин, на которых друзья Юма приехали к нему в гости. В честь посетителей хозяин дома надел национальную одежду. Он темнокожий, а это значит, что он принадлежит к самой низшей касте среди бедуинов, потому что темнокожих считают потомками рабов. Однако благодаря своим борзым он стал уважаемым экспертом.

http://borzoi.org.ua/media/2/20080302-4.jpg
Юма с друзьями в своей палатке

Под пологом шатра состоялась настоящая конференция, посвященная салюки. Юма пригласил друзей, чтобы показать своих собак Зафре, а одну из сук привезли к его лучшему кобелю на вязку. Владелец суки родился в Америке, он разводит арабских лошадей - приобрел суку салюки в Египте вместе с лошадью. Зафра и ее друзья - представители из Клуба борзых, они приехали в качестве советников по разведению и инструкторов по вязке.

Сидениями или лежанками вокруг низкого стола послужили тюфяки, на столе были фрукты, кофе и газированная вода. Бедуины-мусульмане не употребляют алкоголь. Один мужчина курил кальян. Все говорили о борзых. Когда Юма рассказывает о своих собаках, он называет их то "салюки", то "слюги", подразумевая, что это одно и то же. Он не делает различий между ними.

Некоторые мужчины попросили Зафру привезти им щенка грейхаунда, однако она, разумеется, отказалась, пытаясь объяснить, насколько чистопородная салюки лучше для условий пустынь, в которых веками формировались неприхотливость и выносливость этих собак. Беговой грейхаунд силен и быстр на короткой дистанции, он не приспособлен к тому, чтобы часами скакать на жаре. Некоторые уже проверили это на своем опыте, пытаясь применить скрещивание. Среди щенков, игравших вокруг шатра, некоторые явно принадлежали к помесям с грейхаундом.

Борзым разрешено входить внутрь жилища Юма. Старый кобель-производитель был привязан внутри шатра, остальные собаки размещались на короткой привязи под пестрыми навесами, защищавшими их от солнца. Старый кобель сломал заднюю конечность, но он вполне поправился и выглядел хорошо. Его, как и многих присутствовавших там других борзых, можно было вполне представить на любой выставке в Европе. Юма изолирует сук во время течки, поэтому у него не бывает внеплановых пометов или щенков от неизвестного производителя. Собравшиеся осмотрели всех собак и сравнили их между собой. Точки зрения на лучший и наиболее приемлемый тип борзых почти не расходились, как это и бывает среди заводчиков-собаководов в целом. Юма рассказал нам о той же поездке на охоту, о которой нам ранее поведал Султан. Но в версии Юма победила именно его собака!

Зафра, как обычно, привезла вакцины и противоблошиные ошейники для собак Юма, но она надеется, что в будущем бедуины сами начнут заботиться о своих собаках. Они понимают, что сильная, здоровая и сытая собака бегает лучше. Также она планирует показать бедуинам выставку собак. Поскольку они хорошо разбираются в охоте, то, возможно, им понравятся выставки, а если они поймут, насколько ценный племенной материал представляют собой их собаки, в которых заинтересованы любители восточных борзых во всем мире, то, может, они поставят новые цели в разведении.

http://borzoi.org.ua/media/2/20080302-6.jpg
Юма с одной из своих собак

Салюки не считается израильской породой, однако Израиль, видимо, является единственной страной, где существует специальный клуб, занимающийся этими борзыми. Салюки существовали на земле этого государства задолго до его образования. В старинных книгах салюки называли персидской борзой, но Персии уже давно не существует. С точки зрения израильтян это аборигенная порода, поэтому было бы разумно со стороны организованного собаководства регистрировать местных собак и признавать выданные на них документы. Эта оригинальная популяция аналогична таким местным финским собакам, как лаппхунд и оленегонная лайка.

Изменение традиционного образа жизни на Ближнем и Среднем Востоке всего лишь дело времени. Это значит также, что собаки, которых тысячами лет применяли для охоты, утратят свое значение. Сейчас еще не поздно предпринять что-то для сохранения этих собак, пока полицейские пули не уничтожили их во время браконьерской охоты, кроссы с западными породами борзых не вытеснили чистопородных салюки, а болезни, политические распри и войны не уничтожили уникальную популяцию.

Пустынные салюки в Финляндии

Финские собаководы отличаются предприимчивостью и беспристрастностью. Финны приняли немало краеугольных решений по поводу многих пород. Революционная идея скрещивания пинчера со шнауцером была осуществлена именно здесь. Тибетские мастифы, привезенные из Гималаев, были показаны на выставке и их успешно разводят. Собак северных пород из естественных популяций давно принято регистрировать. Поэтому неудивительно, что аборигенные пустынные салюки были привезены в Финляндию из Израиля. Сука Фарха аль Файфа живет в Хаухо у Микаэлы Лехтонен, а кобель Зафран Асли - у Сейи Котти-Ранталы в Кирёскоски.

