Объявление

"Духовный уровень человека определяется тем, как человек понимает кошку" — Бернард Шоу.
"Давайте только проявлять больше внимания, терпимости и уважения к чужому мнению — вот и всё." — Gennadius.
О размещении изображений на форуме, О рекламе на форуме

#1 08 March 2010 20:55:37

Макрофаг
Заглянувший
Зарегистрирован: 08 March 2010
Сообщений: 6

МЕХАНИЗМЫ ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ

Здравствуйте!


Психические проявления высш. животных и человека включают :
Речь,
Исследовательское поведение,
Творчество,
Использование орудий,
Разум,
Культурная преемственность (передача опыта),
Альтруизм,
Абстрактные задачи и представления,
Религиозное чувство,
Другие психические проявления.
http://www.scorcher.ru/neuro/science/an … nimals.php
1.    Речь у животных.

Возможно, ли животных обучить звуковой человеческой речи?


Учёные решили научить животных  языку жестов, мимики (как у глухонемых)

«Как известно, в конце 1960-х обезьянка Уошо научилась разговаривать, используя 160 знаков амслена — американского языка глухонемых. Для одних достигнутые результаты стали сенсацией, новыми горизонтами понимания эволюции разума и речи. Другие усмотрели здесь покушение на достоинство человека и назвали умение Уошо искусной дрессировкой, трюком «безмозглой обезьяны», который не имеет ничего общего с языком. Этот спор давно устарел, ибо за последние тридцать лет работы по научению приматов языку продвинулись далеко вперед. В экспериментальной группе бонобо (карликовых шимпанзе) растет уже третье поколение, пользующееся языком — да не одним, а тремя! Язык — уже не прерогатива человека, поскольку его удалось реализовать у других видов, причем неоднократно.»
http://www.follow.ru/article/240

В среде человека предполагается ,что речь является основным источником коммуникабельности. «Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.
Являясь средством выражения мыслей, речь, в ходе её развития в онтогенезе, становится основным (но не единственным) механизмом мышления человека. Высшее, абстрактное мышление невозможно без речевой деятельности.»   http://ru.wikipedia.org/wiki/Речь
Птиц обучили простейшей грамматике.
«Американский учёный из Калифорнийского университета в Сан-Диего доказал, что певчих птиц можно обучить простейшей грамматике. Открытие было сделано психологом Тимом Джентнером по результатам экспериментов, проводившихся со скворцами на протяжении месяца. В общей сложности потребовалось 15000 попыток, чтобы заставить птиц распознавать грамматическую основу их языка. Как оказалось, скворцов можно научить различать обычные "предложения" в пении и элементарные предложения в трелях.» http://www.scorcher.ru/journal/art/art62.php

Отредактировано Макрофаг (23 April 2010 21:10:19)

Неактивен

 

#2 08 March 2010 21:34:23

Unenlagia
Модератор
Откуда: Серпухов
Зарегистрирован: 04 November 2008
Сообщений: 4465

Re: МЕХАНИЗМЫ ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ

Макрофаг, для начала вопрос о речевом круге. Для того, чтобы он был полностью замкнут, помимо работы центров Брока и Вернеке, должен быть также задействован и ассоциативный центр, бурное развитие которого у человека начинается приблизительно к 2-м годам. У каких-нибудь приматов этот центр развит? Человек в своей речи выражает объективное содержание и отвечает на обращенную к нему речь не просто как на звук, устойчиво связанный с определенным явлением (к примеру звуки издаваемые особями одного вида), а именно на отображённую в речи семантическую нагрузку, денотат. Совсем другое в случае голосового общения животных.


Не волим змајеве, али чини ми се да су ме воле!

Неактивен

 

#3 08 March 2010 23:02:13

Макрофаг
Заглянувший
Зарегистрирован: 08 March 2010
Сообщений: 6

Re: МЕХАНИЗМЫ ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ

Unenlagia написал:

Макрофаг, для начала вопрос о речевом круге. Для того, чтобы он был полностью замкнут, помимо работы центров Брока и Вернеке, должен быть также задействован и ассоциативный центр, бурное развитие которого у человека начинается приблизительно к 2-м годам. У каких-нибудь приматов этот центр развит? Человек в своей речи выражает объективное содержание и отвечает на обращенную к нему речь не просто как на звук, устойчиво связанный с определенным явлением (к примеру звуки издаваемые особями одного вида), а именно на отображённую в речи семантическую нагрузку, денотат. Совсем другое в случае голосового общения животных.

