Объявление

"Духовный уровень человека определяется тем, как человек понимает кошку" — Бернард Шоу.
"Давайте только проявлять больше внимания, терпимости и уважения к чужому мнению — вот и всё." — Gennadius.
О размещении изображений на форуме, О рекламе на форуме

#901 07 December 2017 03:44:54

Miracinonyx
Любитель животных
Зарегистрирован: 05 December 2006
Сообщений: 17570

Re: Культуры палеолита и неолита

"микролитические наконечники черешкового типа" сорри. Чертов телефон )

По культурам спасибо. Рисовали всерьез только в Европе. Ну, может быть, можно ещё вспомнить австралоидов с их рентгеновским стилем и многоцветием. Остальное - шлак. Индейцы тем более - у монголоидов вообще искусства не было нормального до бронзового века, им до Европейцев палеолита и даже до негров с их статуэтками и силуэтной росписью, как до Луны. В Азии, ЕМНИП, есть немного кривых и косых петроглифов из неолита, вот и  все. А в Америках - какие-то контурные процарапки на стенах пещер в Бразилии. Ничего похожего на галереи Ляско и Альтамира.

Неандертальцев Ближнего востока убили сапиенсы культур эмиран и амхар. Атерийская, МОЖЕТ БЫТЬ, были предковой для эмиран , но далеко не факт. Больше похоже на то, что атерийцы были мирными и пугливым охотниками, которые всегда уходили от врагов в пустыню. Вроде бушменов.

А ближневосточные амхара - это "арабы каменного века". Людоеды, насильники и убийцы. Насколько я помню, носители культуры амхара прошли через Балканы на запад вдоль Средиземного моря и это именно они вырезали последних микродонтных неандертальцев италии к примеру, и почти истребили неандеров и в балканских пещерах тоже. После появления наконечников метательных копий типа эмиран-амхара все следы неандертальцев на этой территории исчезают мгновенно. Т.е. такой тотальный геноцид европейского вида мигрантами  с ближнего востока. Мне аж смешно читать было, настолько похоже  на современность.

Неактивен

 

#902 07 December 2017 09:13:29

Амфицион
Крёстный отец
Зарегистрирован: 25 November 2006
Сообщений: 81614

Re: Культуры палеолита и неолита

Остальное - шлак. Индейцы тем более - у монголоидов вообще искусства не было нормального до бронзового века, им до Европейцев палеолита и даже до негров с их статуэтками и силуэтной росписью, как до Луны. В Азии, ЕМНИП, есть немного кривых и косых петроглифов из неолита, вот и  все. А в Америках - какие-то контурные процарапки на стенах пещер в Бразилии. Ничего похожего на галереи Ляско и Альтамира.

Вот почему - если они такие умные? Говорят, что у неандертальцев жизнь была тяжелее и времени на рисование не было. Но, как его не оставалось у кловис? Они для своего времени очень успешными были. И если дело в качестве жизни, то тогда надо узнать точно, когда сапиенсом были сделаны наиболее ранние рисунки. Если еще во времена неандертальцев, то тогда тяжелая жизнь здесь не при чем, так как 40-45 тыс. лет назад жизнь и у сапов была тяжелой, тяжелее, чем во времена мадленской культуры, имхо. И в таком случае больше всего рисунков и других произведений искусства должно быть там, где условия менее суровы. Однако, в Закавказье их не обнаружили, а в Германии обнаружили (хотя, там что-то непонятное). В любом случае как ты сказал, в Европе есть, а в Азии нет. Сам понимаешь, в Азии не только монголоиды жили и живут, хотя преимущественно они.

Неандертальцев Ближнего востока убили сапиенсы культур эмиран и амхар. Атерийская, МОЖЕТ БЫТЬ, были предковой для эмиран , но далеко не факт. Больше похоже на то, что атерийцы были мирными и пугливым охотниками, которые всегда уходили от врагов в пустыню. Вроде бушменов.

А ближневосточные амхара - это "арабы каменного века". Людоеды, насильники и убийцы. Насколько я помню, носители культуры амхара прошли через Балканы на запад вдоль Средиземного моря и это именно они вырезали последних микродонтных неандертальцев италии к примеру, и почти истребили неандеров и в балканских пещерах тоже. После появления наконечников метательных копий типа эмиран-амхара все следы неандертальцев на этой территории исчезают мгновенно. Т.е. такой тотальный геноцид европейского вида мигрантами  с ближнего востока. Мне аж смешно читать было, настолько похоже  на современность.

Понятно, это меня и интересовало, сенкс. А где можно наиболее полно почитать о культурах палеолита? Чтоб в одном месте все было, у меня в данный момент целых три книги о древних людях, но так чтобы о палеолитических культурах рассказывалось бы отдельно, нет. Лишь по ходу. Пока что подобное (чтобы систематизировано рассказывалось бы об этих культурах) я встретил только в википедии - https://ru.wikipedia.org/wiki/Атерийская_культура И наткнулся там на шательперонскую культуру, по времени как раз совпадает с неандертальцами, и географически тоже - Западная Европа. А атерийцев за пределами Африки, получается, что не было.

Отредактировано Амфицион (07 December 2017 09:22:30)


My religion is a Science,
My motherland is an Earth,
My ethnicisty is Caucasoid.

Неактивен

 

#903 07 December 2017 11:23:24

Miracinonyx
Любитель животных
Зарегистрирован: 05 December 2006
Сообщений: 17570

Re: Культуры палеолита и неолита

Посмотри монографию Вишняцкого "Культурная динамика позднего плейстоцена и причины перехода к верхнему палеолиту" . На мой взгляд, это лучшее и самое подробное исследование культур пограничной фазы между средним и верхним палеолитом, и.е. перехода от фазы биолого-культурной  эволюции Homo и сосуществования нескольких видов людей к фазе чисто культурной эволюции, сопровождавшейся истреблением всех видов рода одним-единственным , сделавшим самый быстрый рывок в верхний палеолит - сапиенсом.
Вишняцкий - археолог и талантливый писатель, у него классные аналитические работы, написанные качественным человеческим языком, а не просто описания видов орудий, изложенные ужасающим научным канцеляритом, который блокирует понимание.

Неактивен

 

#904 09 December 2017 23:17:18

гигантопитек
Любитель животных
Зарегистрирован: 26 November 2017
Сообщений: 683

Re: Культуры палеолита и неолита

Первые произведения искусства вроде эректусы делали. , а у австралопитека не было орудий, только у гари и кениантропа у афарца спорно, думаю у них были случайные орудия как у капуцина


Мир не справедлив: ты миллионы лет стараешься, боришься, эволюционируешь, а в итоге появляется какой-нибудь выскочка, падает обычный кусок железа и ты вымираешь!

Неактивен

 

#905 09 December 2017 23:23:49

Амфицион
Крёстный отец
Зарегистрирован: 25 November 2006
Сообщений: 81614

Re: Культуры палеолита и неолита

Случайные орудия еще и у шимпанзе есть, а автралопитек умнее. А что за рисунки эректусов? И если они рисовали, то почему неандеры не рисовали...


My religion is a Science,
My motherland is an Earth,
My ethnicisty is Caucasoid.

Неактивен

 

#906 09 December 2017 23:26:36

Амфицион
Крёстный отец
Зарегистрирован: 25 November 2006
Сообщений: 81614

Re: Культуры палеолита и неолита

И как вы думаете какую цивилизацию можно назвать первой? Чатал-Хююк, например, цивилизация или нет?