Этой зимой благодаря Зафре Сирик было привезено несколько щенков. "Я мечтала об этом много лет, -рассказывает Микаэла Лехтонен. -Еще ребенком я читала о салюки арабов, и уже тогда я решила, что когда-нибудь обязательно заведу себе такую собаку." У Микаэлы две "обыкновенные" салюки, две таксы, а у ее сестры -терьеры Джека Рассела. Как поклонник салюки, Микаэла, конечно же, собирает всю литературу о породе. В американской книге (автор Гейл Гудмен) приведены истории о людях, которые жили на Ближнем и Среднем Востоке и привезли оттуда аборигенных салюки бедуинов. Гудмен сама бывала в Израиле.

"Так я узнала, что в принципе, оттуда можно привезти салюки. Я связалась с Гейл Гудман и через нее наладила полезные контакты. Цепочка привела меня к Зафре Сирик, и она мне помогла в приобретении собаки, - рассказывает Микаэла, - так у меня появилась Фарха".

Идея заключалась в том, чтобы получить новую кровь: салюки - очень старая порода и ее разводили в чистоте в течение долгого времени. Хотя эта порода считается здоровой, но все же собаководам приходится сталкиваться с одними и теми же проблемами. Микаэла много общается с любителями салюки через Интернет. Отношение поклонников породы и кинологических организаций к пустынным салюки неодинаково.

В США, например, существует определенный антагонизм по отношению к пустынным собакам неизвестного происхождения, их нельзя регистрировать. В Финляндии процедура регистрации прошла проще, потому что у прибывших собак была двухколенная родословная израильского клуба. "С регистрацией не возникло сложностей, собак сразу внесли в наш специальный регистр, - сказала Микаэла. - В Финляндии у собаководов нет предубеждений. Кеннел-клуб и клуб по породе находят общий язык".

http://borzoi.org.ua/media/2/20080302-8.jpg
Фарха и "нормальная" салюки

Микаэла очень довольна Фархой, красота этой собаки превзошла все ожидания. Было логично предположить, что борзые, выращенные в суровых условиях, должны быть здоровыми и выносливыми и, если они способны долго бежать по пустыне, их сложение должно быть крепким. В то же время Микаэла понимала, что поначалу могут возникнуть сложности в связи с переменой природной зоны: из знойной пустыни собаки попали в финскую зиму. Она думала, что перелет и совершенно другой стиль жизни будет шоком для щенков, они могут стать пугливыми или же потребуется много времени для их адаптации. Но иммигранты высоко держали головы, были спокойны, хорошо адаптировались, проявили дружелюбие. Как только их вытащили из ящиков в аэропорту, они тут же съели предложенный корм, не проявив никакого беспокойства. Новое меню не вызвало никаких сложностей.

Другие заводчики салюки испытывают смешанные чувства по поводу проекта Микаэлы и Сейи. Одни встретили это восторженно, а другие, понимая, что пустынные салюки обладают сильным охотничьим инстинктом, беспокоились, как они отнесутся к другим собакам. Но страх был напрасным. Салюки очень любят играть с таксами и терьерами в большом огороженном дворе Микаэлы. Микаэла считает, что охотничий инстинкт для салюки типичен и составляет часть характера породы.

"Некоторые люди у нас считают, что охотничий инстинкт делает породу "трудной", но большинство особенностей салюки, которые делают эту породу интересной и привлекательной, связаны именно с этим инстинктом. Заводчикам не следует избавляться от него", -подчеркнула Микаэла.

Фарха проявляет большой интерес к кротам, которых откапывают ее друзья таксы. Обычно салюки, после того как поймают добычу, отбегают вместе с ней, а Фарха приносит ее прямо Микаэле. Фархе не приходилось встречать более крупную дичь, но Микаэла слышала, что с салюки за неимением газелей охотились даже на лосей.

http://borzoi.org.ua/media/2/20080302-9.jpg
Микаэла с Фархой и "нормальной" салюки

Некоторые считают, что привозить собак неизвестных линий - очень большой риск. Но Микаэла считает, что поступила правильно, и пока все идет хорошо. Нельзя чего-то достичь не рискнув. Собаки привезены от разных заводчиков и получены от разных родителей. В дальнейшем планируется приобрести собак из других районов с иным происхождением. Микаэла собирается использовать Фарху в разведении и надеется, что потомки этой собаки станут ценным вкладом в расширение генофонда породы. Она мечтает также когда-нибудь поехать на Средний Восток и самой встретиться с заводчиками.