Сначала хочу сказать,что в мозге нет никаких коррелятов - букв,слов,чисел и т.п. (которые безуспешно пыталась искать Н.П. Бехтерева пока окончательно не впала в мистику тем самым предав науку)
Мозг - простейшее природное сооружение.Работа мозга - по принципу электрических сетей. Основные элементы- нейрон/синапс. (вся сложность в организации сетей)
Детекторная ипостась нейрона разряжаться при определённой сумме входных сигналов. В виде чего приходят сигналы от органов чувств не имеет никакого значения.
Нейрон обучается реагировать на заданный стимул и становится -распознавателем. Далее происходит иерархическое усложнение. Элементарный распознаватель становится стимулом для следующего.
Ассоциативное распознавание это результат слаженного действия различных ансамблей нейронов.
Для кошки - тряпка,которой наказали за шкоду это символ-образ и в текущем контексте действия тряпка заменит любое слово особо значимое для человека.Напр. "Огонь!" "Пожар!" Для кошки "тряпка" это сигнал к бегству или оцепенению и др.
В определённом эмоциональном контексте ,в актуальной текущей ситуации,любой звук,который при других обстоятельствах не имел особой важности ,для кошки и человека послужит сигналом опасности. Реакция на этот звук будет согласно "личной оценки значимости".(У рыб тоже есть "личность" - они учитывают жизненный опыт и меняют свое поведение.  http://www.newsru.com/world/22nov2006/f … akter.html  )
Т.е на одни и те же ситуации человек и животное реагируют согласно личному жизненному опыту хорошо/плохо.
Мышление как "внутренний монолог" реализуется у человека в особенно затруднительных случаях. В основном "мышление" это - автоматизм выработанный у человека и высш.животных механизмами сознания.
Достаточно - просто, в определённом текущем контексте действия реагировать на определённый звук,свет,тактильные ощущения,запах.
Это и будет автоматически развёртывающаяся цепочка эффекторных программ действий,что и является - мышлением животных и человека.
Говоря о механизмах психики животных(сознание,эмоции,новизна,осознание,фокус внимания и.тд) всегда имеется в виду - высшие животные. начиная с птиц. У насекомых имеющих врождённые "зашитые" программы поведения указанные абстракции (выделенные психологами) в зачаточном состоянии(напр. -пчёлы) (об этом отдельный разговор)
Конечно всё мною сказанное требует отдельных пояснений.
Принцип - речь,слово как символ образа,который для животных и человека может любыми другими сигналами (не имеет значения- какими. Важно то,что психика адаптируется к внешнему) думаю понятен. (?)

Далее по списку: Абстрактное мышление у животных.

Предполагается : «Интеллект животных проявляется в процессах мышления, которое у животных всегда имеет конкретный чувственно-двигательный характер, является предметно отнесенным и выражается в практическом анализе и синтезе устанавливаемых связей между явлениями (и предметами), непосредственно воспринимаемыми в наглядно обозреваемой ситуации. Оно всецело ограничивается биологическими закономерностями, чем обусловливается его принципиальное качественное отличие от мышления человека, неспособность даже человекообразных обезьян к абстрактному понятийному мышлению и пониманию коренных причинно-следственных связей.»  http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=342

Появляются  новые факты,которые ставят под сомнение выше сказанное : «Группа исследователей из лаборатории познавательных способностей приматов университета Колумбии (Primate Cognition Lab, Columbia University) под руководством профессора психологии Герберта Террэса (Herbert Terrace) поставила достаточно сложный опыт и впервые показала, что нечеловекообразные приматы имеют способность не просто к мышлению (что нисколько не удивительно), но способность к размышлению о собственном мышлении.» http://www.membrana.ru/lenta/?7159

«Оксфордские зоологи обнаружили у крыс способность к абстрактному мышлению. В своих серых головах они умеют выстраивать общие правила и применять их к различным ситуациям. Правда, чтобы доказать это, учёным пришлось отсеять из выборки самых тупых грызунов. Абстрактное мышление – гордость человека, и, хотя способность оперировать мысленными образами у братьев наших меньших доказать очень тяжело, зоопсихологи не оставляют попыток приблизиться к пониманию эволюции мысли от животных к человеку.
Одна из более простых составляющих и основ – способность самостоятельно формулировать и усваивать правила. Именно через этот этап должен пройти каждый ребенок, особенно при изучении языка. Британские специалисты считают, что такими же особенностями обладают и крысы.» http://www.scorcher.ru/journal/art/art316.php