My religion is a Science,
My motherland is an Earth,
My ethnicisty is Caucasoid.

Неактивен

 

#907 09 December 2017 23:31:14

гигантопитек
Любитель животных
Зарегистрирован: 26 November 2017
Сообщений: 683

Re: Культуры палеолита и неолита

Не у эректусов царапины а не рисунки.  Но кениантроп и а. Гари точно использовали орудия


Мир не справедлив: ты миллионы лет стараешься, боришься, эволюционируешь, а в итоге появляется какой-нибудь выскочка, падает обычный кусок железа и ты вымираешь!

Неактивен

 

#908 09 December 2017 23:33:12

гигантопитек
Любитель животных
Зарегистрирован: 26 November 2017
Сообщений: 683

Re: Культуры палеолита и неолита

Чатал хююк протоцивилизция. А вот шумер и инд первые


Мир не справедлив: ты миллионы лет стараешься, боришься, эволюционируешь, а в итоге появляется какой-нибудь выскочка, падает обычный кусок железа и ты вымираешь!

Неактивен

 

#909 09 December 2017 23:34:14

Амфицион
Крёстный отец
Зарегистрирован: 25 November 2006
Сообщений: 81614

Re: Культуры палеолита и неолита

Насчет эректусов интересно. Царапины вряд ли рисунки, может символы или подсчет какой-нибудь? Не думаю, что эректус был настолько глуп, чтобы не мочь даже примитивно рисовать. Инересно, что Чатал-Хююк получается Армения.

Отредактировано Амфицион (09 December 2017 23:34:54)


My religion is a Science,
My motherland is an Earth,
My ethnicisty is Caucasoid.

Неактивен

 

#910 09 December 2017 23:36:29

гигантопитек
Любитель животных
Зарегистрирован: 26 November 2017
Сообщений: 683

Re: Культуры палеолита и неолита

Амфицион написал:

Насчет эректусов интересно. Царапины вряд ли рисунки, может символы или подсчет какой-нибудь? Не думаю, что эректус был настолько глуп, чтобы не мочь даже примитивно рисовать. Инересно, что Чатал-Хююк получается Армения.

Ну там у эректусов какие-то крестики нолики. Первая игра smile


Мир не справедлив: ты миллионы лет стараешься, боришься, эволюционируешь, а в итоге появляется какой-нибудь выскочка, падает обычный кусок железа и ты вымираешь!

Неактивен

 

#911 09 December 2017 23:43:46

shuric
Модератор
Зарегистрирован: 04 April 2008
Сообщений: 4373

Re: Культуры палеолита и неолита

Амфицион написал:

Так что насчет Чатал-Хююка? .

Недавно открытая палеолитическая цивилизация Гебекли-тепе   в два раза старше Чатал-Хююка


http://earth-chronicles.ru/Publications_8/49/Gobekliphoto.jpg
http://dostoyanieplaneti.ru/media/k2/galleries/75/8663.jpg

http://dostoyanieplaneti.ru/media/k2/galleries/75/-3.jpg

Неактивен

 

#912 09 December 2017 23:48:42

Амфицион
Крёстный отец
Зарегистрирован: 25 November 2006
Сообщений: 81614

Re: Культуры палеолита и неолита

А почему неандеры не рисовали? У вас есть данные поповоду того, когда сапы впервые начинают рисовать (наиболее ранние рисунки)? Что-то мне подсказывает, что сапы-современники неандера не рисовали как и он. Почему непонятно. Жизнь была тяжелой, времени на рисунки не оставалось? А в Африке? Да и пару раз в месяц почему бы не порисовать, во время вечернего отдыха у костра... Делать-то особо нечего, это же не львы какие-нибудь, которые если не охотятся и не едят, то спят. Честно говоря я не верю, что во времена засухи климат прямо так и испортился на всем континенте и что во всей Африке условия для жизни были хуже, чем сегодня в Японии, а там прекрасно живут макаки.


My religion is a Science,
My motherland is an Earth,
My ethnicisty is Caucasoid.

Неактивен

 

#913 10 December 2017 01:49:39

Miracinonyx
Любитель животных
Зарегистрирован: 05 December 2006
Сообщений: 17570

Re: Культуры палеолита и неолита

Неандертальцы рисовали, но не в пещерах. Именно у неандертальцев обнаружены первые на земле следы регулярного и массвого использования красителей — желтой и красной охры и черного соединения марганца.
Как обычно, я прошу прощения за проклятую память - кажется это около 80 тыс. лет назад, на нескоьлко тысячелетий раньше, чем у сапиенсов, и в ГОРАЗДО больших масштабах.
Есть "политкорректные" оговорки, что, мол, тупорыле неодухотворенные неандертальцы не могли сравниться с сапиенсами и поэтому охру они использовали для дубления шкур, а не для творчества.
С моей точки зрения - это откровенно лживый подход. Для дубления кож используется куча всего, начиная с обычной золы. И для хозяйственных нужд НЕТ НЕОБХОДИМОСТИ использовать трехцветные композиции и нет нужды минеральные краски аж из ям выкапывать. А все это неандертальцы делали.
Но вот рисунков нет — как нет их у палеосапиенсов нового света, как нет их и в африке палеолита (африканские рисунки не старше мезолитического времени, емнип)

Скорее всего, неандертальцы раскрашивали себя.

Ириан-джая. Существа, которые только на 90% люди

https://thumbs.dreamstime.com/z/dani-warrior-portrait-dugum-village-irian-jaya-new-guinea-indonesia-june-dugum-june-baliem-valley-papua-irian-jaya-36805979.jpg
https://2ks03m1m7us12cw82h44ibkw-wpengine.netdna-ssl.com/wp-content/uploads/2015/11/Lisa_Kristine_com-Warriors-PNG.jpg

Я нахожу возможным вообразить, что мы видим БУКВАЛЬНО неандертальский портрет.
Те же цвета, те же краски, те же птичьи перья, те же бороды, те же древние, получеловеческие лица.

P.S. И да, папуасы не рисуют на стенах пещер и не выбивают петроглифы на скалах. Но посмотрите, какая бешеная экспрессия, какая невероятная гармония кричащих цветов. Эстетика барабанов смерти, вот на что это похоже.

Неактивен

 

#914 10 December 2017 01:53:32

Амфицион
Крёстный отец
Зарегистрирован: 25 November 2006
Сообщений: 81614

Re: Культуры палеолита и неолита

Спасибо за инфу! Да, скорее всего они разукрашивали себя. Но почему не риовали в пещерах непонятно.


My religion is a Science,
My motherland is an Earth,
My ethnicisty is Caucasoid.

Неактивен

 

#915 10 December 2017 08:05:44

shuric
Модератор
Зарегистрирован: 04 April 2008
Сообщений: 4373

Re: Культуры палеолита и неолита

Miracinonyx написал:

Но вот рисунков (у неандертальцев) нет .