©  http://borzoi.org.ua/index.php?itemid=406

 

#11 18 February 2015 10:11:42

Crazy Zoologist
Гость

Re: Салюки, или персидская борзая

http://savepic.su/5109669.jpg

 

#12 19 February 2015 15:33:31

jh76
Без пяти минут зоолог
Откуда: Новочеркасск
Зарегистрирован: 23 August 2012
Сообщений: 2624

Re: Салюки, или персидская борзая

Кот :

СУПЕР.
http://youtu.be/3U0H4_YK9K8

красота какая...собака в начале клипа на мою хортую сильно похожа


Если собака-это всё,что у тебя есть,ты всё равно богатый человек..

Неактивен

 

#13 19 February 2015 15:58:11

Crazy Zoologist
Гость

Re: Салюки, или персидская борзая

jh76 :

Кот :

СУПЕР.
http://youtu.be/3U0H4_YK9K8

красота какая...собака в начале клипа на мою хортую сильно похожа

Я в итоге уиппета купил. Не жалею.

 

#14 19 February 2015 16:00:56

jh76
Без пяти минут зоолог
Откуда: Новочеркасск
Зарегистрирован: 23 August 2012
Сообщений: 2624

Re: Салюки, или персидская борзая

Кот :

jh76 :

Кот :

СУПЕР.
http://youtu.be/3U0H4_YK9K8

красота какая...собака в начале клипа на мою хортую сильно похожа

Я в итоге уиппета купил. Не жалею.

-)поздравляю!


Если собака-это всё,что у тебя есть,ты всё равно богатый человек..

Неактивен

 

#15 19 February 2015 20:06:59

владимир56
Любознательный
Зарегистрирован: 25 December 2013
Сообщений: 136

Re: Салюки, или персидская борзая

Борзые это супер, одного из щенков от своих собак договариваюсь обменять на русскую псовую

Неактивен

 

#16 19 February 2015 20:15:50

jh76
Без пяти минут зоолог
Откуда: Новочеркасск
Зарегистрирован: 23 August 2012
Сообщений: 2624

Re: Салюки, или персидская борзая

владимир56 :

Борзые это супер, одного из щенков от своих собак договариваюсь обменять на русскую псовую

прикольная порода,и запаха не имеет...то бишь псиной не воняет


Если собака-это всё,что у тебя есть,ты всё равно богатый человек..

Неактивен

 

#17 19 February 2015 20:38:49

Crazy Zoologist
Гость

Re: Салюки, или персидская борзая

А борзые вообще имеют запах псины? Уиппет тоже не имеет. Арабские борзые тоже.

 

#18 19 February 2015 20:49:18

jh76
Без пяти минут зоолог
Откуда: Новочеркасск
Зарегистрирован: 23 August 2012
Сообщений: 2624

Re: Салюки, или персидская борзая

Кот :

А борзые вообще имеют запах псины? Уиппет тоже не имеет. Арабские борзые тоже.

ну вот у хортой моей,немного совсем есть,а у знакомой РПБ,вообще без запаха


Если собака-это всё,что у тебя есть,ты всё равно богатый человек..

Неактивен

 

#19 22 March 2015 18:34:06

Crazy Zoologist
Гость

Re: Салюки, или персидская борзая

 

#20 23 March 2015 14:43:57

Crazy Zoologist
Гость

Re: Салюки, или персидская борзая

Тайган:
http://s003.radikal.ru/i203/1104/ff/a490cddc4217.jpg

 

#21 23 March 2015 14:48:19

Victor
Забанен
Зарегистрирован: 27 September 2009
Сообщений: 19354

Re: Салюки, или персидская борзая

головой на таксу похож )

Неактивен

 

#22 23 March 2015 14:57:51

jh76
Без пяти минут зоолог
Откуда: Новочеркасск
Зарегистрирован: 23 August 2012
Сообщений: 2624

Re: Салюки, или персидская борзая

Victor :

головой на таксу похож )

ага,тоже подметил сходство..)))


Если собака-это всё,что у тебя есть,ты всё равно богатый человек..

Неактивен

 

#23 23 March 2015 15:02:32

Crazy Zoologist
Гость

Re: Салюки, или персидская борзая

Кстати, да. Наверное все же гнчие наиболее близкая группа к борзым. Недаром наиболее примитивные борзые сочетают в себе качества гончих. Ближе, чем борзые, к гончим только легавые. Затем шпицы и овчарки.
Это так, мысли вслух.

 

#24 23 March 2015 21:46:54

Crazy Zoologist
Гость

Re: Салюки, или персидская борзая

Редкая передача Дроздова о бакхмулях:
https://youtu.be/glFEbU5QCN4

 

#25 04 April 2015 13:55:31

Crazy Zoologist
Гость

Re: Салюки, или персидская борзая

http://www.bakhmull.com/to_readers_photoes/18.jpg

 

Board footer

©2006 – 2017, Зоологический форум

При поддержке программы Ministry