«Животные способны логически мыслить. Животные мыслят логически — к такому выводу пришла группа исследователей из разных стран, проведя серию остроумных экспериментов на крысах. Они обнаружили, что крысы способны выделить истинную причину события из ряда ассоциативно связанных явлений. Этот результат меняет наше представление о границах животного интеллекта, так как раньше ученые считали, что мышление животных построено на формировании сети ассоциативных связей, а не на понимании причин и следствий. Главным качественным отличием человеческого разума представлялось умение выделять причинно-следственные связи. Новые данные заставляют рассматривать разум и животного, и человека как смесь логического и ассоциативного, но только в разных пропорциях.»  http://www.scorcher.ru/journal/art/art39.php

Неактивен

 

#4 08 March 2010 23:32:27

Unenlagia
Модератор
Откуда: Серпухов
Зарегистрирован: 04 November 2008
Сообщений: 4465

Re: МЕХАНИЗМЫ ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ

А насчёт синаптических связей ведь не всё так просто. Их вроде существует 3 вида. Электрические, химические и смешанные. Принцип кратковременной памяти основан на электрических синапсах, но такая синаптическая связь не прочна. А как с долговременной памятью у животных? Да, некоторые высшие приматы и птицы умеют демонстрировать принципы построения логических семантических связей (у некоторых птиц к примеру такая способность к обучению эволюционно развилась в ущерб инстинктивной составляющей). Может ли обезьяна, обученная языку глухонемых строить свою "речь" исходя из своих воспоминаний, или прогнозируя события? Создаётся впечатление, что их мышление наглядное и какое то даже сиюминутное. И можно ли на нейрофизиологическом уровне сопоставить принцип функционирования мозга человека и животного? Ещё к примеру, такое явление в восприятии, как синестезия. Разве кто из животного мира может расценить, что красный цвет - это горячо, а синий - холодно?
Ps: Спасибо за такое обилие информации.

Отредактировано Unenlagia (09 March 2010 01:29:44)


Не волим змајеве, али чини ми се да су ме воле!

Неактивен

 

#5 09 March 2010 01:38:22

Макрофаг
Заглянувший
Зарегистрирован: 08 March 2010
Сообщений: 6

Re: МЕХАНИЗМЫ ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ

Не хочу впадать в антропоморфизм, и и отдаю себе отчёт в том ,что животные "сто пудов" - ДРУГИЕ(разница не качественная а количественная .которая выражается в сензитивном периоде развития(у человека до 13 лет у животных меньше,разное тело,что отражается на развитии особенности психики) (раньше негров и индейцев за людей не считали). Но это не даёт право -  изощрённому человеческому разуму осуществлять шовинистические идеи как это проделывал ак. Павлов в отношении к животным, считая .что животные -неразумные и позволял в застенках своих лаболаторий страшные пытки в отношении к животным.
Хотя тот-же ак.Павлов преподнёс научному сообществу множество экспериментально проверенных фактов,которые послужили основой для успешных исследований в области механизмов психики.
Например всем известная "Башня молчания Павлова":
"Башня Молчания.
(англ. silent tower) -каменное сооружение с толстыми стенами и рвом (а также с герметическими лабораторными камерами), построенное в Л. по заказу И. П. Павлова для проведения экспериментов с собаками по выработке условных рефлексов. Предполагалось, что изолированные от случайных внешних шумов животные будут демонстрировать нормальное поведение, а исследователи смогут проводить "чистые" эксперименты. Против всех ожиданий собаки "отказывались" работать в таких условиях и демонстрировали явно ненормальное поведение"
В условиях искусственной депривации мозг -"глючит", общее торможение,сон. Длительная депривация - смерть для животных и человека.
Этим утверждается ,что психика неразрывно связана с внешней средой.
Определённая активность мозга невозможна без связи с внешней средой.
Моделируя механизмы "сознания" ,необходимо включение модели в среду.
Это очень важно для понимания работы мозга и механизмов психики ,которые в мозге не имеют материальных принадлежностей ,а являются формой процессов мозга. Непонимание роли внешнего в психическом развитии особи  это конец пониманию работы мозга - ВООБЩЕ!
Например - если новорождённую кошку лишить восприятия вертикальных линий (частичная депривация) то после определённого периода развития(стадия созревания нейронов) - кошка никогда не будет воспринимать вертикальные предметы. Кошка будет натыкаться на ножки стула,штакетник и.тп. Тоже и человек.
Лишаем человека речевых навыков в младенчестве - человек никогда не научится говорить: если просрочится стадия созревания нейронов.
Внешнее настолько привязано к человеку/животное,что становится неотъемлимой частью особи. Вот исчерпывающее определение слову - человек: Человек,это мозг его,тело,внешнее. Палка в вытянутой руке это продолжение психики.
В заключении о депривации ссылка на аксиоматику : "Сенсорная и эмоциональная депривация" http://www.scorcher.ru/axiomatics/axiom_show.php?id=164