Есть некоторые спорные рисунки, которые предположительно являются неандертальскими

https://www.popmech.ru/science/46945-ob … ertaltsev/

Неактивен

 

#916 10 December 2017 22:24:31

Амфицион
Крёстный отец
Зарегистрирован: 25 November 2006
Сообщений: 81614

Re: Культуры палеолита и неолита

В последние годы стала вырисовываться довольно четкая картина того, какие люди населяли издавна Ар­мянское нагорье. Эта картина, пожалуй, дает научное обоснование древнейшим легендам вроде истории о Ноевом ковчеге. Притом это сравнительно новейшие изыскания. Пока западные археологи, используя наход­ки, сделанные во Франции, реконструировали эволю­цию человека на протяжении различных фаз и культур палеолита, мезолита и неолита, ряд знатоков ближне­восточной археологии выражал сомнения в том, что в древнем каменном веке на территории Армении вооб­ще существовала человеческая жизнь. Еще в 1909 году Жак де Морган утверждал, что Армения, как и сосед­ствующее с ней Иранское плато, была абсолютно пус­тынной на протяжении большей части плейстоценово­го периода, который начался около миллиона лет назад и включает в себя великие обледенения, известные как Гюнц, Миндель, Рисс и Вюрм. Не принимая в рассмот­рение случавшиеся в Армении промежутки между оле­денениями, де Морган считал, что этот высокогорный регион, покрытый толстым слоем льда в течение сотен тысяч лет, абсолютно непригоден для поселения и пре­бывания там человека. Согласно гипотезе де Моргана, человек впервые появился в Армении в мезолитическую или ранненеолитическую эпоху, когда окончательное таяние великих ледников затопило Месопотамию и вы­теснило уцелевших людей из низовьев Тигра и Евфрата в Анатолийские горы.

Однако это хитроумное объяснение прибытия Ноя к горе Арарат не выдерживает проверки данными совре­менной археологии. Мы знаем, что в эпоху плейстоце­на длительные просветы между обледенениями случа­лись и на Кавказе, и в Западной Европе, создавая пре­красные условия для человеческой жизни. Открытия, сделанные в последние тридцать лет, доказывают, что Армения и вообще все Закавказье входят в число реги­онов, где обнаруживаются самые древние следы пребы­вания и трудовой деятельности наших предков. Здесь следует отметить, что пустынный район Гарежа, распо­ложенный в Грузии восточнее Тбилиси, по соседству с северной границей Армении, является местом находки окаменевших останков ярко выраженной разновиднос­ти человекообразных обеізьян, так называемого удабно- питека (от грузинского слова «удабно», означающего глушь, дикую природу). Это существо занимает проме­жуточное положение между шимпанзе и гориллой. От­крытие было сделано в 1939 году сойетскими геологами Н.О. Бурчак-Абрамовичем и Е.Г. Габашвили. Останки эти весьма фрагментарны, всего два зуба, один из них коренной, но они представляют собой единственно най­денное свидетельство обитания древнейших человекооб­разных обезьян на территории бывшего СССР. Некото­рые советские ученые полагали, что Закавказье являет­ся одним из тех регионов мира, где на ранней стадии плейстоцена происходила эволюция человекообезьяны в Homo faber (доисторического человека, существа обезь­яноподобного, но уже обладающего способностью к тех­ническим изобретениям).

В отсутствие более существенных находок окаменев­ших останков обезьяны и человекообезьяны в Кавказском регионе мы вынуждены базировать свои заключения на древних каменных орудиях и артефактах. Кеннет Оукли в своей классической монографии «Человек-рукотворец» замечает, что «человек есть животное социальное, отли­чающееся наличием «культуры», то есть способностью изготавливать орудия и передавать свои идеи». Действи­тельно, обезьяны могут иногда сделать какое-то приспо­собление для мгновенного решения какой-то обозримой проблемы. Ученые видели, как шимпанзе соединял две бамбуковые трубки, чтобы дотянуться до грозди бананов, болтающейся за пределами клетки, или же вставлял в бам­буковую трубку заостренный заранее зубами кусочек де­рева. Однако их ум не способен проникнуться идеей при­дания камню или палке определенной заданной формы, чтобы использовать их в отдаленном неясном будущем. Такие обезьяны нам неизвестны. Систематическое изго­товление орудий предполагает заметную способность к концептуальному мышлению, так что только на основа­нии подобных находок в Армении и других местах Кав­каза мы могли бы постулировать присутствие там челове­ка с очень древних времен, не менее полумиллиона лет тому назад.

Проблема установления времени создания человеком самых первых орудий осложнена существованием так на­зываемых эолитов, то есть естественно разломанных кам­ней, напоминающих по виду ранние каменные орудия, сработанные людьми. По правде говоря, естественные обломки камней, возможно, и служили нашим далеким предкам первыми орудиями. Даже сегодня некоторые племена, стоящие на низшей ступени развития, исполь­зуют в качестве повседневных инструментов острые ос­колки камней, раковины или зубы акул. Австралийские аборигены умеют даже срубить дерево обломками камня с острым краем. Покойный аббат Анри Брейль как-то собрал близ Клермона (департамент Уазы) в слоях, дати­руемых 50 миллионами лет тому назад, целую кучу крем­ней, на первый взгляд напоминавших ранние орудия, из­готовленные первобытным человеком. Однако дальней­шие исследования показали, что камни приобрели такую форму, будучи раздавленными валунами катившегося ледника. Кремень часто принимает такой вид под воздей­ствием естественных факторов (давление тяжелых камней или льда, резкие изменения погодной температуры или нагрева). Такие причуды природы еще не являются дока­зательством появления древнего человека в тех или иных регионах земли.

В Армении случайно образованные эолиты встреча­ются нередко. Однако там, а также в Абхазии и на по­бережье Черного моря хватает и достоверных свиде­тельств существования в этом регионе производства орудий каменного века. Но так же достоверно, что мы не обнаруживаем здесь ничего приближающегося по древности к каменным орудиям, находимым в некото­рых районах Африки. А именно тем, что обнаруживают в отложениях конца виллафранкского периода. Армения также не может соперничать с потрясающими находка­ми в разломе Олдувай. Вместе с тем в последние 25 лет продемонстрировано присутствие в Армении и Западной Грузии обширных свидетельств аббевильской (шелль- ской) культуры, датируемой по меньшей мере четырь- мя-пятью тысячами лет. Раскопки, проведенные на тер­ритории бывшей Турецкой Армении рядом турецких и западных ученых, а также советскими археологами, по­истине революционизировали наши представления о времени самых ранних поселений.человека в Кавказ­ском регионе.

В пору появления первобытного человека на террито­рии Армении — по-видимому, от 500 тысяч до миллиона лет тому назад — климат был относительно мягким и влажным. Типичными представителями животного мира были гиппопотамы, слоны, носороги, протолошади, вер­блюды, быки, саблезубые тигры и олени. Фауна плейсто­цена в Армении хорошо изучена благодаря фундаменталь­ным трудам JI.A. Авакяна, который приводит перечень редких животных, найденных в районе Гюмри, в том чис­ле таких, как разновидности носорогов. Особый интерес представляют многочисленные находки костей животных, сделанные А.К. Векуа в озерных отложениях нижнего плейстоцена у подножия дацитовых холмов в Амиранис- мта близ грузинского города Ахал кал аки, к северу от ар­мянской границы. Создается впечатление, что в этом ме­сте большое число животных было застигнуто внезапным извержением вулкана. Потоки раскаленной лавы затопи­ли пастбища и леса, что и привело к гибели всего живо­го. В Амиранис-мта Векуа идентифицировал несколько новых видов фауны — гиппопотама и неизвестных видов протолошади. Открытия А.К. Векуа, опубликованные в 1962 году, безусловно, укрепили предположение о том, что Армянское нагорье было одной из прародин лошадей.

В те времена Армению густо покрывали деревья, в том числе дубы, клены, вязы, ивы, барбарис. Многие субтропические вечнозеленые растения, которые теперь произрастают на побережье Черного моря, во влажных районах Лазистана и Мингрелии, тогда царствовали на всем Армянском нагорье.