Что касается прогнозов : "Процессы мышления, вызова воспоминаний и сны имеют больше общего на нейрофизиологическом уровне, чем принято считать. Об этом говорят Мэтью Уилсон (Matthew A. Wilson) и его коллеги из института исследований обучения и памяти Массачусетского технологического (Picower Institute for Learning and Memory), поставившие ряд новых опытов." http://www.membrana.ru/lenta/?9577
(в тексте есть ссылки на другие фактические материалы)
(более подробно к прогнозам,прогностическим механизмам еще можно вернуться)

Unenlagia : "И можно ли на нейрофизиологическом уровне сопоставить принцип функционирования мозга человека и животного? Ведь человеческому мозгу характерна одна особенность, пускай и в виде очень редкого синдрома - синдрома саванта, при котором синаптические связи, надо полагать вообще почти не разрываются."

По своей функциональности работа мозга человека ничем не отличается от работы мозга мотылька,виноградной улитки .
Я уже говорил об детекторной ипостаси нейрона. Необходимо постепенно достигнуть понимания связи функциональности мозга с внешним как неотъемлимой частью особи способной к сеюминутной адаптации.
ЭТО КЛЮЧ К РАЗГАДКЕ "ТАЙНЫ МОЗГА". Ключ ,который нейрофизиологи,нейробиологи,и все остальные "нейро" и "психо" так до сих пор и не нашли - полагая ,что одними средствами напр.-нейрофизиологии, способны описать работу мозга. Поэтому я предпочитаю нейрофизиологические аспекты применять лишь для косвенных экспериментальных подтверждений.)
Для понимания работы мозга необходима интегральная система понимания объединяющая ряд научных дисциплин (кроме кибернетики,так как комп и мозг это несовместимо. Т.е ИИ это - просто фэнтези  (этому есть ряд обоснований)

Долговременная память человека и высш. животных была изучена (и одобрена Нобелевской премией)в опытах с морскими зайцами.

"Кендел начал изучать механизмы обучения на млекопитающих, но затем понял, что их мозг слишком сложен для расшифровки фундаментальных клеточных основ памяти. Поэтому в начале 60-х годов он поехал во Францию к выдающемуся нейробиологу чешского происхождения Ладиславу Тауку, чтобы научиться у него работать с морским зайцем (Aplysia). У этого моллюска относительно простая нервная система, состоящая примерно из 20 тыс. нервных клеток. Многие из них настолько велики, что видны невооруженным глазом и могут быть идентифицированы по положению в нервных ганглиях. При этом морской заяц имеет простые защитные реакции, которые можно использовать для исследования фундаментальных механизмов обучения" http://www.galactic.org.ua/Prostranstv1/n-nov-9-2.htm

Отредактировано Макрофаг (09 March 2010 02:16:01)

Неактивен

 

#6 09 March 2010 02:11:19

Макрофаг
Заглянувший
Зарегистрирован: 08 March 2010
Сообщений: 6

Re: МЕХАНИЗМЫ ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ

Некоторое резюме:

Психические проявления человека и животных.

Предполагается: «По мере накопления фактов о сложности и целесообразности поведения самых разных животных росло стремление не только преувеличивать их разумность, но и приписывать им чисто человеческие свойства — сознание, волю, любовь, злобу и т.п. Такой подход к оценке поведения животных называется антропоморфическим (от anthrapos — человек, morphe — форма). В той или иной степени он нередко обнаруживается и теперь. Одна из актуальных задач современной науки о поведении — преодоление антропоморфизма.»

Возможно задача современной науки определить, что же составляет «чисто человеческие свойства» - сознание, воля, любовь, злоба и.т.п
Без этих определений ,которые должны найти соответствие в реальности,  критика антропоморфизма в отношении животных будет несостоятельная.
Никто ещё не нашёл  различие в психике животных и человека.
Последние современные исследования в области нейрофизиологии, генетики поведения, адаптивное поведение - с помощью новейших приборов для исследования головного мозга показывают.

1.Функциональность мозга это работа основных элементов – нейрон, синапс.
Те же самые функции мозга, какие  у человека, наблюдаются у самых  различных живых существ от простейших насекомых до высших животных.
Мозг человека  по своей функциональности совершенно не отличается от мозга других животных.

2.Второстепенные особенности работы мозга – организовываться  от самых примитивных до сложнейших ансамблей нейросетей.