Самые ранние каменные орудия, найденные на терри­тории Армении, относятся к древним примитивным фа­зам развития человечества: к аббевильской, или шелль- ской, культуре. Заслуга их открытия принадлежит двум советским археологам — С.А. Сардаряну и М.З. Панички- ной. Они обнаружили их, проводя раскопки в местности, известной под названием Сатани-Дар, или Сатанский холм, близ горы Богутлу (Артин), на юго-западных скло­нах горы Алагёз (Арагац). Этот район богат обсидианом, вулканическим стеклом кислотного состава, представля­ющим собой комбинацию двуокиси кремния, окислов алюминия, кальция, железа, калия и натрия. Эти породы обладают высокой твердостью и одновременно хорошо поддаются обработке, что идеально подходит для изготов­ления острых топоров и подобных орудий. В этом отно­шении предметы аббевильской ремесленной культуры Армении отличаются от найденных на побережье Черно­го моря в Абхазии экспедицией Грузинской академии наук во главе с Н. Бердзенишвили в 1958 году. Абхазские орудия сделаны из местного кремня, также весьма при­годного для подобной цели, но все же уступающего по качеству вулканическим обсидианам Армении.

Многие из аббевильских ручных топоров, найденных Сардаряном с сотрудниками, можно увидеть в Исто­рическом музее Армении в Ереване. Вес их доходит до 1,5 кг, а длина обычно составляет примерно 15 см. Их делали, выбирая овальный камень желаемого размера, который затем обкалывали по краям, сначала в одном направлении, затем в другом, чтобы получался двусто­ронний брусок, грушевидной или округлой формы, с извилистым или зигзагообразным краем, образованным пересечением глубоких насечек при обкалывании. Во Франции типично аббевильские ручные топоры сдела­ны из кремневых конкреций, которые обнаруживают в гальках 40-метровой террасы реки Соммы, относящих­ся по времени к теплому промежутку между двумя фа­зами второго, так называемого миндельского, оледене­ния. Шелльские ручные топоры из Армении походят, согласно сравнению Сардаряна, на образцы, найденные Г. и А. де Мортилетт в эстуарии Гаронны близ Тулузы. В настоящее время они выставлены в музее города Сен- Жермен-ан-Лэ.

Эти аббевильские, или шелльские, ручные топоры несут на себе глубокие шрамы сколов, сделанных, оче­видно, более твердым камнем, использованным в каче­стве молотка или на краю тяжелого камня наковальни. Они являются орудиями многоцелевыми и, судя по все­му, не были снабжены рукоятками, то есть не были то­порами в современном понимании этого слова. Их ис­пользовали главным образом для резания и скобления, а также для рытья земли. Параллельно с этими обычны­ми «coups-de-poing» (таков термин, применяемый для их обозначения) мы обнаруживаем грубо обработанные орудия разных форм и размеров, явно созданные для конкретных хозяйственных нужд.

Первые люди в Армении
Первые люди в Армении


Турецкие археологи также исследовали гористую ме­стность к северу от города Каре — крепости, располо­женной неподалеку от бывшей советско-турецкой гра­ницы. Орудия аббевильского, а позднее ашельского типа были найдены по соседству с Кизир-Дагом. Так как это место расположено всего лишь в 50 милях от раскопок на Алагёзе (Арагаце), то совершенно очевид­но, что мы имеем здесь дело с комплексом ранних ре­месленных цехов, оседлавших склоны Арпачая. Весьма полезная карта этих раскопок составлена советским ар­хеологом В.П. Любиным в 1957 году.

Тот факт, что в Армении была установлена местная аббевильская (шелльская) культура, представляет значи­тельный интерес. Это связывает Армению с обширным комплексом подобных же первобытных центров дея­тельности человека, протянувшимся через Южную Ан­глию, Францию и Испанию на другой берег Средизем­ного моря — в район Сахары и Египта, в Южную и Во­сточную Африку, Палестину, Сирию и далее, пересекая Южную Индию и дойдя до северо-востока Китая. Уже беглый взгляд на карту мира показывает, что Армения находится в фокусной точке этой системы ранних куль­тур изготовления орудий. В.П. Любин указывал, что в эпоху раннего плейстоцена Мурат-Су, главный исток Евфрата, благодаря своему хорошему климату, наличию естественных скальных убежищ и избытку воды должен был предоставлять необычайно благоприятные условия для обитания первобытного палеолитического человека. Кажется весьма вероятным, что эта река, которая вби­рает в себя воды, струящиеся с горных вершин, распо­ложенных к западу от горы Арарат, река, которая про­текает севернее озера Ван и стремится на запад в самую глубь Центральной Анатолии, уже со времен палеолита служила важным проводником культурных миграций между Кавказом и областью «Благодатного полумесяца».

Следующая стадия технологий каменного века изве­стна как ашельская культура. Она названа так по Сент- Ашелю близ Амьена, где в 1834 году Риголло в гравий­ных карьерах на берегах Соммы обнаружил кремневые орудия определенного, четко выраженного типа. Ашель­ская культура представляет собой эволюцию от аббевилльской (шелльской) культуры к более изощренной и элегантной технике изготовления этих каменных инст­рументов. Эти «coups-de-poing» лучше исполнены: по­является новая овальная форма, известная как овоид, иногда дополненная S-образным изгибом по бокам ору­дия. Некоторые ашелльские кремневые орудия получи­ли название «лиманды», или «ершоватки», потому что напоминают контуром очертания плоской рыбины. Дру­гие имеют заостренную или миндалевидную форму.

Ашельская культура отлично представлена в Арме­нии: изыскания Сардаряна на горе Артин дали более 400 артефактов различной формы и размера. В более широком смысле ашельский период простирается с кон­ца аббевильского (примерно 400 тысяч лет до нашей эры) вплоть до среднего палеолита, или мустьерского периода (начинается примерно за 100 000 лет до нашей эры). Развитие культуры шло очень медленно, и техни­ка ремесла оставалась практически единообразной на территории почти одной пятой мира. Многие ашельские ручные топоры из раскопок в таких отдаленных друг от друга местностях, как мыс Доброй Надежды, Кения, Мадрас и Лондон, практически неотличимы от найден­ных в Армении, за исключением того, что выполнены из разных типов горных пород.

Ашельская культура захватывает период рисского оледенения. Предыдущее оледенение, миндельское, со­впадает с концом аббевильской культуры. Оно оказало самое суровое воздействие на жизнь всей Европы. Од­нако миндельское оледенение не повлияло заметным образом на климат Армении, расположенной южнее основного пояса льда и мороза. Посему в Армении не находят никаких следов арктической флоры и фауны, характерной для миндельского оледенения в Северной Европе.

Это означает, что жизнь человека на территории Ар­мении могла продолжаться в ту пору без существенных осложнений. Если на северо-западе Европы не найде­ны ручные орудия, изготовленные в период максимума второго (миндельского) оледенения, в Армении их про­изводство почти не прерывается, так что переход от аб­бевильской к ашельской культуре здесь менее резок.

Сардарян смог классифицировать ашельские ору­дия из Сатани-Дар последовательно по стадиям разви­тия: раннеашельские, среднеашельские и позднеашельские.

В дополнение к стандартным типам ашельских пред­метов в Армении мы встречаем рабочие орудия так называемого клактонского типа (по городку Клактонон-Си, Англия), и левалуазского типа (по предместью Парижа Левалуа). Левалуазские орудия отличаются тем, что их изготавливают из обломков камня, которым предварительно придают форму черепахи. Идея состо­ит в том, чтобы обработать кусок кремня или обсидиа­на таким образом, чтобы при обкалывании отлетали пластинки, уже готовые к использованию. Сардарян собрал также прекрасную коллекцию обсидиановых и дацитовых ножей, скребков, колунов и сверл, вполне сравнимых с найденными в раскопах Западной Европы. Некоторые из этих орудий служили также наконечни­ками копий, стрел или пик. Хотя их часто находят на­ряду с более крупными ашельскими ручными топора­ми, предметы клактонского и левалуазского типа пред­ставляют собой несомненный шаг вперед в изготовлении и применении более специализированных каменных орудий и оружия, характерных для поздних стадий ашелльской культуры.

Кроме Сатани-Дарского раскопа, следы ашельских поселений обнаружены также в других точках Армении, а именно вблизи курорта Арзни, в 18 километрах к се­веру от Еревана. Здесь река Раздан вытекает из озера Севан в сторону Аракской равнины, образуя удобные террасы и плато с многочисленными источниками пре­сной и минеральной воды. В районе Арзни ашельские ручные топоры из черного, красного и серого обсидиа­на находили еще в 1933 году (геолог А.П. Демехин), а дальнейшие раскопки производили археологи С.Н. За­мятин и М.З. Паничкина. В совокупности с многочис­ленными ашельскими находками в раскопах между Гаг­рами и Сухуми на побережье Черного моря и теми, что обнаружены в Южной Осетии, непосредственно к югу от главного Кавказского хребта, эти следы ашельской культуры в Армении свидетельствуют о существовании значительного, хоть и рассеянного, населения по всему Закавказью в период между 400 тысячами и 100 тыся­чами лет до нашей эры.

В середине периода ашельской культуры Армения подверглась сильнейшему рисскому оледенению. Тепло­любивые вечнозеленые деревья и субтропическая расти­тельность исчезают, одновременно с саблезубыми тиг­рами и другими млекопитающими, нуждающимися в жарком климате. Животные приспосабливаются к про­хладной обстановке, обретая защитный шерстяной по­кров, а потому мы видим, как мамонты заменяют сло­нов, а мохнатый носорог вытесняет своего безволосого родича. Теплолюбивые вечнозеленые растения, которые теперь растут по берегам Каспийского и Черного морей, отступают с Армянского нагорья. Их сменяют буки, дубы и другие лиственные деревья.

Человеческая жизнь в этот период, естественно, край­не примитивна. Внешне человек практически неотличим от своих диких предков. Люди живут группами без како- го-либо фиксированного убежища, поддерживают себя охотой и сбором диких плодов, орехов и ягод. Съедобные коренья выкапывают грубыми каменными орудиями, а плоды и орехи сбивают с верхних веток длинными палка­ми. К концу ашельской культуры широко распространи­лось употребление огня, а люди стали одеваться в шкуры животных.

Кроме Закавказья, следы ашельской культуры были обнаружены на юге Украины, в Крыму (Киик-Коба) и в Туркмении (на восточном побережье Каспия).

Наши знания о главных центрах ашельской культу­ры в Армении существенно расширяются, когда мы пе­реходим к мустьерской эпохе. (Так называли советские ученые период, включающий культуры, относящиеся к 100 тысячам — 40 тысячам лет до нашей эры. Западные ученые объединяют эту группу культур общим, несколь­ко расплывчатым термином «средний палеолит».) Мустьер — это материальная культура неандертальского человека, которая была обнаружена во многих точках Западной Азии, Европы и Северной Африки. Самые ранние неандертальцы этой эпохи (такие, как в Эрингс- дорфе близ Веймара) жили в относительно мягких ус­ловиях, преобладавших на территории Европы в после­дней трети рисс-вюрмского межледниковья. Их кочевая жизнь на открытом воздухе подобна жизни ашельцев. Более поздняя и более типичная мустьерская культура развилась в Европе в условиях холодной тундры, вы­званных к жизни четвертым, или вюрмским, оледенени­ем, которое также существенным образом повлияло на климат Армении. Неандертальцы приспособились к су­ровости этого климата, поселившись в пещерах и заку­тавшись в шкуры животных. Они жгли костры, чтобы согреться и отогнать хищников, подстерегавших их у входа в пещеры. Они были бесстрашными и умелыми охотниками и пользовались для охоты на мамонтов и шерстистых носорогов деревянными копьями и камен­ными метательными снарядами.

На закате ашельской эпохи и на протяжении мустьерской происходят значительные изменения в строении человеческого тела. Древний обезьяночеловек, или пи­текантроп, и его преемники, Homo habilis, или Homo faber, постепенно развились в людей с узнаваемыми чертами современного человека. Эти неандертальцы, получившие прозвание по долине Неандерталь близ Дюссельдорфа, где был найден самый знаменитый их экземпляр, обладали низким ростом, всего 5 футов, были коренастыми, неуклюже ходили и бегали враскач­ку. У них были кривые ноги, низкая посадка плеч и согбенная спина. Их выдающиеся вперед челюсти, убе­гающий назад лоб и глубоко посаженные глаза с низко нависшим надбровным костным валиком создавали вне­шность малопривлекательную. Голова сидела на корот­кой толстой шее, практически составлявшей единое целое с затылком.

Советский археолог Г.А. Бонч-Осмоловский изучал строение кисти руки неандертальского человека из Киик-Коба (Крым) и обнаружил, что она очень мощ­ная, грубая и неуклюжая, с пальцами широкими и по­хожими на обрубки. Сильно развитые мускулы прида­вали ей мощь необычайную. Однако она лишена гибко­сти и подвижности, свойственных руке современного человека. Особенно интересной для изучения неандер­тальского человека из Центральной Азии оказалась на­ходка захоронения 8—9-летнего мальчика, найденного в 1938 году, сделанная А.П. Окладниковым в пещере Те- шик-Таш (Южный Узбекистан). По черепу этого ребен­ка скульптор М.М. Герасимов произвел свою знамени­тую реконструкцию. Отец Тейар де Шарден в свое вре­мя разделил неандертальских людей на две основные группы: «дикари» и «продвинутые». К «дикарям», про­живавшим на Яве, в Родезии и в других местах, он от­нес обладателей более плоских черепов, с более убега­ющими лбами, резче выступающими челюстями и, во­обще, более обезьяноподобным обликом. «Продвинутые» неандертальцы, которые жили на территории Палести­ны, Западной Азии и Германии, были более «цивили­зованными». Они обладали выступающими скулами, относительно высоким лбом, хорошо выраженным под­бородком и менее выступающими челюстями.

Мустьерский человек в Армении значительно улуч­шил технику изготовления обсидиановых орудий по сравнению со своими ашельскими предшественниками. Неандертальцы, кроме ручных топоров и других тради­ционных орудий, делали скребла, диски с отверстиями, пластинчатые орудия, ножи, наконечники для копий и маленькие острия, похожие на наконечники стрел. Они заостряли края оружия и инструментов тонкой «довод­кой» и скрупулезным скалыванием. По-видимому, они не работали с костью, хотя использовали большие твер­дые кости бизонов в качестве наковален и подставок для рубки. Некоторые из этих неандертальцев были канни­балами. Они были организованы в свободные племена, или кланы, часто хоронили мертвых согласно неким ритуалам и раскрашивали себя двуокисью марганца и красной охрой при проведении магических обрядов и церемоний.