3. «Сознание, эмоции, воля» и.т.д.
Все эти  проявления психики существуют лишь в представлении экспериментатора (наблюдателя) и произвольно отождествляются им со специализацией нейронов животного.
Все психические явления это – нематериальная форма процессов работы мозга.
Работа мозга по функциональности напоминает работу электрических сетей.

4.Полноценная работа мозга, организация нейросетей человека и животных не представляется без включения в модель мозга(которая создана самой природой) внешней среды. При искусственной депривации работа мозга затормаживается,  и человек/животное погибают.

5. Представляется возможным определение человек/животные. Это- мозг, тело, внешнее.
Более подробно http://www.scorcher.ru/neuro/neuro_sys/neuro_sys.php

Отредактировано Макрофаг (23 April 2010 21:15:32)

Неактивен

 

#7 09 March 2010 04:04:34

Unenlagia
Модератор
Откуда: Серпухов
Зарегистрирован: 04 November 2008
Сообщений: 4465

Re: МЕХАНИЗМЫ ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ

Да, случай с депривацией особый, он и человека превращает в животное - синдром маугли. Причём депривация полученная именно на раннем онтогенетическом этапе развития организма невосполнима, как раз во время активного формирования мозга. А вот ту статью из "мембраны", о свойствах памяти крыс уже читал ранее. Также и о феноменальной зрительной памяти шимпанзе. Вообще не удивительно, что у животных развит именно такой тип памяти, связанный с запоминанием образов, расчётом экстраполяции направления движения. Для них это необходимые факторы выживания в естественных условиях.

Макрофаг написал:

Никто ещё не нашёл  различие в психике животных и человека.

Развитие психики животного обусловлено законами биологической эволюции и окружающей внешней средой, но у людей мы наблюдаем и историко-культурные аспекты формирования личности.


Не волим змајеве, али чини ми се да су ме воле!

Неактивен

 

#8 09 March 2010 08:22:26

Макрофаг
Заглянувший
Зарегистрирован: 08 March 2010
Сообщений: 6

Re: МЕХАНИЗМЫ ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ

Использование орудий животными.

Предполагается ,что животные используют орудия труда абсолютно на равных с человеком(организация памяти мозга,прогноз,творческий подход).
"У первобытных людей орудийная деятельность начиналась с использования готовых предметов (камни, палки), качество которых впоследствии они научились улучшать за счет первичной обработки (обтесывание, обкалывание, привязывание). В настоящее время все орудия труда специально изготовляются человеком."

Бытует мнение:"В природных популяциях орудийная деятельность — редкое исключение. Человечество, напротив, самое мощное давление на природу оказывает опосредованно, через орудия, машины, механизмы. В этом заключается еще одно важное отличие экосоци-алъных связей современного человечества."
Надо понимать ,что животные ДРУГИЕ (строение тела,среда обитания)
Но любой предмет среды(палка,камень,крючок,скорлупа ореха) ,который целенаправлено используется для адаптации: - это продолжение психики. Т.е наблюдается только количественное различие в орудиях деятельности животных и человека .
Если ребёнка Маугли не обучать в первые годы развития (критический- сензитивный период) то он никогда не обучится социальным навыкам современного человека. И практически ничем не будет отличаться от человекообразной обезьяны: так как созревание пластов коры головного мозга должно совпадать со временем обучения социальным навыкам. Если процесс обучения затянется то ребёнок Маугли навсегда останется дикарём.

Животные фиксируют успешные действия с орудиями для дальнейшего применения.




«Грачи и другие птицы из семейства вороновых, как и высшие обезьяны, имеют общее представление о законах природы, которые они смогли проявить в лабораторном эксперименте. Авторы открытия, опубликованного в журнале Current Biology, доказали, что птицы умеют использовать подручные предметы, которые не приносят им пользы в условиях дикой природы.»

«На видеороликах, записанных командой исследователей, отчетливо видно, как птицы обнаружив на дне сосуда лакомство, проверяют доступность личинки, плавающей на поверхности. После того, как ученые снабдили подопытных грачей камнями, две из четырех птиц с первого раза сумели набросать в цилиндр нужное количество камней и достать личинку, всплывшую ближе к краям сосуда вместе с поднявшимся уровнем воды.