Первые люди в Армении
Первые люди в Армении


Самым важным центром эволюции такого неандер­тальского человека в мустьерскую эпоху был регион, лежащий к югу от Кавказского хребта, включающий в себя Грузию, Абхазию и Армению. На Черноморском побережье Абхазии и Мингрелии (древней Колхиды), а также поблизости от него известно не менее 25 точек мустьерской культуры. Пять из них расположены в до­лине Риони и 20 вдоль течения реки Куры (Мхтвари) и ее притоков. Следы мустьерской культуры были найде­ны в пещере Кударо (Осетия), где найдены также кос­ти носорогов, серн, сурков, кротов, барсуков, выдр, хо­мяков, зайцев и хорьков.

В Республике Армении места мустьерской культуры расположены по соседству с горой Артин, то есть там же, где обитали первобытные люди в период аббевиль­ской и ашельской культур. Еще такие точки находят­ся около деревни Пемзашен, к северо-западу от горы Алагёз, и в районе Ноемберяна, на армяно-азербайд­жанской границе. Особенно важными являются много­численные находки из Арзни и других точек, распо­ложенных вдоль долины реки Раздан, берущей начало в озере Севан. Они были опубликованы в 1950 году М.З. Паничкиной. Предметы мустьерской культуры из долины реки Раздан, общим числом примерно 340, от­личаются большим разнообразием типов и форм. Неко­торые из них напоминают найденные в крымской пе­щере Киик-Коба, другие похожи на кремневые орудия из узбекской пещеры Тешик-Таш, еще одни сравнимы с мустьерскими изделиями из Умм-Куатафа близ Иеру­салима (опубликованы Р. Невиллем в 1931 году).

На территории бывшей Турецкой Армении мустьерские изделия находят в очень отдаленных друг от друга точках, в том числе в долине реки Борлук к югу от Карса и в 120 милях от нее, близ маленького городка Лиз, к западу от озера Ван и северо-востоку от Муша. Лиз расположен в непосредственной близости к Мурат-Су, что служит дополнительным аргументом в пользу утвер­ждения Любина, а именно, что долина этой реки была важнейшей артерией, по которой шел культурный об­мен между Арменией и областью «Благодатного полуме­сяца» на протяжении многих периодов предыстории Анатолии.

Следующей фазой обитания человека в Армении яв­ляется ранний палеолит, который растянулся на пери­од примерно от 40 тысяч до 12 тысяч лет до нашей эры. Его часто называют «оленьим» веком. Климат основной части Европы и Северной Азии все еще оставался хо­лодным, а в начале этого периода еще и очень влажным. Со времен наивысшего расцвета неандертальцев ледни­ки почти не сдвинулись с места и все еще покрывали большую часть Северной Европы и Сибири. В Армении ледники и снега простирались вниз по склонам Арара­та, Алагёза, Бингёля и других горных гигантов. Линия вечных снегов на Главном Кавказском хребте, на рас­стоянии нескольких сотен миль к северу, пролегала очень низко, на высоте 1200—1300 метров. (Сегодня она находится на высоте 2800—3400 метров.) Мамонты, оле­ни и шерстистые носороги жили там более или менее многочисленными стадами и были типичными предста­вителями животного мира той эпохи. В Армении обна­ружены останки мамонтов, бизонов, предков современ­ной лошади и оленей.

В пределах великого вюрмского оледенения различа­ют две более мягкие, промежуточные, фазы, во время которых температура была благодатнее. Однако вскоре холода вернулись, причем на этот раз климат был суше и суровей. В ту пору к уже перечисленным животным добавились антилопа-сайга, серны, зубры, сурки и туш­канчики. Многие из этих животных известны нам сей­час не только по их окаменевшим останкам, но и по изумительным наскальным рисункам, обнаруживаемым в пещерах начиная от Альтамиры в Северной Испании, в Перигоре, а также других регионах Франции вплоть до Урала в России и дальше на восток. Они свидетель­ство художественного мастерства этих далеких предков современного человека.

Культура самого раннего.верхнего палеолита, ра­нее называемая нижнеориньякской, а теперь известная как шательперронская, уже предчувствовалась в недрах ашельской. Шательперронская культура, возможно, за­родилась недалеко от Армении. Согласно Оукли, она, по всей вероятности, распространилась из Юго-Запад­ной Азии в Восточную Европу перед концом мустьера, так что во Франции, как и в Палестине, произошло некоторое смешение двух традиций. Шательперронцы пользовались ножами с каменными лезвиями, у которых один край был прямым и острым как бритва, а второй, противоположный, изогнут до самого кончика и затуп­лен резким обколом. Такого рода приспособления в Армении не редки: Сардаряну удалось собрать по край­ней мере 18 экземпляров.

Среди ученых не стихают споры о том, проистекают ли культуры раннего верхнего палеолита, особенно из­вестная ныне как ориньякская, непосредственно из культуры неандертальцев, а именно мустьерской. Мно­гие западные археологи полагают, что ориньякская культура была привнесена в Европу некими пришель­цами с востока, известными под именем кроманьонцев. Кроманьонцы были выше ростом и сложены изящнее, чем сутулые неандертальцы. Западные ученые склонны считать, что кроманьонцы развились независимо от не­андертальцев, которых затем и вытеснили благодаря большей сообразительности и техническим достижени­ям. Советские археологи, верные своим эволюционным взглядам и убежденные в определяющем влиянии сре­ды, утверждали, будто кроманьонцы и затем современ­ный гомо сапиенс являются прямыми потомками неан­дертальцев, которые преобразились в человека более привлекательного эстетически и более ловкого за счет естественного развития и естественного отбора.

Богатая среднекроманьонская культура особенно хо­рошо представлена в Армении и Грузии. Так, Георгий Ниорадзе (1886—1951) изучал ориньякскую пещерную стоянку в Девис-Хврели, расположенном в Шорапан- ском районе Грузии. Он обнаружил там человеческую челюсть и множество кремневых орудий, а также кос­тей животных, что позволило ему убедительно воссоз­дать жизнь первобытного человека в Грузии во времена верхнего палеолита. Что касается Армении, мы можем основываться главным образом на обсидиановых оруди­ях, сделанных близ горы Артин и в Разданской долине. Разработана система исследований многочисленных пе­щер и гротов, связанных с разданскими находками. По аналогии с Грузией и с учетом сурового климата ориньякской поры можно не сомневаться, что в Армении найдутся свидетельства пещерных стоянок людей ориньякской культуры.

Орудия и оружие ориньякской культуры отличает замечательная техника создания каннелюров, которую трудно скопировать даже сегодня. Ушли навсегда мустьерские скребла с их «решительными» обколами. Их место заняли тщательно изготовленные концевые скреб­ки, у которых ударные сколы сходятся веером к цент­ральной точке. Часто встречаются резцы, у которых кончик имеет острый рабочий край и затупленную спинку (техника, явно взятая из шательперронской культуры). Иногда мы видим орудия двойного назначе­ния: скребок с одного конца и резец с другого. Имеют­ся орудия, изготовленные из кости. Их много в армян­ских пещерных стоянках того периода. На горе Артин и в других местах Армении находят дацитовые и обси­диановые ножи, относящиеся к ориньякской культуре. По правде говоря, находки на горе Артин, где рядом с полуобработанными кусками дацита и обсидиана валя­ются осколки и обломки камней той же породы, явля­ются свидетельством того, что на протяжении многих тысяч лет там была истинная фабрика первобытных орудий, откуда в соседние области регулярно экспорти­ровались как готовые изделия, так и каменные заготов­ки для них.

Интересно отметить, что советский археолог Е.И. Крупнов полагает, будто в период существования ориньяк­ской культуры происходила значительная миграция кав­казских племен в Европейскую Россию. Было проведе­но сравнение между некоторыми типами тонко отделан­ных кремневых стрел и наконечников стрел, связанных с грузинским местечком Гварджилас-клде, и аналогич­ными находками из Костенок и Борщева со Среднерус­ской возвышенности близ Воронежа. Из их сопостав­ления следует вывод, что в эпоху верхнего палеолита племена из Закавказья, а возможно, и с юга Армении передавали свои методы обработки каменных орудий в регионы, лежащие к северу от Кавказского хребта, а именно в области, лежащие вокруг Азовского моря, а также вдоль Дона и Волги.

На основе рассмотрения другой группы обсидиано­вых орудий из района Алагёза Сардарян предположил, что здесь имеет место особая верхнепалеолитическая культура — солютрейская. То есть в Армении также представлена культура, названная по месту первобытной стоянки близ местечка Ле-Солютре в департаменте Дор- донь, Франция. Ее считали чисто местной разновидно­стью солютрейской культуры, отличающейся высоко­специализированной техникой обработки кремней. Ее представители изобрели тип тонкого наконечника ко­пья, известный как «лист лавра». Они также усовершен­ствовали технику обработки кремней сжатием, что по­зволяло им обновлять старые орудия по всей поверхно­сти, а не только по краям.

Как часто утверждают, солютрейцы произошли откуда-то с территории нынешней Венгрии и являются гиб­ридом неандертальского и ориньякского человека. Хотя следы их обитания отмечены в нескольких точках на юге России, присутствие их в районе Средиземноморья и на Ближнем Востоке обычно отрицается. По мнению многих археологов, культура эпохи неолита, которую Сардарян классифицировал как солютрейскую, в дей­ствительности является гораздо более поздней. Создает­ся впечатление, что в настоящий момент наличие ис­тинной солютрейской культуры в Армении следует исключить.

Как и во многих других точках обитаемого мира в период между 40 и 30 тысячами лет до нашей эры пер­вобытный человек, поселившийся в Армении, уже от­носился к виду homo sapiens, то есть «человек разум­ный». Его умственная деятельность и даже моральные и религиозные воззрения почти не отличаются от тех, что имели место на ранних этапах истории человечества и даже более поздних. С тех пор как он утратил обезь­яноподобные черты, полностью овладел прямохождени- ем и руки этого человека стали руками, подобными со­временным, экономическая и социальная жизнь его вошла в более развитую и лучше организованную фазу.

Первые люди в Армении
Первые люди в Армении


Хотя основными занятиями верхнепалеолитического человека оставались охота, сбор плодов и ягод, он так­же выучился ловить рыбу, а может быть, даже начал приручать диких животных. Там, где не было естествен­ных укрытий или пещер, он делал навесы из шкур или строил полуподземные убежища, крытые ветками и зем­лей. Такие жилища были обнаружены на юге России. Что касается общественной организации его жизни, многие советские ученые во главе с М.О. Косвеном полагают, что именно в пору верхнего палеолита заро­дился институт матриархата, то есть матриархатного племенного уклада, который существовал на протяже­нии мезолитического и неолитического периодов. Не­сомненно, верхнепалеолитический человек имел явную склонность (особенно в России) вырезать обнаженные женские фигурки, большей частью обладавшие больши­ми животами и тяжелыми висячими грудями, символи­зировавшими плодовитость. Хотя встречаются также фигурки, изображающие женщин стройных и пропор­ционально сложенных.

За эрой ориньякской культуры развилась мадленская, последняя фаза верхнего палеолита. Мадленская куль­тура названа так по местечку Ла-Мадлена, где близ Лез- Изис (департамент Дордонь, Франция) было найдено скальное убежище, хотя она простирается на многие районы Европы и Западной Азии. Мадленская культу­ра зарождается на последней стадии вюрмского оледе­нения и продолжается в более мягкие климатически времена послеледникового периода. Орудия тогда изго­тавливались из слоновой кости и рога оленя, причем эти многочисленные находки были очень красивы. Ма­стерство тогдашних резчиков по кости характеризуют тонкие костяные иглы с ушком, которыми они сшива­ли шкуры и меха, делая одежду. Именно тогда пещер­ная живопись, впервые проявившаяся в пору Ориньяка, достигла своего высочайшего уровня. Каменные орудия этой эпохи из Европы, Армении и Грузии выполнены очень умело, хотя и редко достигают совершенства из­делий ориньякских мастеров. Появляются новые типы каменных орудий — резцы, пилки, двусторонние скреб­ки, кривые струги и другие хитроумные приспособле­ния, сделанные таким образом, чтобы их можно было насадить на деревянную или костяную рукоятку. Обычно считают, что мадленцы были кочевниками и что в гористых краях, вроде Кавказа или Центральной Франции, они зимой жили в пещерах, близ входа, а летом кочевали вслед за стадами диких животных. В степях Южной России охотники на мамонтов зимой строили землянки, а летом жили в легких хижинах или шалашах. Каменные круги, отмечающие места крытых шкурами шатров мадленцев — охотников на оленей бы­ли обнаружены на севере Германии. Охотились мадлен- цы главным образом с помощью копий, а также, судя по некоторым из пещерных рисунков, заманивали свою добычу в ловушки и силки.

В Армении следы мадленцев найдены в местах древ­них стоянок людей каменного века около горы Алагёз и горы Артин (Сатани-Дар), а также в Анипемзе в ни­зовьях реки Ахурьян и вдоль течения реки Раздан выше Еревана. Во многих случаях эти находки изделий мад- ленской культуры ассоциируются с рассеянными об­сидиановыми микролитами, то есть миниатюрными каменными орудиями, которые относят к азильскому типу. Это более поздняя стадия развития человеческой культуры, от мезолита до среднекаменного века, види­мо, около 10 тысяч лет до нашей эры. Насколько нам известно на сегодня, мадленцы не оставили в Армении каких-то выдающихся памятников искусства эпохи верхнего палеолита. Хотя не исключено, что они будут обнаружены в будущем.

Многое еще предстоит сделать, прежде чем изучение первобытного человека на территории Армении можно будет назвать полным и всеобъемлющим. Однако уже сейчас у нас есть достаточно оснований, чтобы причис­лить Армению к группе колыбелей человеческой циви­лизации. За несколько десятилетий середины XX века советскими учеными было найдено достаточно доказа­тельств того, что на высотах Армянского нагорья в те­чение долгого времени обитали сначала питекантропы (обезьянолюди), затем гомо абилис (человек умелый, или рукотворец) и неандертальцы и, наконец, современ­ный гомо сапиенс (человек разумный). Вся эта предыс­тория растянулась более чем на полмиллиона лет. А посему Армения по праву считается одним из древней­ших очагов человеческой культуры и является неотъем­лемым звеном в длинной цепи палеолитических куль­тур Южной Азии, Средиземноморья, Центральной Ев­ропы и Африки.

Дэвид Лэнг,

"Армяне. Народ-созидатель", Центрполиграф, Москва., 2005


My religion is a Science,
My motherland is an Earth,
My ethnicisty is Caucasoid.

Неактивен

 

#917 10 December 2017 22:37:16

Miracinonyx
Любитель животных
Зарегистрирован: 05 December 2006
Сообщений: 17570

Re: Культуры палеолита и неолита

Атрокс, спасибо, очень интересный материал. Шурик, спасибо, я забыл про это (
Интересно. Но это период ориньяка у сапиенсов, занявших территории к северу от границы Эбро. Поэтому, думаю, сама концепция росписи стены - от сапов.