Две других птицы остановились, забросив в цилиндр лишь несколько камней и так и не получив доступа к пище, однако впоследствии возобновили попытки и в конце концов полакомились добычей.» http://www.vetby.ru/rachi_umeyut_ispolz … y_515.html


«Характернейшая особенность орудийной деятельности животных — быстрая фиксация и ритуализация найденных однажды решений и полнейшее нежелание переучиваться при изменении обстоятельств. По словам Н. Н. Ладыгиной-Котс (одной из первых исследовательниц обезьяньего интеллекта), «шимпанзе — раб прошлых навыков, трудно и медленно перестраиваемых на новые пути решения».
«Давно прошли те времена, когда изготовление и использование орудий считались уникальными свойствами человека. Сегодня известно множество видов животных, использующих орудия в повседневной жизни, причем в ход идут как неизмененные природные объекты, так и обработанные (например, палки с удаленными сучками и листьями).»

«Шимпанзе Рафаэлю исследователи давали дырявую кружку и шарик, которым можно было заткнуть дырку. Рафаэль не догадывался это сделать, пока однажды случайно не плюнул шариком в кружку. Шарик заткнул отверстие, вода перестала вытекать, и шимпанзе это запомнил. С тех пор он постоянно пользовался шариком, чтобы заткнуть дырку в кружке, но всегда делал это тем же способом, что и в первый раз — брал шарик в рот и плевал им в кружку. Через некоторое время ему дали кружку без дырки, и Рафаэль, совсем уж по-глупому, плевал шариком и в нее тоже. Наконец, когда ему предложили на выбор две кружки — привычную дырявую и целую, бедное животное, не колеблясь, выбрало дырявую.»

«Людям, исследующим поведение животных, избавиться от антропоцентрических оценок трудно. Возможно, этим отчасти объясняется устоявшееся представление о том, что орудийная деятельность является лучшим показателем интеллектуального уровня («когнитивных возможностей») в целом. Еще бы, ведь мы, люди, достигли самых выдающихся успехов именно в этой области.» http://elementy.ru/news/430177
(см. фото)

«Биологи из Австралии и Великобритании выяснили, что осьминоги вида Amphioctopus marginatus «носят с собой» скорлупу кокосового ореха, которая при необходимости используется в качестве укрытия.

A. marginatus использует скорлупки как укрытие (сверху) и передвигается на щупальцах по дну (фото из журнала Current Biology).


Исследователи потратили более пятисот часов на наблюдения за двадцатью беспозвоночными, обитавшими неподалеку от индонезийских островов Сулавеси и Бали. Хорошо известно, что особи A. marginatus часто прячутся в скорлупе кокоса, однако ученым удалось обнаружить и более интересную форму взаимодействия животного с предметом: осьминоги подбирали половинки скорлупы ореха и перемещались по дну, стараясь не выронить их. Для этого моллюскам приходилось переворачивать скорлупки выпуклой поверхностью вниз, составлять их в аккуратный столбик и обхватывать щупальцами; затем A. marginatus начинали передвигаться в своеобразной манере, отталкиваясь от дна всеми восемью щупальцами.

«Они выглядели очень комично, — вспоминает участник исследования Джулиан Финн (Julian Finn) из Музея Виктории. — Пожалуй, мне еще не приходилось наблюдать под водой ничего более смешного». В четырех случаях осьминоги, как сообщается, переносили скорлупу на значительные — до 20 метров! — расстояния.

Авторы отмечают, что подобное поведение можно классифицировать именно как использование орудий, поскольку передвижение на щупальцах неэффективно и не дает животному никаких преимуществ: голова и тело осьминога остаются уязвимы. Скорлупа ореха может принести пользу только в будущем, и в этом заключается отличие A. marginatus от раков-отшельников, которые занимают раковины улиток.

По мнению исследователей, в древние времена осьминоги использовали в тех же целях пустые раковины двустворчатых моллюсков, поскольку легкая и удобная скорлупа кокоса стала появляться в воде только после расселения людей на островах.»
(см. ролик) http://science.compulenta.ru/487293/

"Обезьян с гранатами, то есть, извините, с копьями обнаружила на юго-востоке Сенегала пара антропологов: исследование с марта 2005-го по июль 2006-го проводили американка Джил Прутц (Jill Pruetz) из университета Айовы (ISU) и её британский коллега Пако Бертолани (Paco Bertolani) из Кембриджа (University of Cambridge). А поскольку шимпанзе, охотящихся на других позвоночных животных с применением инструментов, учёные засекли впервые, объёмистая статья об открытии опубликована в журнале Current Biology.

http://www.membrana.ru/articles/global/ … 64400.html

Неактивен

 

#9 09 March 2010 13:51:35

Unenlagia
Модератор
Откуда: Серпухов
Зарегистрирован: 04 November 2008
Сообщений: 4465

Re: МЕХАНИЗМЫ ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ

Насчёт орудийной деятельности. Это понятно, что животные морфологически другие и в плане орудийной деятельности имеют некоторые физиологические ограничения, по сравнению с человеком, но вопрос стоит именно в качественном подходе к изготовлению. Наблюдается ли у них совместное производство орудия или передача опыта в его изготовлении?