Неактивен

 

#918 11 December 2017 00:13:30

Амфицион
Крёстный отец
Зарегистрирован: 25 November 2006
Сообщений: 81614

Re: Культуры палеолита и неолита

Только почему там аббевильская культура сменяется на ашельскую, а не наоборот непонятно. И вообще, больший отрезок времени они существовали параллелельно же.


My religion is a Science,
My motherland is an Earth,
My ethnicisty is Caucasoid.

Неактивен

 

#919 11 December 2017 02:47:55

Miracinonyx
Любитель животных
Зарегистрирован: 05 December 2006
Сообщений: 17570

Re: Культуры палеолита и неолита

Атрокс, где наступает ашель?? У Гибралтара 38 тлн???
Боюсь что нет. Там было мустье, до самого конца.  Именно в районе Гибралтара неандертальцы не знали верхнего палеолита. Однако и нижнего палеолита в период гибели у них тоже не было.

А так да, очень часто культуры сосуществовали и, на мой взгляд, это говорит о том, что у сапиенсов новые культуры приносили почти всегда чужеродные племена, которые подавляли, изгоняли и истребляли прежних жителей региона - не только неандертальцев, но и самих же сапиенсов предшествующего культурного этапа. Поэтому в Европе наблюдалась мозаика - отдельными местами выживали в рефугиумах старые реликты и повсеместно доминировали новые мигранты.
Автохтонное развитие культур на местной базе - может быть, только солютре? Аналогов нет на Земле, разве что кловис приближался к такому уровню обработки камня, какого достигли солютрейцы (22-16 тлн), но, на мой взгляд, даже кловис не дотянул.
Самое странное заключается в том, что солютрейские традиции великого камнезрезного мастрества предположительно выводят из селетской культуры. А это 42 тыс. лет назад и район Венгрии-Чехии-Польши. И самое главное... селет - это неандертальцы. О_о

А вот граветт, на мой взгляд - это явная следующая волна миграции сапиенсов в Европу из Малой Азии, т.к. переход к массовой обработке кости, вроде, именно на БВ и в Малой Азии раньше произошел.
Граветцы вытеснили ориньякцев почти поголовно, вернув тем кармический бумеранг - в свое время ориньякское отродье провело тотальный геноцид неандертальского вида - истинного аборигена Европы со всеми его характеристиками в духе "униальный, единственный, несравненный и т.д".

Неактивен

 

#920 11 December 2017 09:40:41

Амфицион
Крёстный отец
Зарегистрирован: 25 November 2006
Сообщений: 81614

Re: Культуры палеолита и неолита

Ну, там написано.

Самые ранние каменные орудия, найденные на терри­тории Армении, относятся к древним примитивным фа­зам развития человечества: к аббевильской, или шелль- ской, культуре.

Сосуществовали параллельно, это понятно. Но тут и далее по тексту аббевильскую отождествляют с шелльской культурой, и действительно, аббевильская культура это раннеашельская культура, она же шелльская.

Аббеви́льская культу́ра (шелльская культура, раннеашёльская культура) — археологическая культура раннего (нижнего) палеолита.

Хотя, ашельская культура (1,7—0,1 млн лет назад) все же древнее аббевильской (1,5—0,3 млн лет назад). Совершенно непонятно тогда, почему аббевильскую называют также раннеашельской культурой. В тексте выше также пишут.

Следующая стадия технологий каменного века изве­стна как ашельская культура.

Как, если аббевиль появляется позже...


My religion is a Science,
My motherland is an Earth,
My ethnicisty is Caucasoid.

Неактивен

 

#921 11 December 2017 09:56:28

Miracinonyx
Любитель животных
Зарегистрирован: 05 December 2006
Сообщений: 17570

Re: Культуры палеолита и неолита

Как, если аббевиль появляется позже...

Это могут быть разные линии развития технологии обработки камня. Из разных племен. И, предположим, аббевилл/шелль именно технологически примитивнее, чем ашель, и впоследствии поглощается ашелем полностью. Тогда да, можно сказать, что у отдельных популяций, которые жили параллельно с шельскими соседями, существовала более простая метода оббивки камня, похожая на то, что МОГЛО бы предшествовать ашелю. Потом эти племена были поглощены или истреблены более прогрессивными ашельскими.
Т.е. это чисто морфологическая характеристика, а не временная.

То же самое можно сказать сегодня про культуры пигмеев и лесных шимпанзе. Пигмеи в большей части ареала шимпанзе уже вымерли, но их культура намного выше, чем каменные ударники и наковальни шимпов. Однако хронологически получается, что пигмейская культура предшествовала шимпанзиной в этих местах. Просто две параллельные линии.

Неактивен

 

#922 11 December 2017 10:28:52

Амфицион
Крёстный отец
Зарегистрирован: 25 November 2006
Сообщений: 81614

Re: Культуры палеолита и неолита

Да, ты прав. Кстати, в случае с пигмеями и шимпанзе, откуда известно, что у пигмеев культура была раньше (если культуру шимпанзе счиать таковой)? Там где нет пигмеев, но есть шимпанзе, получается, что культура шимпанзе пережила культуру пигмеев, но которая из них старше как понять?


My religion is a Science,
My motherland is an Earth,
My ethnicisty is Caucasoid.

Неактивен

 

#923 11 December 2017 11:49:34

Miracinonyx
Любитель животных
Зарегистрирован: 05 December 2006
Сообщений: 17570

Re: Культуры палеолита и неолита

Ну, пигмейская старше, а шимпанзиная моложе - потому что шимпанзе пережили пигмеев в данном месте и шимпанзиные культурые слои накладываются поверх пигмейских. Соответственно, пигмейские - они древнее и старше.

То есть это если считать по последней точки проявления в истории.
А если по первой, чья культура впервые появилась раньше или позже - это надо данные другие смотреть, по древним слоям. Шимпы примитивнее, поэтому пигмеи могли раньше сформировать свою высокую культуру, чем шимпы додумались до своей примитивной.
Это как в случае с шелль и ашель, например.

Неактивен

 

#924 11 December 2017 11:55:35

Амфицион
Крёстный отец
Зарегистрирован: 25 November 2006
Сообщений: 81614

Re: Культуры палеолита и неолита

Это да, но если пигмеи старше, то самые нижние слои должны быть их. Аббевильская культура культура моложе ашельской (если сравнивать самые ранние этапы), но может быть и древнее. Большую часть времени эти культуры параллельны, но ашельская появляется раньше. А аббевильцы, получается, заимствовали культуру у ранних ашельцев (шелльская культура, которая отождествляется с аббевильской).
Я не сильно ошибаюсь?


My religion is a Science,
My motherland is an Earth,
My ethnicisty is Caucasoid.

Неактивен

 

#925 11 December 2017 12:57:32

Miracinonyx
Любитель животных
Зарегистрирован: 05 December 2006
Сообщений: 17570

Re: Культуры палеолита и неолита

Я не в курсе, но по-идее, нет, не ошибаешься. Либо просто параллельный культурогенез на базе олдувая. Кто-то додумался до более совершенных форм и техник оббивки (ашель), кто-то до простых (аббевилль).
А что за книгу читаешь? Оппенгеймер?

Неактивен

 

Board footer

©2006 – 2017, Зоологический форум

При поддержке программы Ministry