Отредактировано Unenlagia (09 March 2010 17:35:26)


Не волим змајеве, али чини ми се да су ме воле!

Неактивен

 

#10 09 March 2010 13:57:04

Amigo
Гость

Re: МЕХАНИЗМЫ ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ

Один интересный случай мне приходилось наблюдать на Московском ипподроме. Жеребец по кличке Абакан набирал полную пасть овса и высыпал за чашкой поилки. Когда овёс прорастал, он вытягивал его оттуда за зелёные стебли, съедал и насыпал новую порцию. Так он делал на протяжении двух лет наблюдений.

 

#11 13 March 2010 14:36:36

Макрофаг
Заглянувший
Зарегистрирован: 08 March 2010
Сообщений: 6

Re: МЕХАНИЗМЫ ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ

Unenlagia написал:

Насчёт орудийной деятельности. Это понятно, что животные морфологически другие и в плане орудийной деятельности имеют некоторые физиологические ограничения, по сравнению с человеком, но вопрос стоит именно в качественном подходе к изготовлению. Наблюдается ли у них совместное производство орудия или передача опыта в его изготовлении?

Приведу цитату из книги С.В. Савельева "Происхождение мозга"

......"Нельзя ожидать от конкретного вида каких-либо невероятных поведенческих эволюций, если нет соответствующей морфофункциональной базы в виде мозга или специализированного ганглия. Поведение животных «рождается» в нервной системе и одновременно остаётся её заложником. Любое адаптивное изменение структуры мозга даёт огромное преимущество своим обладателям, но загоняет поведение в прокрустово ложе возникших морфофункциональных мотиваций. Птицы никогда не смогут принимать
7
решения, как млекопитающие или рептилии. Морфологические принципы организации мозга образуют непреодолимый поведенческий барьер."......

То ,что мы наблюдаем в поведении животных феноменальные психические проявления наравне с человеком,это говорит о совершенно одинаковых механизмах психического развития животных и человека в критические периоды развития(формирование восприятия,адаптация к внешнему по одним принципам, развитие распознавателей мозга,память,эмоциональные контексты).Но особенности строения тела,морфология мозга откладывает свой отпечаток. Текущая среда так же влияет на особенности поведения.
Для того,чтобы в среде животных образовалась тяга к растениеводству - необходимы особые условия.
Например : при каких условиях лошади могли бы заняться растениеводством ?
Оказывается лошадь долгое время должна стоять в стойле (а это возможно только при наличии стойла,человека ,который изготовил стойло, и самое главное неограниченное время на ожидание пока лошадь случайно не обнаружит в себе тягу к сельскому хозяйству,изменится морфология мозга и тела, а потом это станет основным занятием лошади. smile
Но то,что это в принципе возможно так как эволюция продолжается : это не вызывает сомнений.

Amigo, спасибо за очень хороший пример психических проявлений у животных!

Неактивен

 

#12 06 March 2015 02:19:27

Miracinonyx
Любитель животных
Зарегистрирован: 05 December 2006
Сообщений: 17309

Re: МЕХАНИЗМЫ ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ

Сложно было определиться, куда разместить очерк с "Этологии", но пусть будет в "психике животных".

Весьма любопытная, по-моему, заметка об экспериментальных исследованиях влияния перенаселенности (при неограниченных ресурсах) на размножение и поведение лабораторных мышей.

Рождает множество ассоциаций с современным человечеством, хотя не понятно, какой уровень частоты социальных контактов должен быть у людей, чтобы наглядно проявлялись механизмы самоуничтожения сообщества, описанные для мышей. Ссылка в конце текста.

Эксперимент «Вселенная-25»: как рай стал адом

Неактивен

 

#13 06 March 2015 12:28:19

Боец
Любитель зоологии
Откуда: Везде
Зарегистрирован: 06 November 2013
Сообщений: 921
Вебсайт

Re: МЕХАНИЗМЫ ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ

Товарищи! Не скрою. Я часто наблюдаю в жизни примеры пассивных мужчин похожих на "красивых" и женщин-одиночек! Не думаю, что это есть хорошо!

Отредактировано Боец (06 March 2015 12:28:30)


Нам не грозит метеорит, наводнение, вулканы, нашествие инопланетян, или НТР. Нам грозит нечто более страшное - генетическая деградация из-за отсутствия ЕО. Будем как сыры в масле кататься, и это будут последние золотые века человечества...

Неактивен

 

#14 06 March 2015 12:33:15

Eugene
Модератор
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 12 March 2013
Сообщений: 2653

Re: МЕХАНИЗМЫ ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ

Miracinonyx написал:

Сложно было определиться, куда разместить очерк с "Этологии", но пусть будет в "психике животных".

Весьма любопытная, по-моему, заметка об экспериментальных исследованиях влияния перенаселенности (при неограниченных ресурсах) на размножение и поведение лабораторных мышей.

Рождает множество ассоциаций с современным человечеством, хотя не понятно, какой уровень частоты социальных контактов должен быть у людей, чтобы наглядно проявлялись механизмы самоуничтожения сообщества, описанные для мышей. Ссылка в конце текста.

Эксперимент «Вселенная-25»: как рай стал адом

Спасибо! И в этом смысле прекрасно, что все ресурсы человек (как вид) производит себе сам. Никакого неограниченного рая! А там, где он ограниченно возникает, вырождение и смерть всяких элит и рабовладельцев неизбежна. Что мы и так знали. smile

Неактивен

 

#15 06 March 2015 17:37:01

Miracinonyx
Любитель животных
Зарегистрирован: 05 December 2006
Сообщений: 17309

Re: МЕХАНИЗМЫ ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ

Вы социалисты, товарищи Евгений и Боец? smile
Лично я боюсь, что ограниченность ресурсов для человека не только плюс, но и минус, т.к. любые ограничения базовых потребностей при наложении на перенаселенность (это отдельные параметры, на мой взгляд) рождают еще более дикий всплеск фрустраций и агрессии даже на верхних уровнях пирамиды власти, а вовсе не снимают его.

А так, да, конечно, потому и забавно читать статью про мышей, что действительно есть признаки, которые можно наблюдать сегодня в сообществах человека, как раз именно такие, "мышиные": обезумевшие самки-феминистки и аутизированные самцы-нарциссы.
Лично для меня всегда было немного странно, что это проявляется как раз в самых комфортных условиях, в цивилизованных городах, где нет таких острых проблем с голодом и "местами под солнцем". Статья про мышей показывает, что проблема вовсе не в голоде, а в нарушениях видовой нормы при устройстве сообществ, где перенаселенность является проблемой сама по себе, вне связи с обеспеченностью ресурсами.

Но вообще, мне вот интересно, что является ведущими причинами вырождения в таком эксперименте с мышиным раем и что из этого значимо для людей... Поправьте, в чем ошибаюсь:

1. Частота контактов, резко превышающая видовую норму (т.е. перенаселенность как таковая) -
Мыши - Да, Люди - Да

2. Отсутствие стабильной возможности уединения -
Мыши - ?, Люди - Да

3. Отсутствие возможности для слабых сбежать от доминантов и уйти "во чисто поле" даже ценой резко возросшей вероятности гибели от хищников -
Мыши - Да, Люди - ?

4. Отсутствие возможности отселения и формирования нормальных для вида территориальной и социальной структуры с "естественной" системой доминирования и сброса избыточных особей в среду вовне колонии.
Мыши - Да; Люди - ?

5. Отсутствие вертикального перемещения по иерархии из-за закрепленности всех верхних этажей пирамиды власти за старшими поколениями на протяжении всей жизни молодых (как это формулируется в статье) -

Мыши - субъективно Нет, т.к. они не прогнозируют события и переживают лишь текущее состояние угнетенности;
Люди - Да, т.к. способность к прогнозу есть и есть осознание полного отсутствия перспектив


6. Основное - отсутствие в системе хищников-регуляторов, т.е. незамкнутость экосистемы, что и является в сущности единственной коренной, хотя и совершенно внешней причиной угасания колонии.

Мыши - Да, безусловно; Люди - Нет

(человек избавлен от регулятивных механизмов экосистем Земли больше миллиона лет. Насколько я себе представляю, с образования вида Хомо эректус (т.е. вообще рода Хомо, т.к. хабилисы и им подобные - это переходная группа, ближе стоящая к австралопитекам) и выхода на верховный уровень пищевых пирамид во всех занимаемых экосистемах, у людей не осталось эффективных родовых хищников.

Единственная но очень нестабильная регуляция - это эпидемии + не новый для обезьян, но увы, ставший важнейшим у людей, фактор - война.)

Отредактировано Miracinonyx (07 March 2015 05:24:49)

Неактивен

 

Board footer

©2006 – 2017, Зоологический форум

При поддержке программы Ministry